6. Моральный реализм и трансформация пространства-времени

Aug 16, 2024 12:29


Формально началом коперниканского переворота считается середина XVI века, когда был опубликован трактат Николая Коперника «De revolutionibus orbium coelestium», название которого на русский язык традиционно переводят как «О вращении небесных сфер» - такое название точно передает суть того, о чем идет речь в трактате, однако, когда я попросил ИИ-переводчик Яндекса перевести его название с латинского на русский, то получил «Небесную революцию», поскольку название состоит из трех латинских слов, означающих: революционный + орбиты + небесный, - как будто Коперник, дав трактату такое название, предвидел переворот в мировоззрении, начало которому положил его трактат!



Любопытно, что в посвящении папе Павлу VI Коперник называет свой труд «De Revolutionibus Sphaerarum Mundi» - революционная сфера мира, в заглавиях отдельных глав в рукописи стоит просто «Liber Revolutionum» - книга-революция. Однако, в человеческих переводах по сравнению с переводом, сделанным искусственным интеллектом, в названии трактата Коперника никакая революция даже не упоминается; а единственное, о чем спорят наши латинисты, переводя de Revolutionibus - это будет ‘о вращении’ или ‘об обращении’. Оба перевода являются правильными, но каждый по-своему: если иметь в виду содержание трактата, то правильно будет ‘о вращении’; если иметь в виду кардинальную перемену во взглядах на устройство мира, то правильно будет ‘об обращении’, поскольку обращение здесь следует понимать как диалектическое превращение, когда нечто кардинально преобразуется, что мы в настоящее время отождествляем с революцией. Не исключено, что, давая название своему трактату, Коперник исходил из того, что популярная в его время книга по астрономии называлась «De Sphaera Mundi» - «Сфера Мира» - во взглядах на эту сферу, которую мы сейчас обозначаем словами космос и вселенная, он и произвел революционный переворот своим трактатом. Фридрих Энгельс в «Диалектике природы» хорошо сказал о том, в чем состояло значение этого переворота:

Революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости и как бы повторило лютеровское сожжение папской буллы, было издание бессмертного творения, в котором Коперник бросил - хотя и робко и, так сказать, лишь на смертном одре - вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда начинает свое летосчисление освобождение естествознания от влияния теологии. Несмотря на то, что выяснение отношений между ними еще не закончилось - в иных головах освобождение еще не свершилось даже и теперь; но с этого времени пошло гигантскими шагами развитие науки, которое ускорялось, если можно так выразиться, пропорционально квадрату расстоянии (во времени) от своего исходного пункта.

Эта оценка Ф.Энгельсом открытия Коперника примечательна своим упоминанием ускорения и времени - эти понятия вошли в научный обиход в конце XVII века благодаря открытию Исааком Ньютоном законов, названных его именем, что ознаменовало начало нового этапа в ходе коперниканского переворота. С этими понятиями связано и окончание этой естественнонаучной революции, которое отождествляется с открытием Эйнштейном теории относительности, в которой время является переменной величиной и четвертым измерением пространства физического мира, в котором мы обитаем.

В повседневной жизни открытая Эйнштейном относительность нас не касается - в будничных своих заботах мы живем так, как будто время является неизменным, а земля является плоской. Но все меняется с увеличением масштабов - при выходе разума на космические просторы - в этом заключается главный итог коперниканского переворота. Точно такой же итог будет и у кантианского переворота в науке, предвестником чего является концепция ноосферы нашего ученого Владимира Вернадского. Сам термин ‘ноосфера’ впервые появился в работах профессора Сорбонны Эдуарда Леруа и католического философа Пьера Тейяра де Шардена после того, как они прослушали лекции, которые в 1922-1923 гг. читал в Сорбонне Владимир Вернадский, но современным содержанием его наполнил сам Вернадский:

В биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе. Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного.
Человек может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни - перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Исторический процесс на наших глазах коренным образом меняется. Впервые в истории человечества интересы народных масс - всех и каждого - и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть "ноосфера".

Те перемены в истории человечества, которые К.Ясперс отождествил с осевым временем, как раз и связаны с действием той силы, о которой говорит В.Вернадский. Как Ньютону научное понимание времени помогло описать законы, действующие в физическом мире, точно так же понимание феномена времени может нам понять сущность силы, формирующей ноосферу Земли.

Сам термин ‘ноосфера’ в переводе с греческого означает ‘сфера разума’, что уже указывает на наличие во вселенной помимо космоса физических объектов и полей еще одной "de Sphaera Mundi", которая хоть и зависит в своем существовании от физического мира, но имеет независимое от него бытие, сущность которого только-только как начала проясняться для человека благодаря прогрессу науки. Среди прочего требует прояснения и сущность понятия времени.

О том, что такое время, люди в основной своей массе не задумываются, поскольку это кажется им очевидно ясным. Я и сам об этом никогда не задумывался до тех пор, пока не познакомился с исторической концепцией Карла Ясперса. С сутью идеи осевого времени Ясперса я был знаком уже давно по каким-то ее толкованиям, но в момент знакомства не нашел ее в чем-либо для себя полезной. Труд Ясперса «Истоки истории и ее цель» я стал читать только сейчас с подачи сионо-коммуниста Волынского, который в сраче на портале Worldcrisis упрекнул меня в непонимании смысла осевого времени.

