Экологический кризис как проблема контроля (часть 3)

Jun 27, 2022 20:53



Третий и четвёртый качественный переход в отношениях человека и природы произошли в последние столетия. Это Великие географические открытия и индустриализация.

500 лет назад ситуацию изменило важное нововведение - дальняя морская торговля. Более или менее регулярные морские перевозки известны с древнейших времён. Первое несомненное свидетельство их существования - появление первых поселенцев в Австралии около 40 тысяч лет назад. Следующая волна расселения началась около трёх тысяч лет назад, когда обитатели Юго-Восточной Азии двинулись на своих хрупких судах на восток и за двадцать веков освоили пространства Тихого океана. В обоих случаях человек нанёс страшный ущерб местным сообществам и обогатил их небольшим числом новых видов. Сообщение австралийцев и полинезийцев с континентальной прародиной, очевидно, вскоре свелось к минимуму, так что никакого ощутимого воздействия на экосистемы Азии они не оказали. Другим древним центром океанского судоходства стал бассейн Индийского океана. Морская торговля появилась здесь несколько тысяч лет назад и охватывала всё побережье южной и юго-восточной Азии и восточной Африки от Китая до Мозамбика. Поскольку этот район представляет собой единый массив суши, пусть и разделённый горами, внутренними морями и пустынями, воздействие на природу здесь не было масштабным - за исключением экосистеме Мадагаскара, которые сильно пострадали после заселения острова.

Последней и самой масштабной по своим последствиям волной морской колонизации стала европейская экспансия 15-19 веков. Как и в бассейне Индийского океана, здесь в главной роли выступала зрелая цивилизация со сложной культурой, развитыми традициями сельского хозяйства и городской жизни. Вместе с тем, Европа страдала от перенаселения, поэтому многие путешественники стремились обосноваться на новых землях, перенеся туда свои методы хозяйствования, а вместе с ними - знакомые растения и животных.

Для экосистем мелких островов это было катастрофой. Виды, приспособившиеся к ослабленной конкуренции, массово вымирали от охоты и разрушения среды обитания. На континентах  влияние колонистов было ограниченным. Как правило, они оказывались привязанными к морю, так что местные животные и растения, а также связанные с ними общества охотников и собирателей сохранялись в глубине суши. Там же, где местное сельское хозяйство поддерживало жизнь сильных и многолюдных государств, колонизаторы не могли закрепиться: превосходство европейской военной техники тогда ещё не было абсолютным. Первые колониальные империи охватывали узкие полоски побережий, и лишь там, где собственное сельскохозяйственное производство сочеталось со слабостью центральной власти (как в Индонезии) или же с фатальным техническим отставанием (как в Мексике или Перу), они смогли продвинуться вглубь континентов. При этом новые правители не стремились менять местный хозяйственный уклад, пока он обеспечивал удовлетворение их потребностей. Уже освоенные земли продолжали обрабатывать аборигены, использовавшие традиционные методы и культуры. Только туда, где условия подходили для развития сельского хозяйства, но самостоятельно оно по тем или иным причинам не возникло, колонизаторы привозили знакомые, европейские культуры и домашних животных. Такие переселенческие колонии сложились в Северной Америке, Южной Африке, Австралии и Новой Зеландии. Поначалу они не оказывали существенного влияния на окружающую природу, но это был плацдарм для следующего рывка.

В результате Великие географические открытия стали крупнейшим шагом в относительном росте человечества после самого появления человеческой культуры. Они резко повысили связность человеческой цивилизации: после них все общества стали взаимодействовать друг с другом через посредничество западноевропейских держав. Для животных и растений появились новых пути расселения через водные преграды, ранее непреодолимые для большинства видов, а возникшие экономические связи между регионами сделали возможными последующие коренные преобразования мирового хозяйства.

