1995
ПЕРСПЕКТИВЫ «ПАРТИИ ВЛАСТИ»
Движение «Наш дом Россия» настраивает на лирический лад. Хочется говорить не столько о том, что оно собой представляет в данный момент, сколько о том, чем бы оно могло быть. Это - гораздо интереснее.
Впрочем, мир живет и развивается, в настоящем просматривается будущее, в действительном - возможное. Поэтому одно от другого неотделимо. Анализировать - значит идеализировать, и тут уж никуда не деться. Применительно к политике это значит: идеологизировать. Нет иного способа достичь ясности в этом случае, кроме как взяв на себя обязанность договорить за основных действующих лиц то, что они не решаются сказать сами. И это вдвойне верно по отношению к такому политическому объединению, как НДР, которое находится в стадии становления и чья идеологическая программа характеризуется эклектичностью и неопределенностью.
Общим местом стало утверждение о том, что денег в «Нашем доме» только куры не клюют. Вопрос в другом: на что их потратить? Обклеивать стены домов портретами премьера? Часами крутить его по ТВ? Да его и бесплатно сколько угодно раз покажут - и в «Вестях», и в «Новостях». Но нужно ли ему это? Средств донесения своих взглядов и идей до «масс» у НДР хватит. Разобраться бы только, в чем эти «взгляды и идеи» заключаются... Собрать с миру по нитке и пообещать всем сестрам по серьгам, как это делается в уже предпринятых попытках выразить программу нового блока, еще не значит обрести идеологический имидж. Скорее это означает утрату надежды на приобретение такового. Заявку на нечто более определенное и многообещающее можно при желании увидеть в стремлении создателей НДР называться «правыми», а не «левыми». Ниже мы еще поговорим о смысле этих понятий.
Не вызывает сомнений, что в значительной степени бурный приток сил и средств в НДР в первые же недели после его создания связан с тем, что это объединение выступает в качестве правящей партии. Для кого-то его название прозвучало сверху как «попробуй не вступи...» Кого-то не надо было и упрашивать, и он стал членом НДР по тем же причинам, по каким раньше состоял в КПСС. Но существуют ли другие объективные данные, предопределяющие успех и влияние нового движения, - помимо того, что его возглавляет премьер-министр? Фактически, это - вопрос о том, насколько долговечен и прочен «Наш дом». Не развалится ли он после первой же относительной неудачи на выборах или в результате смещения В. Черномырдина с поста главы правительства (что может случиться и до выборов)?
Первое, что приходит в голову, когда раздумываешь над этим вопросом, - это то, что НДР в любом случае имеет перспективу как «партия «Газпрома» или, шире, ТЭКа. Ну, действительно, есть же у ВПК и «Объединенная промышленная партия», и КПРФ, и «Держава», и Конгресс русских общин с Федерацией товаропроизводителей. А кто будет лоббировать в пользу ТЭКа после того, как уйдет правительство Черномырдина (при котором ему и лоббистов-то никаких не надо)?
Ответ на этот вопрос дает хороший повод поиронизировать. Ясно, что НДР подходит для данной цели как нельзя лучше. Еще бы переименовать его в «Нашу землю»! Сибирские губернаторы, назвавшие региональный филиал НДР «Землей Сибирской», подали отличную мысль. Впрочем, «Наши недра» звучало бы еще точней...
Если бы такая партия подтвердила свой статус правящей, то это явилось бы основанием для дальнейших язвительных ассоциаций. Любители порассуждать об общественно-экономических формациях не преминули бы заметить, что Россия, выйдя из тоталитарно-рабского строя, наконец-то вступила в феодализм. И впрямь: страна превращается в «Наш дом» - т. е. в одну большую вотчину, власть принадлежит собственникам земли (точнее, ее недр), обработка земли («добыча полезных ископаемых») делается основой экономики. Все необходимые признаки налицо...
И все-таки, будем надеяться на лучшее, считая, что Россия - слишком «развитая» страна для такого варианта дальнейших событий. Мировой политический опыт говорит о том, что в развитых странах не бывает сильных партий-лоббистов. (Там же, где они есть, «развитие» в перспективе не значится.) Настоящая серьезная партия, вроде «республиканцев» или «демократов» в США, тори и лейбористов в Великобритании, голлистов и социалистов во Франции, - это целая интеллектуальная традиция, это способ мышления и достаточно убедительная идеология. Только такие партии и способны вести за собой общество, находя приверженцев в самых разных социальных слоях и группах. Без «мифа», без идеологии, без традиции, на одном лишь непосредственном меркантильном интересе, невозможно организовать никакого долгосрочного серьезного дела. И это слишком хорошо известно из жизни вообще, чтобы надеяться на то, что нечто подобное произойдет в политике.
