Питер Хег. "Смилла и ее чувство снега"

Jan 07, 2016 09:20

Холодные улицы Копенгагена, темные закоулки портов и заколоченные склады, герметичные пространства кораблей - и, как диаметральная противоположность всему этому, непостижимая бесконечность арктических ледяных просторов. И снова: снег и лед. "Смилла и ее чувство снега" для меня в первую очередь не детектив, и не психологическая драма о столкновении культур, а экскурс в мир ощущений, где чувство снега сливается с математикой в холодном экстазе. Погружение в мир сознания, которое на протяжении полутысячи страниц силится охватить необъятное. Охватить что? Возможно, самое себя.

Повествование просто блестящей выдержки. Пронизанный холодной и в то же время тревожной скандинавской отрешенностью детектив в первой половине книги, который незаметно превращается в напряженный экшн в замкнутом пространстве второй, - Смилла оказывается на борту корабля, набитого головорезами, - а под конец выруливает едва ли не на территорию "Секретных материалов". Картинка итогового пазла на всех стадиях его сборки остается абсолютно реалистичной. Автор с поистине маниакальным упорством документалиста фиксирует каждую деталь сюжета, вписывая ее в исторический контекст - и в итоге я не могу назвать ни одной строчки из этой книги вымыслом.
Второе, что придает выпуклости повествованию - это личность главной героини. Смилла - вот главная и самая великолепная находка этого романа. С этим персонажем сам приключенческий сюжет, пожалуй даже, отступает на второй план. Детективная завязка, - падение маленького мальчика-гренландца с крыши, после которого главная героиня, не полагаясь на замалчивающие что-то в этом деле власти, начинает собственное расследование, - является автору поводом для того, чтобы распахнуть двери в мир Смиллы. Мир жестокой, сумасшедшей, ранимой, бессердечной, умной и одинокой женщины - во многом настоящем уникуме, которого, однако, при всей его невероятности едва ли можно охарактеризовать как человека необычного. Она - человек сложный, но - не сложнее любого из нас. Некоторые читатели упрекают автора Смиллы в неправдоподобности созданного им персонажа. Я же могу сказать, что в современной литературе мне еще не встречалось героини более яркой, более живой и настоящей, чем Смилла Ясперсен. И то, что ее исступленная воля - это воля танка, который продолжает ползти к намеченной цели даже на сорванных гусеницах, содранной коже и переломанных костях, на самом деле может только восхищать. Просто многие из нас от размеренной жизни в городах уже позабыли о том, каково это - по-настоящему выживать.
А Смилла просто напоминает нам об этом. Напоминает мне. В этом плане ее история является настоящим гимном силе человеческого духа, в равной степени актуальном как для полярных широт, так и для лабиринтов мегаполиса.

Вообще, хочется отметить, что для меня этот уникальный роман всеобъемлющ, так, что, перечитывая его каждый раз, я нахожу для себя на его страницах что-то новое. В первый раз я прочитал его как обычный приключенческий роман. Перечитав его, я понял, что Питер Хег и Смилла преподали (уже лично мне, читателю!) урок выживания. Что будет дальше?

мои обзоры, литература, боевой воинский дух, о женщины!, восхищение граничащее с безумием

Previous post Next post
Up