Моя бабушка всю жизнь преподавала русский и литературу, причем преподавала вдохновенно и хорошо. У нее была большая библиотека, репетиторствовала до самой глубокой старости. Она была настоящий профессионал. Очень любила, например, Гоголя. А вот «Мастера и Маргариту» читать не могла - ей не нравилось, она не понимала. На этом примере я впервые поняла, что меняется не только время, но и восприятие.
На наших глазах эта смена произошла очень быстро - сужу сейчас по детским книгам и фильмам. Детские произведения особенно показательны, так они - как кажется - не слишком зависят от конъюнктуры, они вроде бы вневременны… Не тут-то было!
Что вообще такое «детское литература»? В вузе как-то резко стало понятно, что нынешняя «детская классика» - это вообще-то литература, написанная когда-то для взрослых: Гулливер и Робинзон Крузо, Айвенго и мушкетеры, Джен Эйр, - не говоря уже об «Одиссее». Дмитрий Быков что-то такое в своих лекциях говорил о «детской Господа Бога» - все хорошие книги в нее попадают.
Но даже на уровне различий между детством позднесоветским и современным произошли капитальные переломы, которые все-таки нужно объяснять, кмк, не «глупостью» и «необразованностью» современных детей, а изменившейся оптикой восприятия. И дело не только в клиповом мышлении и в визуальной культуре.
Например, я в детстве обожала «Детей капитана Гранта», «Графа Монте-Кристо» и книгу об Электронике. Их читать ребенку сегодня очень сложно. И дело даже не в темах и лексике, а в ритмах. Их и мне сегодня сложно читать - столько рассуждений, неторопливых отходов в сторону.
При этом тот же Волков, Носов, Драгунский или чудесная серия Пауля Маара о Субастике - «заходят» отлично.
Значит, дело все-таки не во времени, а в «продукте»?
То же и с фильмами той поры. Сознаюсь сразу, у меня в детстве было мало телека, он все время ломался, и некоторые киношки советского периода я только сейчас пытаюсь «нагнать». Получается не всегда.
Например, мы с ребенком с большим усилием высмотрели первые две серии «Гостьи из будущего». Да, потом пошло получше… Но ведь в первой серии там просто ничего не происходит! Позднесоветский кинематограф просто любуется своими (небогатыми) возможностями. Потом-то становится поинтереснее, но до третьей серии еще же дожить надо. (И «Лиловый шар» тоже посмотрели - по сюжету более цельно, но по антуражу бедненько, конечно).
Пытались одолеть киношку «Три толстяка» (которую я по детству помню как интересную, вот эта кукла наследника Тутти…). Через полчаса сдались - скучно! Нужно так много подтекстов учитывать (бунт - это всегда хорошо, народ - это прекрасно, деньги - это ужасно…).
А большинство сказок - смотреть можно! Те же «Три орешка для Золушки», поп-артно яркий «Морозко». Неплохо зашли и «Приключения желтого чемоданчика» (хотя трактовка детских страхов там - из области насильственной педагогики); «Тайна железной двери», «Сказка о потерянном времени».
Ну и голливудские вещи той поры ничуть не потеряли: «И-ти», «Полет навигатора»… Недаром по следам фантастики тех лет сняли чудесные «Очень странные дела».
Конечно, и я иногда ощущаю свою дремучесть. Люблю "Симпсонов" и "Мы обычные медведи", но недолюбливаю штуки типа "Время приключений" и "Спанч Боба" )))
А у вас как со старым детским кино? :) старыми детскими книгами?