Вот почему, есть ли у НДР большое будущее, зависит от того, найдется ли для этой партии-еще не занятая социально-идеологическая «ниша». Другими словами: НДР как «партия ТЭКа» - это «вариант-минимум». Но существует ли иная, более объемная и значительная социально-идеологическая формула для такого объединения? И если да, то - еще один вопрос - хватит ли строителям НДР чуткости и проницательности, чтобы взять ее за свой руководящий принцип? Ну, разумеется, в том случае, если это не покажется им неприемлемым...
<…>
Прежде чем решать, есть ли сегодня социальный заказ на такую идеологию и такую партию (о какой идеологии идет речь, будет видно из дальнейшего), уточним, что у «Нашего дома» существует лишь несколько реальных конкурентов. Политических группировок, за которыми стоит нечто более серьезное, нежели амбиции десятка их создателей, сегодня совсем немного. Но нам достаточно будет еще больше ограничить круг рассмотрения.
Возникновение НДР - новой партии, которая, не успев пройти выборы, уже стала правящей, - показало, конечно, как далеко нам до демократии западного образца. Но болезненность реакции некоторых политических группировок на это событие была связана с другим. Причина просто-напросто в том, что их лидеры увидели занятым то место, которое они сами не прочь были бы занять.
Речь идет о Компартии РФ, Либерально-Демократической партии и Демократическом выборе России. Каждая из этих наиболее влиятельных политических организаций последних лет до создания НДР небезосновательно претендовала на роль «партии власти». ДВР (первоначально существовавший как «движение» и без приставки «Д») готовился на эту роль еще осенью 1993-го. Но до сих пор ему покровительствует начальник администрации президента Сергей Филатов. (Кстати, в Новосибирске, по аналогии с Москвой, местных выбо-россов морально возглавляет представитель президента Анатолий Манохин.) «Человек ДВР» в правительстве - ни много, ни мало, первый вице-премьер, отвечающий за экономику.
В. Жириновский многократно делал реверансы в адрес Кремля, демонстративно одобрял решения Б. Ельцина и предлагал ему себя на роль «второго лица», т. е. главы правительства. Известны довольно неплохие связи жириновцев в силовых структурах. Когда на последней областной конференции ЛДПР заместитель председателя комитета по обороне Госдумы майор Е. Логинов (который за последние годы провел в войсках не меньше времени, чем в думских кабинетах) заявил, что 70% кадрового состава силовых структур - сторонники его партии, это было, скажем помягче, не совсем беспочвенным утверждением.
Что касается коммунистов, то это - вообще особый разговор. Они претендуют на наследство прежней «партии власти» - КПСС. В руководстве КПРФ очень много людей того же социального происхождения и психологического склада, которые преобладают среди соратников президента и премьер-министра. Представители этой партии входят в правительство наряду с представителями ДВР.
Учитывая неоднородность правящего сегодня режима, можно сказать так: всем перечисленным выше партиям не занимать готовности и воли вступить в союз с его влиятельными силами и оформиться в качестве «партии власти». Вопросы более точной локализации каждой из них в этом списке, а также место, которое занимает в нем «Наш дом Россия», - тема дальнейшего разговора. И только этот сравнительный анализ позволит понять тенденции, доминирующие сегодня в российских властных и околовластных структурах, а также уяснить, какое здание могло бы вырасти на фундаменте, который заложил В. Черномырдин.
Четыре кандидата
на одно место
Итак, попробуем разобраться, что нового вносит, а точнее, мог бы внести «Наш дом» в перечень социально-идеологических услуг, предоставляемых другими кандидатами на роль «партии власти». Напомню, что их мы насчитали три: КПРФ, ДВР и ЛДПР. Посмотрим сначала, каковы отношения этих партий друг с другом и с НДР.
Возглавляемая Г. Зюгановым, скорее государственником, чем марксистом, КПРФ тем не менее, а может быть, именно вследствие этого, ведет происхождение от прежней «партии власти» - КПСС. Деталь, вызывающая, как нетрудно догадаться, крайнее раздражение деятелей Компартии, состоит в том, что лидеры черномырдинского блока вышли, по существу, оттуда же. Хотя и сделали по пути длинный «крюк» в сторону (капитализма и даже антикоммунизма). Таким образом, мы сталкиваемся здесь с ситуацией, когда младшая, боковая ветвь единого рода оспаривает наследство у наследников по прямой. С точки зрения последних это, конечно, совершенно недопустимо.