***
Длительное время основным занятием большинства людей было сельское хозяйство. Массы крестьян обеспечивали продовольствием себя, немногочисленных квалифицированных ремесленников, торговцев и знать. В тех редких случаях, когда значительная часть населения уходила с земли в поисках более прибыльного занятия или стремясь к досугу, это было признаком общественной болезни, зловещим предвестьем наступающего кризиса. Положение коренным образом изменилось с появлением мануфактурного и промышленного производства. Расщепление производственного процесса на стадии, его стандартизация и частичная механизация привели, с одной стороны, к резкому удешевлению продукции, ставшей доступной не только состоятельным людям, но и широким массам населения, а с другой - существенно понизили требования к рабочей силе. Теперь люди, не нашедшие себе применения в деревне, могли устроиться на фабрику, которая, по крайней мере, обеспечивала физическое существование рабочего и его семьи [1]. Так в промышленных странах появились значительные группы населения, которые предъявляли спрос на продовольствие, но сами не производили его. Причем селились эти группы в городах, которые, таким образом, становились слишком большими, чтобы удовлетворять свои потребности за счёт продукции, производимой окрестными деревнями. Потребовались дальние перевозки продуктов питания - как по морю, так и по суше.

Сухопутный транспорт был слабым местом в хозяйстве того времени. Повозки и обозы требовали развитой дорожной сети и во много раз уступали кораблям по грузоподъёмности. Такая технология соответствовала потребностям почтовой связи, архаичного управления и торговли предметами роскоши, однако для индустрии, привязанной к источникам сырья и путям их доставки, этого было мало. Ответ предложила сама промышленная революция: паровой двигатель быстро стали применять не только в производстве, но и на транспорте. Во второй половине 19 века все развитые страны покрылись сетью железных дорог, а к концу столетия магистральные дороги протянулись и через слаборазвитые районы, став осями освоения. Попытки создания транспортного средства, не привязанного к специализированным трассам, несколько затянулись: паровой двигатель оказался слишком ненадёжен для этой задачи, - но с изобретением двигателя внутреннего сгорания автомобили быстро заполонили Землю, сделав возможной доставку «от двери до двери».

Вместе с ускорением и удешевлением транспорта совершенствовались и способы сохранения продовольствия. В начале 19 века появились первые консервы, в конце столетия - рефрижераторные суда. Стало возможным доставлять продовольствие практически на любое расстояние. В результате обозначились две тенденции. Во-первых, усилилась специализация в сельском хозяйстве. Целые регионы и страны сосредотачивались на производстве нескольких культур, которые отправляли на экспорт, а всё остальное ввозили из-за рубежа. Монокультурные агроценозы стали ещё одной ступенью на пути упрощения экосистем в результате деятельности человека. Во-вторых - стало экономически выгодным превратить в поля или пастбища все земли, на которых могут обитать домашние животные и растения. К началу двадцатого столетия белые фермеры заселили все территории, пригодные для земледелия европейского типа, а списки вымерших видов пополнились последними представителями мегафауны. Исчезли тарпан, квагга, сумчатый волк, азиатский гепард, аравийский страус. Полностью или практически полностью вывелись в дикой природе зубры, бизоны, лошади Пржевальского, азиатские львы. Как и прежде, африканские экосистемы оказались более устойчивыми, поскольку сонная болезнь ограничивала распространение домашнего скота. Но они также страшно пострадали. Вместе с природными сообществами исчезали и культуры населявших их людей. Европейские колонизаторы стремились приобщить «дикарей» к цивилизации, при необходимости - насильно, а такая необходимость, к сожалению, возникала слишком часто. Самые примитивные народы были уничтожены физически: такая судьба, например, постигла патагонцев и тасманийцев.

