«Слово пацана» в инфодинамике или Как новая наука помогает познавать бытие общества

Mar 08, 2024 22:14


Это текст доклада, сделаного на заседании Тверского философского клуба проф. Войцеховича В.Э. 14 февраля 2024 года.
В докладе прослежена инфодинамика исторического процесса, который в итоге и привел к рождению науки инфодинамики. В частности, показан вклад, который сделали советские/российские ученые в это дело. Оказывается, что и эволюция, как биологическая дарвиновская, так и эпистемная (эпистемный ламаркизм) - это плод действия второго начала инфодинамики. И когда человечество, страдая от роста социальной энтропии, найдет выход из того идейного тупика, в котором оно сейчас пребывает, то это тоже будет результатом нашей эпистемной эволюции - результатом действия второго начала инфодинамики - результатом роста негэнтропии.

1._Чушпаны в 10 заповедях и в идеологии неолиберализма.



В конце прошедшего года знаковым событием в культурной жизни России стал показ сериала «Слово пацана» режиссера Крыжовникова, который стал лидером просмотров не только в России, но и на всем постсоветском пространстве, включая Украину. За год до этого о своем рождении громко объявила инфодинамика, назвав себя новой наукой. С точки зрения этой новой науки, сериал «Слово пацана» примечателен тем, что в нем показан процесс самоорганизации в социальных низах общества среди тех, кто, не успев стать частью общества, оказался вне общества; т.е. самоорганизация здесь - это ответ на то положение, в котором эти пацаны оказались; и для них это еще и ответ на вызовы времени и бремени, доставшегося молодым людям из-за издержек их социальной адаптации.

Инфодинамика то, что ответ является именно таким, а не другим, объясняет действием ее второго начала - это рост негэнтропии как ответ на рост социальной энтропии в обществе. В данном случае рост негэнтропии проявляется в росте нравственного начала, которое с древнейших времен лежит в основе органической интеграции у вида homo sapiens, созидающей само человеческое общество. Отражением этого процесса в религии являются 10 заповедей из Ветхого Завета Библии. Слово пацана из сериала аналогично признанию заповеди, предписывающей любить ближнего как самого себя. Ну а кто не ближний - тот чушпан, т.е. другой, чужой. Это разделение на ближних и чушпанов по сей день сохраняется в иудаизме, где чушпаны - это гои. Геноцид палестинцев в Газе со стороны Израиля - это следствие такого разделения.

Война на Украине - это тоже следствие того, что новые правители Украины поделили граждан своей страны на ближних и чушпанов, роль которых отвели всем русскоговорящим и православным жителям Украины. Санкции Запада против России - это тоже следствие того, что мы чушпаны для Запада, а чушпаны мы для него по одной простой причине - по причине того, что нашей господствующей идеологией является идеология неолиберализма, суть которой выражает ее базовый принцип: кто богаче всех, тот и гений. Россия на мировом олигархическом Олимпе (Олимпе рептилоидов по версии конспирологии) никак не представлена - поэтому и чушпан она в либеральном мире, поэтому и обкладывают ее санкциями за непослушание "гениям" в присвоении собственности - не хочет она, видите ли, свою собственность сделать подконтрольной этим "гениям".

2._Почему общая теория относительности не является общей.

В науке есть свои пацаны и чушпаны - в ней нередка ситуация, когда какую-либо научную концепцию игнорируют представители других научных концепций из-за того, что это требует пересмотра каких-то устоявшихся основоположений, что чаще всего случатся при открытии чего-то нового. В таком случае сторонники новой теории, как те пацаны из фильма, объединяются, чтобы общими усилиями доказывать свои претензии на знание истины. В таком положении сейчас пребывает новая малолетняя наука инфодинамика, которая сейчас как пацан-чушпан среди других наук - замахнулась на "святое" - на общую теорию относительности - утверждает, что не является эта теория общей, несмотря на свое название, т.к. чтобы была она общей, термодинамику надо дополнить инфодинамикой - утверждает, что таково требование принципа дополнительности, но это еще мелочи по сравнению с идеей реинкарнации Бога - теперь уже на научной основе.

