7 февраля в Оз-молле Theatre HD показывали "
Венецианского купца", поставленного в
театре Globe.
Та же сцена "Глобуса", что мы видели в "
Двенадцатой ночи": нет кулис, нет "коробки", сцена выдается в зал, демократичная расстановка зрителей. Действительно, в партере зрители стоят, и более того, пройдоха Ланчелот вытащит некоторых из них на сцену и заставит играть роли - "дьявола" и "совести", отдавая дань комической составляющей пьесы.
Мир средневековой Венеции представлен как мир противостояния, резких социальных контрастов; и сценография - мрачные кованые стены - отражает этот мир границ, где евреи отгораживаются от христиан высоким забором, а христиане заставляют евреев носить отличительные знаки на одеждах. Довольно мрачен мир, где тебя называют собакой и плюют в бороду лишь потому, что ты еврей.
Со времен Шекспира, который написал комедию о жадном и мстительном еврее, сценическая трактовка пьесы постоянно углублялась. Сначала Шейлок снял рыжий парик комического злодея, потом и вовсе приобрел трагически-возвышенные черты. Конечно, основой тому являлась не только борьба с антисемитизмом, но и сам текст, в котором образ Шейлока не столь однозначен. Ведь именно в его уста Шекспир вложил гуманистические строки о субстанциональном единстве человечества: "Да разве у жида нет глаз? Разве у жида нет рук, органов, членов тела, чувств, привязанностей, страстей? Разве не та же самая пища насыщает его, разве не то же оружие ранит его, разве он не подвержен тем же недугам, разве не те же лекарства исцеляют его, разве не согревают и не студят его те же лето и зима, как и христианина? Если нас уколоть - разве у нас не идет кровь? Если нас пощекотать - разве мы не смеемся? Если нас отравить - разве мы не умираем?"
Начало спектакля отражает сложный жанровый строй пьесы: в разгаре карнавала мы видим не только Купидона, но и сцену избиения двух евреев. И, собственно, причины озлобленности Шейлока уже очевидны.
Выбор на главную роль гениального Джонатана Прайса - всякий видел его в "Пиратах Карибского моря", а также в роли Его Воробейшества в "Игре престолов" - ставит Шейлока, несомненно, в центр спектакля; он наиболее сложная натура и наиболее яркая, и именно он на протяжении спектакля вызывает сочувствие. Он старик; он жаден, жалок и вместе с тем обладает внутренним достоинством; в момент спора о займе он пытается обратиться к священному писанию, которое у него грубо выбивают из рук. Выживание в такой среде, несомненно, не может сделать Шейлока ни безгранично щедрым (хоть он и соглашается на беспроцентный займ!), ни всепрощающим. Но не таковы в пьесе и христиане.
Антагониста Шейлока, Антонио, играет Доминик Мэфхан. В его исполнении венецианский купец оказывается несколько пресыщенным (беспочвенная хандра) и бесконечно высокомерным с евреем. Его щедрое поручительство за Басанио выглядит лишь следствием его беззаботной самоуверенности, и лишь реальная угроза заставляет его прозреть.
По сути, это пьеса о хейтерстве, о национальной и религиозной розни. Например, хотя дочь еврея Джессику умыкнул христианин, она без сомнения должна стать христианкой, вопросы ее религиозных предпочтений никого не волнуют.
Режиссер Джонатан Манби добавляет в конец спектакля еврейскую песню-плач, которая предваряет крещение Шейлока.
Это крещение - событие, безусловно, насильственное и безрадостное. Это последнее и самое страшное из череды постигших Шейлока бедствий.
Интересным образом пьеса живет во времени, наполняясь новыми смыслами и сюжетами, и из антисемитской комедии превращаясь в рассказ о страшных последствиях хейтерства.
Click to view
Спасибо за отличный спектакль и - приходите на показы "Золотой маски" в Theatre HD.
Как и в прошлом году, Theatre HD и национальная премия "Золотая маска" покажут на большом экране спектакли-номинанты на национальную премию и лучшие спектакли прошлых лет. Все спектакли идут в прямой трансляции!
17 февраля -
балет "Ромео и Джульетта". Постановка Театра оперы и балета Екатеринбурга.
Номинация на Премию «Золотая Маска» 2017 - Лучший спектакль в балете, Лучшая работа дирижера, Лучшая работа хореографа, Лучшая женская роль (Екатерина Сапогова), Лучшая мужская роль (Александр Меркушев, Игорь Булыцын), Лучшая работа художника в музыкальном театре, Лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре
22 марта -
"Жизнь и судьба" по роману Василия Гроссмана (2007). Малый драматический театр - Театр Европы, Санкт-Петербург. В главных ролях: Сергей Курышев, Татьяна Шестакова, Елизавета Боярская, Игорь Иванов.
Премия «Золотая Маска» - Лучший спектакль в драме, большая форма.
2 апреля -
"Гроза" по Островскому. Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург.
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2017 г. - Лучший спектакль в драме, большая форма, Лучшая работа режиссера, Лучшая работа художника, Лучшая работа художника по костюмам, Лучшая женская роль второго плана (Мария Лаврова), Лучшая мужская роль второго плана (Анатолий Петров).
Билеты ищите
по ссылке