Предыстория к поэме "С моря"

Mar 29, 2017 00:53

Стихотворение это написано Борису Пастернаку. В это время МЦ с ним бурно переписывалась ( Read more... )

writers_and_poets, poets, tsvetaeva_sea_poem, tsvetaeva, pasternak

Leave a comment

l_i_d_y_a March 29 2017, 10:26:13 UTC
Ни то что никуда не делся, а прямо восхищался. Я сейчас стала вспоминать, откуда я это знаю и пошла перечитывать его письма к ней. Вот например:

Что же я делаю, где ты меня увидишь висящим в воздухе вверх ногами? Я четвертый вечер сую в пальто кусок мглисто-слякотной, дымно-туманной ночной Праги, с мостом то вдали, то вдруг с тобой, перед самыми глазами, качу к кому-нибудь, подвернувшемуся в деловой очереди или в памяти, и прерывающимся голосом посвящаю их в ту бездну ранящей лирики, Микельанджеловской раскидистости и Толстовской глухоты, которая называется Поэмой Конца. Попала ко мне случайно, ремингтонированная; без знаков препинания. Но о чем речь, разве еще стол описывать, на котором лежала? Ты мне напомнила о нашем боге, обо мне самом, о детстве, о той моей струне, которая склоняла меня всегда смотреть на роман как на учебник (ты понимаешь чего) и на лирику как на этимологию чувства (если ты про учебник не поняла). Верно, верно. Именно так, именно та нить, которая сучится действительностью; именно то, что человек всегда делает и никогда не видит. Так должны шевелиться губы человеческого гения, этой твари, вышедшей из себя. Так, именно так, как в ведущих частях этой поэмы.

Или вот про встречу во сне (сейчас почитаю, что Вы про это пишите):
В противоположность своим сновиденьям я видел тебя в счастливом, сквозном, бесконечном сне. В противоположность моим обычным, сон был молодой, спокойный, безболезненно перешедший в пробужденье. Это было на днях. Это был последний день, что я называл себе и тебе счастьем. Мне снилось начало лета в городе, светлая, безгрешная гостиница без клопов и быта, а может быть и подобье особняка, где я служил. Там внизу были как раз такие коридоры. Мне сказали, что меня спрашивают. С чувством, что это ты, я легко пробежал по взволнованным светом пролетам и скатился по лестнице. Действительно, в чем-то дорожном, в дымке решительности, но не внезапной, а крылатой, планирующей, стояла ты точь-в-точь так, как я к тебе бежал. Кем ты была? Беглым обликом всего, что в переломное мгновенье чувства доводит женщину на твоей руке до размеров физической несовместимости с человеческим ростом, точно это не человек, а небо в прелести всех плывших когда-либо над тобой облаков. Но это было рудиментом твоего обаянья. Твоя красота, переданная на фотографии, - красота в твоем особом случае - т. е. явленность большого духа в женщине ударяла в твое окруженье прежде, чем я попадал в эти волны блаженствующего света и звучности. Это были состоянья мира, вызванные в нем тобою. Это трудно объяснить, но это-то и придавало сновиденью черту счастливости и бесконечности. Это была гармония, впервые в жизни пережитая с силой, какая до тех пор бывала только у боли. Я находился в мире, полном страсти к тебе, и не слышал резкости и дымности собственной. Это было первее первой любви и проще всего на свете. Я любил тебя так, как в жизни только думал любить, давно-давно, до числового ряда. Ты была абсолютно прекрасна. Ты была и во сне, и в стенной, половой и потолочной аналогии существованья, т. е. в антропоморфной однородности воздуха и часа - Цветаевой, т. е. языком, открывающимся у всего того, к чему всю жизнь обращается поэт без надежды услышать ответ. Ты была громадным поэтом в поле большого влюбленного обожанья, т.е. предельной человечностью стихии, не среди людей или в человеческом словоупотребленьи («стихийность»), а у себя на месте.

По-моему, по степени заумности стоит ее поэмы, и это даже не стихи.
В общем, с Пастернаком это действительно было совпадение и взаимопонимание. Я бы не сказала, что связь тут односторонняя. И ехать он к ней собирался, по крайней мере упоминал в письмах.

Reply

rikki_t_tavi March 29 2017, 10:41:38 UTC
нет-нет, я не имела в виду связь одностороннюю! Больше, наверное, то, что он на ее поэзию влиял больше, чем она на его.

А в том, что с ним ей страшно повезло - нет никакого сомнения! Я про это и пишу - они совершенно совпали в своем косноязычно-прекрасном многословии. Я думаю, обоим было прямо как в рай поэтический попасть!

Он собиралася, ага Все они собирались, но никто особенно не собрался - все какие-то обстоятельства. Если бы хотел - пролетел бы как пуля.

Reply


Leave a comment

Up