В полном соответствии с законами диалектики, которые являются подмножеством законов инфодинамики, и по которым происходит эволюция человеческого социума, а значит и эволюция наших представлений о направляющем эволюцию высшем начале, Бог в очередном своем пришествии должен явиться нам в качественно обновленном виде - на этот раз как действие глобального дазайна вселенских масштабов, действующего в нематериальной, но реальной вселенной Разума, дополняющей своим существованием вселенную материального мира. Эти две вселенных становятся Вселенной, образуя между собой диалектическую ин-янь пару, ну а космический Дазайн вселенского мира Разума - это и есть то, благодаря чему возможен сам рост негэнтропии во всем разумном.

Нет и не может быть в нашем Мире материального без идеального - вот в чем главная крамола, которую нам несет с собой новая наука инфодинамика.

3._Вклад советских/российских ученых в становление инфодинамики.

Несмотря на то, что инфодинамика только в 2022 году устами Мелвина Вопсона громко заявила о себе, ее становление проходило в течение многих десятилетий в полном соответствии с ее вторым законом; ее явление миру - это уже бифуркация, как итог роста негэнтропии. Мы можем без проблем проследить, как проходил этот рост негэнтропии у нас в России, поскольку у М.Вопсона были российские предтечи, о существовании которых он, скорее всего, даже не подозревает.

В 30-е годы прошлого века первый президент Академии Наук Украины Владимир Вернадский первым сформулировал закон, являющийся подобием второго закона инфодинамики:

Геохимическая энергия живой материи в биосфере (включая и человечество как форму живой материи, наделенную разумом) стремится к максимальному выражению.

По Вернадскому, этот рост "геохимической энергии" планеты приводит к появлению у Земли ноосферы, что на языке синергетики означает бифуркацию, вызывающую переход планеты в новое фазовое состояние, после чего она становится не только объектом космоса, но еще и субъектом Космоса.

Одновременно с Вернадским другой советский ученый Эрвин Бауэр, приехавший в СССР из Венгрии, сформулировал в «Теоретической биологии» (1935), ставшей главным трудом его жизни, закон роста негэнтропии в системах с присутствием живой материи:

Все и только живые системы никогда не бывают в равновесии и постоянно исполняют за счёт своей свободной энергии работу против равновесия, требуемого законами физики и химии при существующих внешних условиях.

Дело Эрвина Симоновича Бауэра, который в трагическом для СССР 1937 году попал под каток политических репрессий и в 1938-м был расстрелян, во второй половине века продолжил советский ученый Александр Руденко, который в своем варианте синергетики, который он назвал теорией элементарных открытых каталитических систем (ЭОКС), показал, что и в неживой материи может идти внутренняя работа против равновесия, благодаря которой и зародилась жизнь на нашей планете, что, с точки зрения инфодинамики, есть прямое следствие действия ее второго начала.

Само это действие всегда заканчивается тем, что Владимир Турчин в своей версии эволюционной кибернетики, изложенной в книге «Феномен науки» (1970) назвал метасистемным переходом, который, с точки зрения синергетики, является переходом системы в другое фазовое состояние или бифуркацией.

В то время, когда А.Руденко разрабатывал свой вариант синергетики, а В.Турчин свой вариант эволюционной кибернетики, чушпан советской философии Эвальд Ильенков разрабатывал свою теорию идеального, основные выводы которой изложены в работе «Диалектика идеального» и сводятся к тому, что идеальное, как продукт нашего разума, несмотря на то, что оно рождается и коренится в материальном, имеет свое собственное бытие, независимое от бытия материального. Другими словами, наряду с материальным физическим миром у нас еще есть мир идеального или мир разума, который в своем существовании хоть и зависит от материального мира, но живет по своим законам. Эти два мира дополняют друг друга в полном соответствии с принципом дополнительности, поэтому теорию идеального Э.Ильенкова можно еще считать теорией дополнительности, расширяющей понятие сформулированного в 1927 году Нильсом Бором принципа дополнительности.