Любопытный штрих к портрету нынешней Компартии - создание парторганизации КПРФ в Мосбизнесбанке, о чем не так давно сообщила «Молодость Сибири». Нужно заметить, что контролируемая Зюгановым КПРФ - предсказуемая партия (в отличие от РКРП и «Трудовой России»). И она, руководимая отнюдь не «выскочками», а старыми, опытными, привычными к власти кадрами, - действительно, за порядок, стабильность, и все прочее, что должны искренне любить солидные банкиры. Причем, она «за» все это в немалой степени на тот же лад, что и блок Черномырдина НДР. Не случайно и из уст иных представителей ДВР, причем, более, чем другие, склонных к союзу и сотрудничеству с НДР, доводилось слышать: «с кем, с кем, а с людьми из КПРФ мы договориться сумеем» (с кем «не сумеем», добавлялось дальше, так это с жириновцами). «Люди власти», мыслящие чисто авторитарно, есть и там, и здесь, и язык у них общий. Сближает их и общность капитала, в котором «номенклатурная» и «рыночная» составляющие сегодня практически неразделимы.
Если руководители ЛДПР и ДВР так непримиримы друг к другу при сравнительно более терпимом отношении к третьему потенциальному «киту» власти, то объясняется это просто. КПРФ - партия старой элиты, другими словами, «номенклатурной» составляющей власти, но Гайдар и Жириновский претендуют на лидерство в одной и той же новой прото-элитной группе. Речь идет о «молодых волках», как без излишних экивоков обозначил (и чуть только не воспел) их Владимир Вольфович в своей последней книге.
Ясно, конечно, что почитатели и последователи А. Д. Сахарова никогда не вступят в ЛДПР. Но, думается, хищники наподобие недавнего главного финансиста партии Гайдара, хозяина микро-«империи», «кусочек» которой когда-то предлагалось купить каждому россиянину, - это люди совершенно иного психологического склада, нежели добродушный мечтатель Андрей Дмитрич. Известно, что этот торговый магнат был вынужден уменьшить степень своего административного и финансового присутствия в ДВР, как только ему пригрозили серьезной бухгалтерской ревизией. (А ветер дул из президентского окружения, где сильно не понравилась позиция Гайдара по чеченскому вопросу). Об этом сообщала пресса, об этом же с дополнительными подробностями рассказала мне зимой Татьяна Заславская, объясняя, почему вдруг Гайдар стал перечислять гораздо меньше денег во ВЦИОМ, интересуясь общественным мнением относительно собственной партии.
Вот на таких-то молодцах, которые вздрагивают при упоминании финансового инспектора, и базируется сегодня реальное влияние ДВР. Разумеется, и ЛДПР тоже, но ведь лишь Жириновский осмелился назвать их по имени и открыто призвать под свои знамена. А мы еще не настолько цивилизовались, чтобы осторожное лицемерие Гайдара было более верным путем к успеху, чем эпическая прямота Жириновского. И в то же время вышли из состояния докультурного безразличия к сути дела и сопутствующей неразборчивости в отношении имен. Во всяком случае ясно, что эти «молодые волки» - люди скорее типа Вольфовича, нежели Гайдара.
С этой же решимостью более открыто и прямо называть вещи своими именами связано и преимущество НДР над КПРФ в рамках главной, традиционной элитной группы. «Партия власти» с идеологией «восставшего пролетариата» - это такое же недоразумение, как и «мученик идеи» А. Д. Сахаров в роли кумира «новых русских». То и другое - анахронизмы минувших революционых эпох, когда все ставилось с ног на голову. Но уверенно и твердо идти по жизни вперед можно лишь вернувшись в естественное, традиционное положение, когда голова - вверху, а ноги - внизу.
Договоримся о терминах. «Правой» будем называть, как это, фактически, обычно и делается, идеологию (политику, личностную ориентацию), проникнутую и вдохновленную идеей власти. «Левой» - соответственно идеологию (политику, личностную ориентацию), вдохновленную противоположной идеей: отрицания власти, ее ослабления, мятежа, «свободы». В таком случае для столь откровенно элитарного объединения, как- «Наш дом Россия» назваться «правым» значит воздать дань элементарному здравому смыслу. Для партии Зюганова <…>, выступающей от имени государственной идеи (то есть, заметим, от имени идеи власти), это, пожалуй, еще более справедливо. Умудряясь при этом сохранить верность марксистско-ленинскому левому революционному наследству, КПРФ поступает довольно нелогично.
