Спасибо Киномаксу: вчера, 25 октября, мы попали на специальный показ фильма "Последний богатырь" от Disney и киностудии Yellow, Black and White. Фильм оказался и смешным, и сказочным; и русским по материалу, и вполне международным по формату - то есть подходит самой широкой аудитории (а ограничение 12+ мне видится завышенным).
Селфи со "злодеями" - мимими-центр фильма.
Сказочные до... бродеи. И злодеи, конечно, тоже
В фильме оказалось много обаятельных персонажей, один другого лучше. В этом обстоятельстве повинен как более-менее вменяемый и логичный сюжет, в котором предложены любопытные и неоднозначные образы, так и хороший актерский состав.
Роковая злодейка, чудо-женщина с артефактом (и, хочется сказать, мачеха, так клеится к ней эта роль из сказки) - Екатерина Вилкова.
Баба-Яга, с ее "гаджетами" и зельями, с ее характерным говорком - Елена Яковлева (кто бы узнал?).
Харизматичый "плохой" герой, Кощей с собственной нестандартной этикой и с уникальными сверхспособностями, - Константин Лавроненко.
Обаятельный Иван, главный герой и мнимый сирота, а также мнимый маг Светозар, - Виктор Хориняк.
Боевитая Василиса (не без лягушачьей шкурки) - изящная Мила Сивацкая (в ее внешности угадываются аллюзии и на мать драконов, и на Гермиону Грейнджер, и слегка на
alesyaweimar).
Милейшая Чуда-Юда, наследник питер-джексоновских и гарри-поттеровских троллей, - уютный Александр Семчев.
И особенно хочется назвать исполнителя роли истинного Светозара, своего рода лешего (и немножко Радагаста Карего) - чудесного Тимофея Трибунцева.
При этом положительные герои не приторны (иногда даже совсем наоборот!), а отрицательные - не однобоки. Палитра красок широка, и это радует.
Фэнтэзи? Мультик? Роу?
Главная проблема постсоветской экранной сказки в России - что она, в общем, похуже советской. После образцов стиля от Роу и иже с ним на этой ниве крайне сложно сделать что-то сопоставимо волшебное (помните прошлую русско-диснеевскую "Книгу мастеров"? А "Реальную сказку" с Безруковым? Вооот, и не надо).
"Мельница" нашла свой коммерческий путь, представив сказку в рисованном виде - небесталанно. Немножко увлеклись, конечно, и все еще доят полумертвую идею, но - богатыри и волк поначалу вышли славные.
В кино дело обстоит похуже: как Роу, мы уже не умеем, а как западные фэнтезисты, не умеем тем более.
И, как мне кажется, "Последний богатырь" задает довольно точное направление: взять отечественный фольклор и надеть его на живую и узнаваемую нить фэнтези (с его сюжетными ходами, и приемами, и даже визуальными решениями). Цитаты могут опознаваться ("Я отец драконов!"), а могут и нет, - потому что они вписаны в текст органично. И по сути, эти элементы привычных фэнтези-саг исполняют двойственную роль: они делают сказку узнаваемой, вписывают в контекст знакомых сюжетов, - и дают взрослым посмеяться, обрадоваться и угадать источник.
Ну судите сами: мальчик-сирота, воспитанный в унижениях, еще и маг (или нет); два мира, наш и волшебный; узурпация власти "добром" и заключение под стражу всех чуд (здесь уже мотивы "Шрека"); злая, но прекрасная королева с энергетическим хлыстом (привет, вселенная Марвел); мультик-экспозиция про камень бессмертия (привет, дары смерти); магический меч, который отдастся только в руки наследника (ну тут ваще такая жирная аллюзия)...
Все это неожиданно изящно и ненавязчиво увязывается а) с социальной сатирой; б) со сказочными реалиями.
Ведь в сюжетной структуре сказка - прямой прародитель фэнтези: Кащей - древнее зло; Баба-Яга - помощник героя и сама немного супергерой; ступа и избушка - вполне себе аутентичные артефакты; Василиса мучается двойственностью, как любой приличный герой двойной природы; и так далее. И тридцать витязей прекрасных, которые чредой выходят откуда надо, - отлично вписываются сюда, и обретают эпическую предысторию.
И последнее застолье, "по усам текло, а в рот не попало", - все это органично.
Чтобы адекватно воспринимать фильм, надо не забывать, что это не эпическая фэнтези-сага и даже не сказка. Это чистая комедия, хоть и в сказочном антураже. Да, не все сюжетные элементы увязаны (например, зачем Ване папа, не очень-то и ясно; да и хвост могли бы оторвать поаккуратней). Да, некоторые герои могли быть и поярче. Да, некоторые сцены коленом давят слезу. В целом же это связная и смешная история, куда с чувством и тактом вписаны сказочные герои - со своей сложной психологией. Много пародии, много уместных и забавных сопоставлений двух миров.
Конечно, есть вопросы к картинке. Она порой раздражающе яркая, грим героев несколько пластилиновый (особенно почему-то раздражал Водяной), а здешняя злая Букля уж очень компьютерная. Но надо не забывать, что это веселое фэнтези - почти мультик. Вспомните стиль и посыл "Шрека" (чуть ли не первого случая остроумного опровержения сказочных шаблонов), и все станет ясно.
А уж последняя сцена и вовсе зачет (ведьмы в городе, привет "Дозорам"). Не на сиквел ли намекают? :)