Чем Онегин мог привлечь Татьяну

Oct 21, 2005 13:34

Продолжаю печатать свои старые заметки.
Написано в ответ на вопрос:
"А не слишком ли мелок Онегин для Татьяны? Чем он мог так ее привлечь?"

" Онегин? да вот с ним и Пушкин дружил. Не вдову клико распивал, а разговоры разговаривал и очень был собеседником доволен.

Смотрите: мальчик в свете. 18 лет.Блестящий французский. Светский лоск. При этом производил впечатление "ученого малого", даже "педанта" - то есть, знающего досконально, до мелочей.
Латынь. Наизусть пару стихов Энеиды, но незнакомый эпиграф тоже разберет-прочтет. Исторические анекдоты - то есть интересные случаи. А собственно вся история в памяти - это и есть исторические анекдоты вроде того, где спрятанный лисенок под плащем грызет живот спартанскому мальчику, а тот лицом не меняясь стоит навытяжку на смотре...
Бранит Гомера и Феокрита... Хорошие ребята для бранения. Читал стало быть - и " гнев, о воспой.." и про розы там какие-то...:) Зато читал Адама Смита. Смита ведь и Маркс читал впоследствии и с него начинал научную экономику. То есть, светский человек в 18 лет его прочел, понял и мог цитировать и рассуждать. ( Покажите мне выпускника нашей школы , который бы про Маркса своими словами и с интересом рассуждал! и при этом Онегина не принуждал никто "обязательным средним"...)

Далее описано как он завоевывал красавиц. Обширная психологическая школа. Все способы нравления женщинам - до обольщения, что в те времена было несколько затруднительнее , чем в наше... Причем он искренне им нравился! Он их слушал, говорил с ними, возбуждал в них интерес неожиданностью, постоянной новизной. При этом одинаково успешно действовал на невинных крошек и прожженых кокеток. И при этом виртуозно умудрялся оставаться друзьями с отцами и мужьями, сохранять репутацию человека образованного и интересного, а не ветренника и распутника. Согласитесь - незаурядное мастерство. ( Джин, оторвав себе голову и жонглируя ею, Алладину: кто из твоих друзей может так??)

Театр. Он завсегдатай. А между прочим, это время Расина и Корнеля и классической французской драмы и комедии. Это расцвет театра, это то, что было положено в основу театра европейского, нового времени - как жанра. Прекрасный стих, изящные шутки. Наш Фонвизин с блестящими своими комедиями. И т.д. - отсылаю к тексту.

И вот - все это его насытило. Заметьте - не выгнали его, не недодали - он всего этого наелся досыта и отошел.

Засел за книги и прочел их массу. Это было время интереса к переустройствам общества, к вопросам справедливости - общечеловеческого смысла..
И их он обчитался...
Вот тут-то он с Пушкиным и встречается по роману:

Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.
Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба:
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба
Слепой Фортуны и людей
На самом утре наших дней.

XLVI.

Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей;
Кто чувствовал, того тревожит
Призрак невозвратимых дней:
Тому уж нет очарований.
Того змия воспоминаний,
Того раскаянье грызет.
Все это часто придает
Большую прелесть разговору.
Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке с желчью пополам,
И злости мрачных эпиграмм.

Думаю, "неподражательная странность И резкий, охлажденный ум" могли бы произвести впечатление на любую толковую женщину. Это даже в столицах было замечаемо, а в деревне, где на сто верст кругом помещики заскорузлые - уж тем более.

Вот кстати, сам А.С. заступился за Евгения. Помните, после его уезда Татьяна приходила читать его книги? И так они ей напомнили его "резкий, охлажденный ум", что задумалась она - совершенно без глупой девичьей очарованности фанатичной:

Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?..
Уж не пародия ли он?

Но ранее еще Пушкин возразил на это - в будущем - сомнение:
"неподражательная странность". А уж ему-то было виднее. Он книги те до встречи с Евгением читал, поле у них было общее культурное - и мог оценить его верно и трезво. Девушкой на выданье опять же не будучи:) Непредвзято то есть..."

onegin, tatyana_larina, reading

Previous post Next post
Up