Быть может, не ошибется тот, кто скажет, что «массы» никогда не были дружны с логикой и здравым смыслом. Но вне сомнений остается то, что российская элита вот уже лет 30 движется в направлении более высокой степени осознанности своего положения, в направлении более ясного (а для нее это значит: правого) самосознания. Продолжая при этом числиться «левой», КПРФ рискует быть сброшенной с «корабля современности».
В 1993 - 1994 гг. первым кандидатом на роль «партии власти» считался «Выбор России». Но по своей идеологической программе и менталитету лидера (т. е. Гайдара) ДВР - скорее, партия испуганных собственников, чем «людей власти». Несоответствие BP - ДВР надеждам, которые на него возлагались (очевидное, в общем-то, с самого начала), вскоре побудило искать другие варианты. Партией, объединяющей преимущества КПРФ и ЛДПР, - партией собственников, осознающих себя в качестве «людей власти», и самих этих «людей власти» с многолетним стажем, наконец-то решившихся идеологически осознать себя как таковых (а не в роли «слуг народа»), - по логике вещей должно стать движение В. Черномырдина. Я говорю: «должно» и «по логике вещей», поскольку, повторю еще раз, НДР находится в стадии формирования и в его облике хватает неопределенности. Но в то же время ясно, что нет сейчас организации, расположенной ближе к этой, пока никем не занятой нише.
По стопам Рейгана и де Голля
Правая и левая идеологические парадигмы противостоят друг другу как идеология «правящего слоя» и идеология «восставшего пролетариата». Последняя, если присмотреться, в сущности бессмысленна: нет иного способа изменить свой социальный статус, кроме как изменить тип самосознания; тот же, кто осознает себя не властью, а «пролетариатом», останется таковым несмотря на все мятежи и «восстания». И тем не менее, левая идеология пользуется значительным влиянием, как нетрудно догадаться, скорее отрицательным. Истоком всероссийского кризиса последних 5 - 10 лет был «кризис элиты», распад «правящего слоя» под тяжестью левых «анахронизмов», о которых говорилось выше.
Сегодня мы должны отдать себе отчет в том, что все определения типа «партия власти» звучат как «идеализация», как модель и императив, потому что если партий в стране хоть отбавляй, то настоящей власти пока не видно. Мы еще далеко не вышли из «смутного периода» безвластия и анархии. Так вот, важнейшая сверхзадача В. Черномырдина и состоит в том, чтобы создать в стране настоящую власть, а это значит создать, сплотить, проинтегрировать «правящий слой», которого в данный момент в России нет. Но прежде всего для этого нужно выдвинуть его идею, его идеологию. А еще раньше - решительно отказаться от, идеологии «восставшего пролетариата», которая жерновом висела на шее российской элиты все последние десятилетия. Этот отказ и стал «здоровым зерном» перестройки.
Таким образом, дальнейшие перспективы НДР зависят от степени идеологической активности этой партии. Единое, целостное в жизненном или материальном многообразии - это всегда духовная, идеологическая реальность, это факт сознания и самосознания. Кто собирается под знаменем, зависит от того, что и насколько убедительно на нем написано.
А если на нем, по сути, не написано ничего (связного и членораздельного), но ставка сделана на то, чтобы размахивать им как можно более энергично, - то это значит, что под ним соберутся «нули», пустые никчемные люди. Иногда это тоже бывает полезно, но ведь в данном случае речь идет о другом. Подлинная задача НДР - сплотить и организовать не толпу, не «массы», а элиту, истеблишмент, «оптиматов», людей «положительных» и «правых». Другими словами, истинное призвание НДР - собрать вместе «людей власти», «людей Порядка» ради противостояния оставленной вовне бессмысленной стихийности «нулей» и «масс».
