Эту статью я задумал году в 2006-м, а окончательно написал в 2013-м. Четыре с половиной года она пролежала у меня на компе, но тексты такого рода устаревают редко и медленно. Так что пора, наконец явить её миру. :)
1. Постановка задачи
В 1930 году английский писатель Олаф Степлдон написал фантастический роман
«Последние и первые люди». В этом произведении изложена полная история человечества: летопись взлетов и падений, катастроф и медленной эволюции разумных рас в Солнечной системе на протяжении двух миллиардов лет. Начальные главы романа посвящены истории первого - современного - человеческого вида, который пережил серию мировых войн, приведших к образованию мирового государства. Однако потери, человеческие, культурные и материальные, были слишком велики. Цивилизация оказалась в застое и погибла.
События, описанные в книге, на первый взгляд совершенно не похожи на те, что произошли в реальности. Во Второй мировой войне, согласно роману, сошлись победители Первой - Франция и Великобритания. По завершении конфликта ослабленные европейские страны объединились в союз под началом Германии. Европа еще дважды вступала в борьбу за мировую гегемонию. В результате последней войны все европейцы были физически истреблены в ходе массированной химической атаки, а в мире остались две сверхдержавы: США и Китай, продолжившие бороться за мировое господство.
Последняя конфигурация вызывает большой интерес - слишком она напоминает сегодняшнее положение дел. Возникает вопрос: почему английский фантаст, сделав массу ошибок в описании ближайшего будущего, вышел-таки на мировую систему, так похожую на ту, в которой мы находимся сейчас? Мы можем предположить, что в структуре конфликтов, наблюдавшихся в реальности и описанных в романе, имеется неочевидное на первый взгляд сходство, которое и привело к такому результату. Предположим, что сюжет начальных глав «Последних и первых людей» является историей, которая могла реализоваться в нашем мире, но по каким-то причинам этого не произошло. Причины эти действовали в течение определённого времени, а потом исчезли, и история вернулась в обычное, т. е. более вероятное русло. Попробуем найти эти причины и объяснить, почему с некоторого момента они перестали действовать и история нашего мира стала походить на степлдоновскую.
Ниже мы попытаемся увязать историю романа с нашей историей - провести ее верификацию. Подобная работа уже проводилась по крайней мере по трём циклам произведений литературы и кино:
ü по миру братьев Стругацких (
«Мы попали не в ту историю», а также
«Бриллиантовые дороги» и другие статьи С.Б. Переслегина для издания «Миры братьев Стругацких»),
ü по «Запискам о Шерлоке Холмсе» Конан-Дойля (С.Б. Переслегин
«Классический детектив как квант межтеневого взаимодействия»),
ü по миру «Звездных войн» (А.П. Лычев
«”Звездные войны” - ещё одна “не та дверь”»).
Анализ романа «Последние и первые люди» представляет особый интерес, потому что сам автор привязал описанные в нём события к нашей истории, как по времени, так и по исторической логике. Мир Полдня Стругацких и «далекая галактика» Лукаса суть миры будущего; связь их с настоящим в самих текстах прописана весьма скупо или не прописана вообще, и ее приходится додумывать. Мир «Записок о Шерлоке Холмсе», наоборот, очень похож на наш; настолько, что сам факт того, что Конан-Дойл описывает параллельную историю, представляется неочевидным. С романом Степлдона ситуация иная. Книга эта написана почти восемьдесят лет назад. Многие события, изложенные в ней, уже должны были произойти - или вместо них произошло что-то другое. Степлдоновская история связана с нашей началом и окончанием: она выводится из результатов Первой мировой войны и завершается противостоянием между двумя сверхдержавами, США и Китаем, но путь к такому исходу сильно отличается от нашего
[1]. Анализ книги позволит рассмотреть интереснейшее явление: некоторую последовательность событий, которая в конце 20-х гг. считалась наиболее вероятной историей, вскоре перешла в разряд «тени», но по прошествии нескольких десятилетий стала вновь нашей историей. «Всякая «Альтернатива» стремится стать текущей Реальностью и оказывает соответствующее воздействие на Универсум», - писал Переслегин в статье «Альтернативная история как истинная система». Анализ степлдоновской истории позволит нам увидеть это на конкретном примере.
