Время поляризации. «Партия элиты» и «партия аппарата».

Mar 27, 2011 01:35

С одной стороны, год начался «слева»: развалом власти и мятежами во внешнем окружении России, которые - есть такое ощущение - всё ближе подступают к нашим границам, вызывая неподдельно заинтересованные дискуссии. С другой стороны, в конце января последовал доклад института общественного проектирования (ИнОП), а в феврале состоялось заседание клуба «4 ноября»; и в документе, и на заседании выдвигалось требование коррекции курса вправо, адресованное правящей партии и руководству страны. На март пришлась первая крупная размолвка в «тандеме». И вот, наконец, свежие и пока не очень внятные известия на тему: Шувалов и «Правое дело».

Кажется, всё идёт к тому, чтобы подтолкнуть политическую среду к более явной поляризации. Будет ли это поляризация по правому-левому признаку?

Для «партии власти» (как бы она ни называлась) дрейф «вправо», обозначенный возможностью делегировать Шувалова на решение политических задач, имеет смысл и принесёт пользу только в случае коренного пересмотра содержания базовых понятий «правого направления». Уже появилась информация, что Шувалов считает условием своего десантирования в «Правое дело» отсутствие в руководстве партии таких фигур, как Гозман и Бовт. Однако проблема не столько в персоналиях, сколько в тупиковой «либеральной» идеологии, которая, по сути, пародирует систему правых ценностей и превращает «Правое дело» в жалкое подобие настоящей правой партии. Идеология-недоразумение, являющая собой гайдаровское наследство однопартийцам, делегирует этому подобию редкостную политическую неуспешность.

Отправлять Шувалова «поднимать» партию, которая исповедует эту идеологию, есть пустое разбазаривание и без того дефицитного ресурса. Такое решение не даст результата ни Кремлю, ни Белому дому, поскольку послужит дальнейшей компрометации власти в целом, олицетворяемой столь высокопоставленным чиновником. Начинать работу с разгребания завалов придётся с переопределения целей и ценностей «правого дела» в России. Если продумать их в направлении истоков, задача сформулировать дееспособную правую идеологическую и политическую программу выглядит вполне реальной. Нужно отметить, что усилия уже упомянутых ИнОП и клуба «4 ноября», в общих чертах, направлены именно к этому (подробнее - «Государство и капитализм»).

Если дойдёт до реализации замысла, создание ещё одной «партии власти», на этот раз в правой версии, свидетельствует о выборе курса на глубинное переформатирование структуры правящего слоя, как о том говорилось здесь. И, если усматривать источник российской потенциально предреволюционной ситуации в нарушении равновесия двух фракций правящего слоя - бизнеса и силового чиновничества, грубо перетянувшего "одеяло" на себя - то новый политпроект во главе с Шуваловым будет способствовать росту внутриполитической стабильности.

Отдельный вопрос - электоральные ожидания «новой правой» партии. На мой взгляд, их не стоит недооценивать, если учесть, что выборы во всё большей степени делаются не «из центра», а личными усилиями «активных и успешных» людей на местах. Электорат идёт за лицами, влиятельными в округах, потому что находится с ними в привычных долговременных хозяйственно-интимных отношениях взаимной поддержки, идёт в том числе тогда, когда они агитируют за партию. Половина достижений «Единой России» последних лет обеспечена именно таким образом.

Не став в этом примером для КПРФ и ЛДПР, «Единая Россия» эволюционировала в действительно прото-элитную партию, формирующую внутри себя слой людей, которые держат власть в своих руках. Пока они коллективно не осознали свою силу, с ними не обязательно серьезно считаться. Однако, общая тенденция состоит в том, что степень политического самосознания растёт. В недрах конструкции, замкнутой на аппарат, постепенно пробуждается элита. В предположении, что эта тенденция констатирована, а «Единая Россия» признана «нереформируемой», Шувалов идёт возглавить «партию элиты» в отличии от уже существующей «партии аппарата». Если некая значительная часть «активных и успешных» людей на местах (занятых в бизнесе) перейдёт в правую партию власти, они уведут за собой достаточно электората. Конечно, при условии, что эта партия обзаведётся более убедительной идеологией республиканского типа, которая а) апеллирует к самоуважению сильного и ответственного человека, б) не теряет национальное и патриотическое, говоря о свободе и эффективности, в) объединяет бизнес с государством, вместо того, чтобы противопоставлять их друг другу.

Противопоставлением, названным в последнем пункте, старые «правые» создали идеологическое обеспечение для грабежа бизнеса государством, то есть чиновничеством, которое длилось большую часть 2000-х гг. Старые «правые» обосновали российскую коррупцию минувшего десятилетия. После того, как мавр сделал дело, его удалили за ненадобностью. Сегодня, возможно, наступило время, когда правые востребованы, но - совсем другие правые.
Previous post Next post
Up