Добрый день!
Этим и предыдущим постом открывается небольшой цикл заметок по управлению знаниями. Я расскажу что это такое, зачем это надо и самое главное как это применить в своей жизни.
Как правило, термином управление знаниями (англ. knowledge management), пользуются говоря о компаниях. Применительно к человеку - сотруднику компании можно услышать «индивидуальный план развития» и то это бывает не очень часто.
Если компания - это большой живой организм, который продает свои товары и услуге на рынке, то человек - это организм поменьше, который также продает то, что умеет и знает на рынке, следовательно все, что применимо в масштабах компании может быть перенесено с соответствующей переработкой на уровень человека.
Что такое «управление знаниями»?
Это некая система принципов организации знаний, направленная на повышение конкурентоспособности и защищенности. Если мы примерим это к человеку, то увидим, как управляя собственными знаниями, можно развиваться профессионально, строить карьеру, если есть такое желание.
Что же это за система? Как она работает? Давайте попробуем ответить. Если речь идет обо мне, то я буду создавать себе систему удобную для меня - мне же ей пользоваться. Также, думаю, поступите и Вы.
Небольшая ремарка: в управлении знаниями, наряду с другими терминами используют:
- Явные знания (англ. - explicit knowledge) - все те знания, которые можно записать, сообщить другим и ввести в базу данных (например, стоимость продукта, достигнутые договоренности с клиентом и т. д.).
Неявные или скрытые знания (англ. - tacit knowledge) - обычно так называют нигде не фиксируемую информацию. В состав неявных знаний входят различные ноу-хау, секреты мастерства, опыт, озарение и интуиция.
Создавая свою систему, нацеленную на управление имеющимися у вас знаниями, вполне логично выделить в них явные и неявные знания. Далее удобно разбить их на группы, соответствующие вашим направлениям деятельности. Например, создавая для себя когда-то модель, в направлении «управление персоналом» я выделял процессы «комплектация компании кадрами», «адаптация» «обучение и развитие», «мотивация», «ресурсное планирование», «выявление компетенций» и другие. При необходимости дробил группы на более мелкие составляющие до того момента, пока не становилась ясна суть и понятен каждый момент процесса. В результате у меня появилась система, в которой я проставил плюсы и минусы - наличие и отсутствие знаний.
Попробуйте, а в следующем посте, посвященной этой теме обсудим как управлять этим богатством.