В тоже время появление самой теории идеального Э.Ильенкова есть часть процесса роста негэнтропии в философии, итогом которого будет завершение кантианского переворота, когда все добытое философией знание будет сведено в систему подобно тому, как коперниканский переворот, завершившийся появлением теории относительности, свел в систему естественнонаучное знание. Главную роль в этом процессе должен будет сыграть принцип бритвы Оккама, являющийся философским аналогом второго начала инфодинамики.

4._Бритва Оккама как философская интерпретация второго начала инфодинамики.

Не следует плодить сущности без надобности - это и есть бритва Оккама - дошедший до нас из глубины веков императив жившего в 1285-1349 гг. английского философа Уильяма Оккама, который всегда воспринимался как благое пожелание философам, но, оказывается, в мире Разума этот императив является отражением действия фундаментального закона мироздания - отражением действия второго начала инфодинамики. Такое понимание императива Оккама - это уже пример применения бритвы Оккама к самой бритве Оккама.

В философии рост энтропии обусловлен тем, что сущности в ней плодит метафизика, все плоды которой являются результатом чувственного восприятия идеального. То, что чувствуют разные философы, может быть одним и тем же, но описание этого чувствования у разных философов может быть совершенно разным. Наглядным примером такого метафизического разнообразия являются религиозные догматы - при всей их внешней несхожести, в основе их у религий одного типа лежат некие единые начала. Поиском этого Единого занимается рациональная философия, приводя к общему знаменателю разные метафизические, в т.ч. религиозные, концепции. Такое упорядочивание в Big Data обществознания - это и есть процесс роста негэнтропии, который неизбежно закончится обнуляющей энтропию бифуркацией.

Обнуление энтропии или обнуление хаоса - это и обнуление старого порядка новым порядком - так инфодинамика объясняет парадокс одновременного роста энтропии и обратной ей негэнтропии. Ну а поскольку люди конституируют свое общество, закладывая в его фундамент какие-то философские концепции, то бифуркация в обществознании неизбежно ведет за собой и замену в обществе старого миропорядка на новый - именно этот процесс мы наблюдаем и явственно ощущаем в настоящее время, но ощущаем мы в основном рост социальной энтропии или хаоса в общественной жизни; скрытый же от глаз рост негэнтропии идет в обществознании; рождение новой науки инфодинамики - один из признаков идущего процесса - того, что бритва Оккама делает свое дело.

5._Закон всемирного тяготения в мире Разума
или:
Чушпаны всех стран соединяйтесь!

Из подобия инфодинамики термодинамике следует, что и во вселенском мире Разума действует свой закон всемирного тяготения, которым обусловлено интегрирующее действие второго начала инфодинамики, что в начале процесса и приводит к разделению на ближних, которых надлежит любить, и чушпанов-конкурентов в борьбе за место под солнцем в этом мире. При этом каждый переход человечества в новое фазовое состояние сопровождается укрупняющей интеграцией, приводящей к тому, что бывшие чушпаны становятся ближними, сохраняя при этом свою идентичность, сущностные черты которой постепенно стираются и остается от этой идентичности одна только форма, которая, оставаясь без сущности, тоже постепенно утрачивается. Затем под новое содержание выкристаллизовывается новая идеологическая форма, и процесс повторяется - так работает инфодинамика жизни.

