Я вот все продолжаю думать про этого
художника - , который делает такие красивые деревянные скульптуры (Gehard Demetz). В коментах там несколько раз сказали вещь меня в ту минуту удивившую - недобрый, неприятно, нет чего-то светлого.
Я и сама эскапистка та еще, но требование от искусства солнышка и улыбки кажется мне малосправедливым. "Светлые" картинки в обилии идут на оформление тестов "какой ты котик" в блогах или подписей рукодельных тетенек на малорегулируемых форумах. У искусства более высокого ранга другие задачи.
Тут не так давно одной моей знакомой предложили сделать выставку в галерее. Но в процессе обсуждения выяснилось, что это не то, к чему мы привыкли с советским союзом художников. Там ведь было как? Молодой художник ходит в молодых, подает по одной картине на групповые выставки, вступает в ряды своей художественной пионерской организации, к сорока ему устраивают персональную выставку - по итогам, так сказать. На эту выставку просто вешается, что у него есть - натюрморты-портреты-зарисовки-скульптуры. Просто так рядами, объединенными фактом, что это его работы.
Знакомой же моей сказали, что нужна тема. Это не просто ее работы, развешенные на стенах, а галерея хочет идею, тему. И тема не означает - одинаковые работы. Тема означает - интересный поворот, надкартиночный смысл, что-то большее, чем каждая картинка или скульптура, какая-то верхняя концепция. К беседе подключилась другая знакомая с опытом галерейным - и она подтвердила эту необходимость, сама ищет сейчас поворот для объединения своих работ и для идеи, какие дальше делать. Мы это бурно пообсуждали, и в результате идею с галереей отложили - потому что отыскание темы, объединяющей уже сделанное и создание под нее работ в тот момент было слишком трудоемким.
Вот у
Гехарда Деметца такая сверхтема есть, и мне кажется очень интересной. Он не собирается вырезать портреты детей-солнышек, лучиков, звездочек и лапочек. Это увлечение теософией принесло ему образ для его скульптур. ( и помните, я не так давно говорила, что для художника очень важна "легенда", что-то такое о нем и его творчестве, что можно повторить почти как стихи, когда его характеризуешь?) Смысл их в том, что дети до определенного возраста ощущают сквозную связь со своими предками, предшественниками - и не связь в виде "мы маленькие детки, мы листики на вашем дереве, сю-сю" - а как будто трансляцию прошлого, их забот, ошибок, трагических ошибок, как будто в маленьком теле они вот эти, прошлые люди и несут всю тяжесть этого прошлого. Оттого всякие предметы при них , оттого лица тревожны и сосредоточены. А в будущем они вырастают, теряют эту связь, эту связанность с прошлыми людьми, и могут отвечать только за себя и управлять своей жизнью - но и делать свои ошибки.
Людей, которые могут просто похоже нарисовать или вылепить что-то, гораздо больше, чем людей, которые могут создать идею под этим, интересный образ. Поэтому просто резчики по дереву не стали известными, а этот стал.
Фото -
dazeddigital.com