Про издательство. Автор и книга.

Apr 15, 2021 21:52


Продолжаю рассказы про издательский опыт.

Итак, нам нужна была готовая книга. Не идея книги, не «когда-то в будущем напишу», не «могу написать» - а готовая, уже написанная книга.

Я подозреваю, что большие издательства тоже предпочитают уже готовые книги - если они первые-вторые. Когда автор уже себя зарекомендовал, издательство знает, чего от него ожидать в смысле качества текста и сроков с трудолюбием - и издательство может подписаться на еще неизданные книги. Такой контракт у моей сестры с издательством - оно готово выпустить следующие ее пять, кажется, книг - какие бы она ни написала.

Большие издательства также могут заключить контракт на первую ненаписанную книгу, но скорее нон-фикшен, который потребует больших исследований, изучения материала, раскопок, интервью, поездок и встреч. При условии, если автор увлекательно изложил идею книги, и она оригинальна и нужна читателю. Автору придают специального редактора, который вместе с ним работает над этой книгой на всех этапах, следит за структурой, за наполнением и отсутствием воды.

В случае маленького издательства, как у нас,  такого редактора, чтобы работал с автором над ненаписанной книгой, просто нет. Я могу теоретически послужить таким редактором - но предпочла бы вложить силы и время в собственные книги.

Так что мы искали уже готовый текст. Издатель хотел прямо сейчас издавать книгу. Не ждать ее, не работать над ней, а уже издавать, печатать и выпускать в мир. Сейчас, после работы над двумя книгами, стало понятно - оказывается, даже с  уже написанным текстом будет очень много работы до того момента, когда он появится в виде физической вещи, со страницами и обложкой. Надо сказать, я этого не представляла совсем! Я ожидала, что издателю дадут написанную книгу и он ее быстро-быстро напечатает, и книгу можно будет купить. Но между этими двумя пунктами оказалось еще много шагов, я про них как раз буду рассказывать в постах.

У автора может быть много идей, книга может переменять свой вид в процессе написания, стопориться и нагоняться. В жизни его могут возникать неожиданные обстоятельства, срочные дела, внезапные неприятности,отпуски, переезды и радости, мешающие ему писать или закончить книгу. Он в процессе может понять, что ему нужно учиться, пойти на курс по писательскому мастерству или начать читать книги по теме.

Пусть это все происходит до встречи с издателем. Будет готова книга? Приносите посмотреть.

И вот тут очень интересный момент для писателя. Я прочла, что чуть ли не все американцы хотят написать свой роман. Меня это удивило, но большая доля истины в этом, скорее всего, есть - многие думают, что у них найдется, о чем написать книгу. Хотя бы одну.

Но пишут единицы из них.

Не так-то просто усадить себя за регулярный, последовательный труд. Даже если человек  более или менее умеет это делать, если у него есть способность писать увлекательно и слова подбирать правильно - и то нелегко посадить себя за работу, начать, продолжить и закончить.

Но в последнее время я замечаю людей с вопросами из самых разных творческих отраслей. Они еще не начинали ничего делать. И задают они вопрос в пространство или кому-то опытному: Я хотел бы заняться дизайном (писательством, иллюстрацией, сочинением игр, созданием своей коллекции), могу пойти учиться на это. Но учиться долго и стоит денег. Скажите мне, можно ли быть успешным, зарабатывать этим на жизнь, добиться успеха в этом деле? Стоит ли в это вкладываться?

То есть, не только они этим не занимаются каждый день,  они еще только собираются азы пойти изучать, но хотят гарантий, что их ждет успех, потому что не хотят вкладывать силы, время и деньги даром.

Ответ тут очень простой: Конечно можно! Есть люди, которые успешны, хорошо зарабатывают и известны в этой области. Но будете ли одним из них конкретно вы - совершенно неизвестно. Я бы даже сказала - с небольшим склонением в сторону ответа «нет»:)

Все известные, успешные люди, которых я знаю - и лично и потому что за ними следила или читала про них - не задавали такой вопрос, не вымогали гарантий прежде чем начать. Они делали это без обещаний успеха, без надзирателей и подгонятелей - просто потому, что им хотелось этим заниматься. От первого интереса до умений, за которые будут стабильно платить, очень большой кусок времени проходит в бесплатном упорном труде.

Вперед на это время смотреть очень страшно - что значит, потратить два или три года до первых успехов? Но если вы оглянетесь назад, на любое свое умение - шить, столярничать, делать городские зарисовки, рисовать на компьютере, работать со стеклом - вы так это и увидите: примерно пару лет постоянных любительских занятий, прежде чем начало хорошо получаться.

То есть люди преуспевают в том, на что им не жалко потратить силы, время и старания. Без предварительных гарантий. Все это относится и к написанным книгам. Если хочется писать книги - нужно сесть и написать хотя бы одну.

В прошлом посте я писала о том, что отказ издательства, если книжка более-менее нормальная, ничего не говорит о ценности автора. У издательства действительно могут быть объективные причины не печатать эту книгу, и когда оттуда пишут «присылайте что-нибудь еще» - это действительно может быть предложение, а не вежливая отписка.

На этом месте я вспоминаю свою любимую историю с Лоис Буджолд.

В семидесятые-восьмидесятые прошлого века в литературе вдруг возникла целая плеяда очень талантливых женщин, пишущих фантастику. Вы все знаете, по крайней мере, двоих - Урсулу Ле Гуин и Лоис Буджолд.

Буджолд сочиняла в детстве, писала что-то в колледже. За год до окончания университета вышла замуж и писать перестала. Работала в госпитале, потом родила девочку, через два года сына, стала домохозяйкой. Так прошло больше десяти лет.

И вдруг она узнала, что ее школьная подруга, с которой они вместе сочиняли истории, написала книгу и ее издали. Вот вы что подумаете в такой момент?

А Буджолд подумала неожиданно - если она смогла, значит и я смогу! И села писать первый роман. Дочери ее было около трех лет, сыну не было и года. Так, находя куски времени тут и там, она написала первую книгу. И послала ее в издательство.

Что делает обычный автор, написав книгу? Рассылает ее во всякие издательства, получает отказы, огорчается. Если он молодец, не отчаивается и посылает в следующее, ждет, переживает и так далее.

Что сделала Буджолд? Рукопись-то она рассылала, но при этом сразу села писать второй роман. Затем третий! Она хотела быть писателем и не ждала, что кто-то одобрит ее первую книгу, чтобы разрешить себе писать дальше.

Так прошло три года! Издательства возвращали рукопись за рукописью. Пока вдруг из одного издательства не спросили - а есть еще что? И она отослала им все три. И однажды ей позвонили и сказали - берем все три! Перетасовали их порядок и стали готовить к печати. И на следующий год вышли все три книги, через трехмесячный промежуток. Буджолд смеялась - наверное, читатели думали, что она такая суперпродуктивная и пишет книгу за три месяца. Первая ее книга выиграла сразу две разных премии - за дебют года. Ей было 37 тогда. Потом она получала премию за премией - самые престижные в мире фантастики.

Но в начале были уже написанные книги - есть о чем разговаривать с издателем.

Все книги Буджолд.

Все посты про издательство
___________________________________________________
Наши книги:



Иммиграция в крацие. Наталья Полухтин




Проценты счастья и граммы радости. Тоня Третьякова

writers_and_poets, writers, izdadim, amazon1, writing

Previous post Next post
Up