2. Канва событий
История будущего в романе излагается от лица сверхчеловека, живущего на Нептуне через два миллиарда лет от сегодняшнего дня. Солнце находится на краю гибели и вскоре должно уничтожить человеческую цивилизацию, и последние люди совершают ментальные путешествия в прошлое, связываясь со своими дальними предками и передавая им свой опыт. Одним из этих предков волею судеб оказывается автор.
Степлдон начинает изложение от ситуации, сложившейся к середине 20-х годов. Недавно окончилась Великая европейская война. Германия оказалась разгромлена и демилитаризована, а плоды победы разделили между собой Великобритания и Франция. Две державы начинают борьбу за сохранение и упрочение своих позиций. Проходит череда мелких войн, среди которых писатель выделяет одну, закончившуюся свержением некоего итальянского диктатора (рассказчику - сверхчеловеку двадцатимиллионного века - его имя просто неинтересно, хотя имеется в виду, разумеется, Муссолини). В конце концов, двое победителей вступают в схватку между собой. Попытки Германии (в сценарии Степлдона страны в высшей степени миролюбивой) выступить посредником не имеют успеха. Следует короткая, но ожесточённейшая воздушная война, в ходе которой эскадрильи бомбардировщиков сравнивают с землёй целые города. Обескровленные противники заключают мир, но самостоятельно влиять на мировую политику они уже не могут, поэтому Европа объединяется в политический и военный союз под предводительством Германии.
В это время строительство «нового общества» в России сталкивается с недостатком финансовых ресурсов. Страна вынуждена привлекать американские инвестиции (разрушенная войной Европа уже не способна экспортировать капитал) и тем самым попадает под влияние США. Европа оказывается территориально отрезана от остальной Евразии. В попытке сломить гегемонию Соединённых Штатов, она решает ударить по «слабому звену» американского мира - Советской России. Происходит новая война, столь же короткая, но куда более разрушительная, ибо ведётся она с применением химического оружия. В результате между воюющими сторонами образуется мёртвая зона в сотни километров шириной, российский эксперимент «по объединению западного интеллектуализма и восточного мистицизма» терпит крах, а Европейский союз оказывается ещё более ослаблен.
Противостояние между США и Европой продолжается. Во время очередного спора Америка пытается продемонстрировать свою силу, проведя свой воздушный флот над Британскими островами. В ответ Европа применяет атомное оружие
[2]. Потрясённое американское общество требует мести, и верховное командование решает полностью уничтожить европейцев при помощи массированной химической атаки. Боевые газы вскоре полностью рассеиваются, и Соединённые Штаты получают в своё полное распоряжение весь континент с его природными ресурсами и промышленной базой, а также контроль над британскими доминионами.
Мир оказывается разделён между двумя сверхдержавами: Соединёнными Штатами и Китаем (с последним постепенно сближается Индия). Периодически между ними возникают региональные конфликты, которые иногда даже приводят к образованию двух параллельных Лиг наций, отрицающих решения друг друга. Однако политическое противостояние не мешает экономическому сотрудничеству. Американский капитал представлен во всех странах мира, а в Китае и Индии образует особые сектора, выделяющиеся характером и производительностью труда и доходами работников. Противоречия между сверхдержавами накапливаются и вызывают новую, последнюю, мировую войну.
[1] Относительно самостоятельным союзником Китая в романе выступает Индия. На момент его написания она была британской колонией. Теперь же это одна из буковок в аббревиатуре БРИКС - ещё одна аллюзия на нашу современность, которая во времена Степлдона была совсем не очевидной.
[2] История изобретения и уничтожения атомного оружия занимает в романе много места, но для нашего изложения несущественна. Следует упомянуть лишь, что оно было применено один-единственный раз и потом забыто на многие тысячелетия.
(
продолжение следует)
Фото в начале статьи - портрет Олафа Степлдона.