Срач - это такая форма общения в виртуальном мире интернета, где каждый безуспешно пытается другому что-то доказать, но делается это зачастую с указанием на неполноценность оппонента - отсюда и такое название этой формы спора. У меня с моими оппонентами подобное выяснение истины в виртуальном мире интернета с сопутствующим выяснением отношений порой надолго затягивается, и тогда я задаюсь вопросом о том, зачем вообще я теряю время на такое бесполезное времяпровождение. Но, воистину, не знаешь, где найдешь, а где потеряешь - так было и на этот раз.

На этот раз у меня было как с заходом в реку, про который говорят, что в одну и ту же реку нельзя зайти дважды - при втором заходе это будет уже другая река. Этот Карл при втором заходе меня сильно удивил - именно так, как он сам об этом говорит: «Удивление перед тайной само по себе является плодотворным познавательным актом и побудительным мотивом для продолжения исследования». Удивление мое было вызвано тем, что тайна обнаружилась в том, в чем никто ничего тайного не видит - тайна обнаружилась в понятии ‘время’ и в понятии ‘история’.

История в обыденном понимании - это просто фиксация происходящего, но уже из названия труда Ясперса следует, что это другое - это то, что имеет какое-то свое начало и какую-то свою цель, что никак не вяжется с ее обычным пониманием, в котором нет ни начала, ни конца, ни цели. На понятие ‘время’ Ясперс не покушается, а его осевое время - это просто название периода в истории человечества, рассматривая который Ясперс приходит к выводу, что в развитии человеческой цивилизации существует какая-то предопределенность, поскольку одна и та же качественная трансформация человеческого социума произошла по историческим меркам одновременно и независимо друг от друга в разных частях Земли. Для объяснения этого феномена Ясперсу и понадобилось трансформировать понятие истории, однако, все можно не хуже объяснить, если понятие истории оставить в привычном нам виде, а трансформировать понятие времени, поскольку эти два понятия неразрывно связаны, ведь история фиксирует изменения, происходящие во времени, т.е. это непрерывный бесконечный процесс, разумеется, если всегда есть, кому фиксировать происходящее, с чем нет проблем в соответствии с принципом дополнительности теории относительности. Начало и конец в этом процессе есть лишь у истории отдельных возникающих и исчезающих объектов.

Человечество тоже такой объект, возникший из небытия, поэтому у нашей истории есть начало, а саму ее можно разделить на качественно отличающиеся периоды: доистория - время от возникновения до осевого времени; предыстория - период от осевого времени Ясперса по настоящее время, после чего должна начаться история, как задолго до Ясперса Карл Маркс напророчил. Оставив историю в покое, трансформационные перемены попробуем объяснить трансформацией времени.

В теории относительности Эйнштейна трансформация времени выражается в его замедлении или ускорении в зависимости от изменения силы притяжения или какой-нибудь иной силы, что вызывает искривление четырехмерного пространства-времени. Используемый в этом объяснении термин ‘искривление’ является не совсем удачным, поскольку сбивает нас с толку из-за того, что сам термин имеет негативную коннотацию, скрывающую качественные перемены, которые несет такое искривление, которое при естественном течении процессов имеет необратимый характер; а то, что названо искривлением, здесь является лишь фактором, сопутствующим вечной череде превращений одного в другое.

Макропроцессы вселенского масштаба, сопровождающиеся искривлением пространства-времени, нас мало касаются из-за своей временной несоизмеримости с тем, что происходит в нашем человеческом мире; однако процессы нашего мира по своей природе во многом аналогичны процессам вселенского масштаба - у нашего мира есть свое пространство и свое время, соответственно, и свое искривление пространства-времени, происходящее, как и во вселенной, в соответствии с законом диалектики о переходе количества в качество. Искривлением пространства-времени и объясняются те качественные перемены в истории человечества - те самые, на которые обратил свое внимание Карл Ясперс.

"Искривление" это происходит исключительно в пространстве мира разума человеческого, поэтому измерения этого пространства, являются измерениями разума человека. Три измерения мира нашего разума, это: интеллект, дух и воля. Временная трансформация этих измерений, точно так же, как и в физическом мире, связана с процессом социальной интеграции - чем больше людей включено в человеческое общество, тем быстрее в этом обществе происходит диалектическая трансформация количества в качество, подобная той трансформации, которая произошла в осевое время в Европе, в Индии и Китае. Ускорение бега времени - это метафора, наглядно показывающая и просто объясняющая факт ускорения перемен в человеческом обществе, по мере его количественного роста. В настоящее время совершается очередной такой качественный скачок, связанный с образованием общечеловеческой общности - связанный с трансформацией пространства-времени нашего человеческого мира. Данный переход через точку сингулярности является финалом начавшегося в осевое время Ясперса процесса образования у планеты Земля ноосферы.

