Поездка в Москву для провинциального театрала становится небольшим хаджем. А для меня встреча с Александром Огаревым и Школой драматического искусства стала не только эстетическим впечатлением, но и просто человеческой радостью: Александр Анатольевич когда-то лично для меня (как и для многих краcнодарцев) открыл театр как особый мир, влекущий к разгадыванию.
Уже в третий раз посмотрела в ШДИ спектакль "Луна-парк имени Луначарского" по Ксении Драгунской - я о нем уже
писала. Этот спектакль стал первой потановкой в ШДИ по современной драме, он наметил новый путь между бытовым и символическим прочтением современного материала, опрокинув сатиру в фантазийное пространство.
Пространство зала «Глобус» диктует вертикаль общественной иерархии. Внизу, в заготовочном аду - крышкинцы. И все выше и выше поднимается по вертикали московская спесь, чтобы выдавить из города в итоге всех жителей. Необычное пространство зала предопределяет непривычные приемы сценографии, особую светопись (художник - Елизавета Дзуцева, свет - Тарас Михалевский).
В этот раз спектакль шел в новом составе, где часть исполнителей более чем знакомы краснодарским зрителям (Александрина Мерецкая aka Екатерина Крыжановская в роли Маши, Андрей Харенко в роли Штыря).
В отличие от Маши Аллы Казаковой, героиня Александрины Мерецкой ничуть не наивна, она не особенно ищет в Крышкине провинциальной чистоты. Для нее поездка за 300 километров от столицы - жест сопротивления, почти революция, недаром же раз за разом она напевает "We don't need your education". Изысканная и ироничная Маша ничуть не комична, она существует как будто бы на другом уровне реальности, чем забавные «устрицы» или гротескные жители Крышкина.
Штырь Андрея Харенко - персонаж сложный, не просто смешной и жалкий, но с драматической глубиной; его «окукливание» на свадьбе, поза зародыша, истерическое «Горько!!!» - более чем суровая метафора социального принуждения.
И, несмотря на гротексное, игровое решение спектакля, ряд сцен сообщает о нашей жизни что-то весьма точное и жесткое, как бы эта правда ни была парадоксальна. Это и сцена изнасилования Маши - а потом ее жалость к мужу; и монолог Сестры Заявителя (Алина Чернобровкина) о прекрасной туши, по сути декларация продажности; и прибаутки Бабушки (Ольга Малинина), за которыми грозно поднимается призрак голода и одиночества.
Особой тональности спектакля способствует пластическое решение (хореограф - Наталья Шурганова) и, конечно, пение: интонации и ритмы хора под управлением Светланы Анистратовой, как оказалось, запомнились мне на несколько лет на физическом уровне. Это сделано очень сильно.
Спасибо театру и режиссеру за сильный, качественный спектакль, особенно воздействующий на провинциалов :)
Загадаю себе посмотреть в ШДИ побольше )
Фото - с сайта театра.