Таким образом, главным результатом промышленной революции 19 века с точки зрения воздействия человечества на природу стали:
  1. абсолютный рост: вовлечение в сельскохозяйственный оборот практически всех земель, подходящих для него; уничтожение последних остатков мегафауны и зависевших от них человеческих обществ;
  2. относительный рост: взрывное увеличение городского населения, зависящего от поставок продовольствия издалека;
  3. рост контроля: упрощение агроценозов, в которых широкое распространение получили монокультуры.
***
Примерно с середины ХХ века началось новое наступление человечества на природу. Прогресс медицины резко снизил детскую смертность среди людей, в результате чего население планеты за столетие увеличилось вчетверо. Новых земель для освоения уже не было. Потребовалось извлекать максимум из имеющихся территорий. Возможности для дальнейшей интенсификации были найдены на пути сращивания сельского хозяйства с промышленностью и научно-техническими исследованиями, приведшего к появлению единого агропромышленного комплекса. Процесс шёл по нескольким направлениям:
  • механизация сельского хозяйства,
  • широкое (иногда избыточное) применение удобрений и средств борьбы с паразитами;
  • выведение новых сортов растений и пород животных, более продуктивных, устойчивых к неблагоприятным воздействиям окружающей среды и приспособленных к полупромышленному разведению;
  • создание современных методов животноводства, выращивание скота в закрытых стойлах или птиц на птицефабриках, т.е. в искусственной среде промышленного характера.
Очередной переворот в сельском хозяйстве имел важные последствия. Новые технологии позволили осваивать и эффективно использовать территории, прежде считавшиеся неподходящими для человека. Резкий рост производства продуктов питания позволил накормить население многих голодавших стран и регионов, и вместе с тем сделал возможным в них дальнейший рост населения. С 60-х годов - времени, когда достижения «зелёной революции» стали применяться в развивающихся странах - численность человечества удвоилась. Подобные явления, только меньшие по масштабу, имели место и после прежних аграрных революций. Принципиально новым стало сращивание промышленности и сельского хозяйства в единый агропромышленный комплекс. Промышленность - молодая и масштабная сфера деятельности, поэтому она находится в состоянии крайнего неравновесия с окружающей средой. Индустриальные производства поглощают огромные объёмы природных ресурсов, а их продукция, как правило, заканчивает свою жизнь в качестве отходов, а не сырья для новой переработки. Обмен веществом и энергией внутри системы производства, применения и потребления промышленных изделий относительно невелик и осуществляется в пределах разомкнутых и изолированных друг от друга производственных цепочек. Широкое использование машин, удобрений и индустриальных методов организации производства в сельском хозяйстве привнесло туда эти особенности. Многие домашние животные теперь настолько приспособлены к жизни на индустриализированных фабриках, что физически неспособны выжить в дикой природе. Усиленная защита культур от паразитов с помощью различного рода пестицидов укрепляет зависимость первых от человека и ускоряет эволюцию вторых, выводя формы устойчивые к химикатам. Сами по себе эти процессы не уникальны для агроценозов, так как и в природе многие организмы настолько приспосабливаются к жизни в определённых сообществах, что теряют способность обитать где-либо ещё. Однако техническая цивилизация в современном виде - крайне неустойчивая система. Попав в зависимость от техники и химических производств, сельское хозяйство впервые в истории стало энергодефицитным; оно требует больших затрат энергии (для производства удобрений, сельскохозяйственной техники, топлива), чем содержится в производимых продуктах питания. Нехватка покрывается за счёт ископаемых энергоносителей.

Следовательно, последний перелом во взаимоотношениях человека и природы произошёл во второй половине двадцатого века и связан с взрывным ростом населения, развитием промышленности и образованием агропромышленного комплекса. Содержанием этого перелома стали:
  1. абсолютный рост: широкое вовлечение в оборот новых веществ, как извлечённых из недр земли, так и синтетических, которые используются в том числе для нужд сельского хозяйства;
  2. рост контроля: выведение новых более продуктивных пород животных и растений, само физическое существование которых часто зависит от человеческого труда.

( окончание следует)

Иллюстрация в начале поста: источник.

© Килячков Николай

__________

Кто хочет поддержать меня рублём, реквизиты для перечисления:

Сбербанк 2202 2007 1559 9278
Тинькофф 5536 9140 5992 2843

[1] Ужасающие вспышки голода в Бенгалии и Ирландии на заре индустриальной эпохи были связаны как раз с тем, что промышленное развитие данных регионов искусственно сдерживалось. В Англии во время огораживаний массовой смертности от голода всё-таки не было.

экономика, история, природа, экология, охрана природы

Previous post Next post
Up