Спектакль «Сокровища лесных эльфов» в Театре на Спасской, Киров.
Режиссер - Борис Павлович, художник Катерина Андреева.
Книга финской писательницы Реетты Ниемеля «Сокровища лесных эльфов» была издана в Санкт-Петербурге в 2005 году, а поставлена Борисом Павловичем в Кирове в 2012-м. Очевидно, что спектакль рождался как серия актерских эскизов; кстати, отсутствие общего сюжета (как и узнаваемость вещного мира) - отличительная черта спектаклей для малышей.
В начале спектакля перед зрителем - вполне обычная «икейная» кухня, где двое пьют чай. Но вот взрослые идут спать, и просыпается волшебство. Из кухонных шкафчиков, из холодильника появляются эльфы, чтобы начать игру по превращению всего во все - точно как в детской игре. Перенося мир лесных эльфов в ночную кухню, режиссер воссоздает механизм детской фантазии, которая мгновенно создает из обычного интерьера сказочный лес. Место действия по мере течения спектакля наполняется яркими цветами и осязаемыми текстурами: ткаными и вязаными. Например, появляется «Лунная тыква» - светящийся оранжевый шар в ажурном абажуре; огромная обвязанная мотивами кружка, мягкое лоскутное облако...
Артисты представляют разные миниатюры из книги финской писательницы. Ольга Чаузова в первом отрывке («Сокровища лесных эльфов») рассказывает об эльфах, их вязаных носочках и вкусных сухариках; все вместе эльфы рассуждают о «милой тишине», стараясь ее не нарушить. Появляется «отважная чайка» из ложки и салфетки, «госпожа Крокодилица» из большой прищепки… Форма переходит в содержание (Пирелла - и надпись на лыжах, и имя героини), а малышня в зале строго следит за соответствием: «Это не Пирелла! Это лыжи!» Ненавязчиво затрагиваются и серьезные темы: так велосипед Ржавый говорит об одиночестве и старости. Спектакль «раскачивается», ненавязчиво вводя в зрительский опыт аудитории разные стили: и буффонаду (замечательная тетушка Туча в исполнении колоритного Александра Андрюшенко), и пение в русском стиле (о собаке Вуу Дуу), и даже условный ужастик (причем «пугающей» манере исполнения не соответствует добрейший текст об овечках). Уходя на поиск сокровищ через дверцу холодильника, эльфы оставляют на столешнице шишку - знак своего чудесного мира.
Спектакль очень уютный, по-хорошему игровой и ненавязчиво образовательный: кажется, он может без всяких слов многое объяснить про театр и маленькому, и взрослому зрителю. Особенно это явно в тот момент, когда посреди спектакля мужчина (Михаил Андрианов) вдруг приходит на ночную кухню, чтобы открыть самый обычный холодильник и выпить молока. Словно услышав что-то, он подслеповато вглядывается в ту стену кухни, где сидят зрители: а те, от мала до велика, затаили дыхание, чтобы не выдать взрослым себя - и эльфов.
Эскизность спектаклю не вредит, но, напротив, наполняет его подлинностью увлеченной игры. Очевидно, что актеры от души наслаждаются тем, что делают - хотя спектаклю уже пять лет, и он пережил ряд вводов. В нем равно органичны и нынешняя Анна Каренина Мария Бондаренко (открытая улыбка, яркая мимика и рыжие хвостики), которая играет с премьеры, и недавно введенный Евгений Лютиков, с его неподдельно-простодушным лицом. Хоровая присказка «Эльфы да» вписывает спектакль в контекст творческой жизни кировского театра, рифмуясь с названием вербатима «Так-то да» от того же Павловича, который однажды перевернул здешнюю театральную жизнь.
В нашем мини-рейтинге от десяти критиков этот спектакль получил приз в номинации «лучший актерский ансамбль».
А вот и запись спектакля от 2012 года.
Click to view