Легко заметить, что в НДР довольно сильны настроения исполнителей-практиков: «делать, а не рассуждать». Но ведь пока особо громких дел за организаторами НДР не числится <…>. Если подобные настроения возобладают, то выше, чем «партия ТЭКа» НДР не поднимется. Ставя перед собой более серьезные цели, руководители НДР должны будут освоить правый идеологический комплекс во всей его полноте, включая сюда патриотизм, культ силы (от физической до державной), культивирование элитарно-личностного сознания, курс на жесткое охранение моральных и религиозных ценностей. Тому, как все это звучит и выглядит, господа домостроители могли бы поучиться, ну, скажем, у Шарля де Голля. Этот генерал поставил Францию на ноги, преодолев моральные последствия катастрофы 1940 года и наведя в стране порядок после череды полуневменяемых и недееспособных правительств «Четвертой республики». Россия сегодня нуждается приблизительно в том же самом.
Другой, хотя и менее выразительный пример - кумир американских правых Рональд Рейган. По поводу охарактеризованного выше «комплекса» нужно добавить: многие в современной России хотели бы начать перечисление «правых ценностей» с гимна «священной частной собственности». Но уже сам этот выбор выдает в них не «людей власти», а «испуганных собственников» - то есть, по сути, все тех же горемычных «пролетариев» «восставших», чтобы урвать свой кусок. Декларация «священности» частной собственности (или чего бы то ни было еще) должна начинаться с провозглашения того, что вообще существует нечто Священное. Католицизм де Голля или подчеркнутая (хотя, в конечном счете, и фальшивая) набожность Рейгана - краеугольный камень в том политическом здании, которое они строили.
Однако еще лучше было бы отдать себе отчет в том, что целью является не воспроизведение идеологических формул, хотя бы и технически безупречное, а длительная работа по перестройке господствующего в стране образа мыслей. «Укрепить государство» сторонники В. Черномырдина обещают вполне искренне. Но понимают ли они, что если говорить об этом серьезно, то это означает преодоление левой ментальности нынешнего российского общества? Любые другие способы «укрепить государство» по большому счету не стоят и ломаного гроша. То есть, я хочу подчеркнуть, речь опять идет о чисто идеологической работе, самоустранившись от которой - или отделавшись от нее при помощи дежурного воспроизведения нескольких бессвязных идеологических фраз - НДР превратится в такую же гнилую фикцию, какой была КПСС в последние десятилетия своего существования.
Задача идеологов и политиков НДР облегчается тем, что в данном отношении им надо просто пойти навстречу требованиям времени.
Сейчас я уточню, что тут имеется в виду. Оборотная сторона левой отчужденности людей от власти - отчужденность власти от людей, ее бессмысленность и безответственность. В российской истории издавна чередовались периоды левой настроенности общества, социальной пассивности, переходящей в антисоциальную активность, то есть в бунт, «бессмысленный», как и сама власть, против которой он бывал направлен, и правые периоды созидания и самоутверждения, когда страна обустраивалась, крепла и богатела. Сегодня на дворе «межвременье», переходный период. После того, как в минувшее десятилетие картина очередного застоя дополнилась всеми признаками очередного всероссийского погрома, приходится ожидать, что «по курсу» - эпоха нового «укрепления устоев». А следовательно, победит тот, кто более основательно и последовательно перестроится на новый лад. Причем именно от этой «последовательности» и «основательности» зависит продолжительность нового «созидательного» периода. В принципе, от нас зависит сделать его более долгосрочным, чем это бывало до сих пор.
Принято говорить об антипатии русских людей к власти и властвующим. Ссылаются, в частности, на пример Б. Ельцина, которому эта склонность российского общества помогла стать хозяином Кремля. Но не стоит забывать, что раз на раз не приходится. Хлебнув лихолетья смуты, люди склоняются в другую сторону. Да, вчера они проголосовали за отрицание Власти и вызов ей в лице Б. Ельцина. Но именно поэтому завтра они проголосуют за Власть в лице... того, кто себя ею покажет. Возможно, это будет В. Черномырдин, возможно - А. Лебедь или Ю. Лужков, или бывший начальник нынешнего премьера Н. Рыжков. У Черномырдина перед его вероятными соперниками то преимущество, что формально он уже власть. И теперь все для него определится тем, как он будет вести себя в этом качестве. Кем он себя покажет перед выборами? Типичным исполнителем-функционером или же носителем самой идеи власти - идеи ее державной незыблемости, вневременности и сакрального величия, каким в глазах французов был де Голль? Без этой властной харизмы сегодня не будет серьезного успеха. Причем данное утверждение относится не только к отдельным лидерам, но и к партиям. Партия Власти запрограммирована на победу. Лишь бы это была действительно партия Власти - без кавычек, и с большой буквы.