С точки зрения физики, ноосфера - это голографический кристалл, состоящий из отдельных людей, связанных друг с другом связями-отношениями, в каждом из которых содержится все целое в той или иной его доле. От кристаллов физического мира этот человеческий кристалл отличается тем, что он является иерархическим. Люди не равны друг другу, поэтому далеко не все могут в своем развитии самостоятельно подняться до уровня, когда ощущаешь свое неразрывное единство со всем человечеством. К таким людям ощущение единства приходит, когда они в своем бытии ориентируются на лидеров и моральные авторитеты, которые самой своей жизнью дают пример того, как жить надо.

С точки зрения такого голографического представления ноосферы, осевое время Ясперса - это начало процесса кристаллизации, который начался благодаря появлению религий монотеизма и тех моральных авторитетов, которые стояли у истоков этого процесса. Из такого понимания осевого времени следует, что осевое время - это не только название для обозначения определенного исторического периода, но еще и название для самого времени, по которому начали жить люди, начиная с этого времени - далеко не все начали так жить, но тот, кто стал жить в осевом времени, стал еще и центром кристаллизации - примером для остальных людей в том, как жить надо.

Из нового понимания времени, по которому течет жизнь в мире разума, следует, что несмотря на то, что в физическом мире все люди живут по одному и тому же времени, в пространстве-времени сугубо человеческого мира все люди живут в разном времени, что определяется уровнем их эволюционной зрелости. Другое следствие: ноосфера имеет свое собственное время, отличное от времени биосферы, принадлежащей физическому миру. Третье следствие: у времени есть своя история, отражающая процесс изменения осевого времени во времени физического мира.

Так как у времени есть своя история, то из того факта, что у нас есть три качественно различных периода истории следует, что у нас есть и три разных времени: доосевое, предосевое и осевое. При появлении нового времени старое время не пропадает - остаются люди, которые продолжают в нем жить, причем, они не просто живут - они еще и борются за сохранение своего времени - именно это происходит сейчас, именно в этом причина мировой гибридной войны, частью которой является война когнитивная - война за ценности, ибо именно обладание высшими ценностями переводит человека на жизнь на жизнь по осевому времени, поэтому когнитивная война - это еще и война за время - война за то, в каком времени мы жить будем, что придает понятию ‘искривление пространства-времени’ новый смысл.

Искривление в данном случае, в условиях идущей когнитивной войны - это нарушение естественного хода вещей - естественной трансформации пространства-времени, как попытка затормозить эпистемную эволюцию человека, как биологического вида homo sapiens, и, тем самым, человечества как субъекта Вселенной. Таким образом, там, где у естественнонаучной теории относительности есть только ‘искривление’, мы вводим в теорию философского релятивизма два термина: ‘искривление’ и ‘трансформация’, чем осуществляем синтагматическую визуализацию смысла существования человечества во Вселенной.

Как физический объект космоса наша планета Земля - это пыль вселенной - пылинкой больше, пылинкой меньше, космосу без разницы. Но как объект, обладающий ноосферой, т.е. как субъект, Земля является уже частью не космоса и вселенной как совокупности физических объектов, но Космоса и Вселенной, имеющей, помимо физического мира, еще и мир Разума; и в этом Космосе, в этой Вселенной, Земля уже не пылинка, а жизненно важная для нее часть.

Поскольку у нас сейчас нет достоверных доказательств существования внеземного разума, мы должны, просто обязаны жить с мыслью, что на нас лежит ответственность за сам Космос - это ответственность за процесс трансформации пространства-времени - ответственность за то, чтобы оно не искривлялось это наше пространство-время.

Следует уточнить: у нас нет объективных доказательств существования внеземного разума, но, в тоже время, нет недостатка в устных субъективных свидетельствах о его существовании; и есть такие свидетельства о существовании достоверных фактов, которые наука объяснить не может, но которые легко можно списать на дела инопланетян. Если признать гипотезу об инопланетянах достоверной, то надо признать и то, что мы пока для них "братья меньшие", т.е. они смотрят на нас так же, как мысами смотрим на наших братьев меньших - на животных, населяющих Землю.

Если мы хотим, чтобы и инопланетяне захотели установить с нами контакт и поделиться своим знанием, то мы должны стать гражданами не только какого-то физического жизненного пространства, но и гражданами актуального в данный исторический момент времени, а именно - гражданами осевого времени - мы должны осознать свою гражданскую ответственность за судьбы вселенского мира Разума, и на своей планете должны заботиться о благополучии ее разумного начала - такой сейчас должна быть гражданская позиция гражданина Мира. Вот с такими разумными существами для инопланетян будет иметь смысл установить контакт; но зачем им нужен контакт с человечеством, погрязшим в войнах, представители которого видят смысл жизни только в потреблении, накоплении богатства и получения низменных удовольствий от своих утех! Это и есть искривление пространства-времени, которое человечество должно прекратить, встав на тот Путь, который в самом начале осевого времени древние даосы назвали Дао, что будет уже не искривлением, а трансформацией, итогом которой будет появление у нашей планеты ноосферы.

Скачать книгу: http://worldcrisis.ru/crisis/4492418

искривление пространства-времени, В.Вернадский, осевое время, Н.Коперник, коперниканский переворот, ноосфера

Previous post Next post
Up