Человечество, по Ю.И.Семенову, началось с осознания людьми своей родовой общности, причем интегральность здесь имела место не только в пространстве, но и во времени, когда членами рода-племени были души умерших предков, и проявлялась забота о благополучии потомков. Уже тогда эту интегральность обеспечивала языческая религия, рисуя в сознании людей мир духов, являющийся органичной частью земного мира. В следующем фазовом состоянии произошла интеграция родов в народы и нации, сопровождавшаяся образованием национальных государств. Эту интеграцию в ее завершающей стадии обеспечили религии монотеизма. Настоящий этап этой интеграционной социальной эволюции человечества характеризуется образованием сообществ из государств и народов их населяющих. Здесь интеграция проходит под флагами двух идеологий: либерализма, выродившегося в неолиберализм, и коммунизма, который прошел стадию марксизма-ленинизма и сейчас пребывает в поиске для себя новой формы. Завершиться это все должно образованием общечеловеческой общности со стиранием в будущем государственных границ и идеологических различий, что станет возможным после завершения кантианского переворота в обществознании - наука должна на этот раз помочь человечеству совершить очередной переход в новое фазовое состояние, характеризующееся образованием у Земли ноосферы, превращающей ее в субъект Космоса.

Пока то светлое будущее, в котором не будет чушпанов, не наступило, чушпанам - чтобы перестать быть чушпанами, надо вспомнить завет Маркса-Энгельса из «Манифеста коммунистической партии»: «Пролетарии всех стран - соединяйтесь!» Пролетарии здесь - это и есть чушпаны, если пользоваться терминологией «Слова пацана», поэтому в духе сериала условие перехода к коммунизму мы можем провозгласить иначе:

Чушпаны всех стран - соединяйтесь!

Слово ‘чушпан’ в сериале звучит, конечно, уничижительно, но единственным синонимом для него является слово ‘быдло’ - мы все, независимо от классовых, национальных, расовых, религиозных отличий, являемся быдлом, т.е. рабочей скотиной, для рептилоидов - олигархической элиты фининтерна, сосредоточившей в своих руках большую часть всей земной собственности, что дает ей право - в полном соответствии с идеологией неолиберализма - претендовать на мировое господство, достигнуть которого предполагается реализацией «Великой перезагрузки» главы ВЭФ Клауса Шваба, исполняющего роль говорящей головы от рептилоидов.

Первой репетицией по помещению быдла в новый дивный цифровой загон стала рукотворная пандемия ковида, вызвавшая падеж "скота", что тоже является одной из целей перезагрузки - не нужно больше так много быдла, чтобы нам было хорошо - считают претенденты на мировое господство - эти пресловутые Ротшильды-Рокфеллеры и иже с ними.

В ходе борьбы с пандемией впервые в мировой практике был проведен и глобальный эксперимент, в ходе которого проверялась возможность модифицировать генном "скотины" в ходе массовой вакцинации мРНК вакцинами, что, с точки зрения инфодинамики, является попыткой повлиять на работу второго закона инфодинамики, чтобы достичь эффекта, подобного тому, которого человек достигает, проводя селекционную работу и искусственный отбор при выведении новых пород с/х животных и сортов растений, ускоряя процесс, лежащий в основе биологической эволюции по Дарвину.

6._Эволюция по Дарвину как проявление действия второго начала инфодинамики.

Одним из тех примеров, которыми М.Вопсон проиллюстрирован действие второго закона инфодинамики, была эволюция вируса SARS-CoV-2, возможность проследить которую появилась благодаря тому, что в ходе пандемии ковида его вирус постоянно секвенировался с целью отслеживания происходящих в нем изменений. Анализ показал, что в ходе эволюции вируса проходила оптимизация его ДНК, в результате чего размер ее заметно сократился, что Вопсон интерпретировал как действие второго закона инфодинамики. Но модификация ДНК лежит и в основе всей дарвиновской биологической эволюции, из чего Вопсон сделал вывод, что мутации, направляющие ход эволюции, происходят не случайным образом, а являются результатом действия второго начала инфодинамики. Общим трендом эволюции при этом является усложнение - возрастает сложность устройства как отдельных организмов, так и образуемых с их участием экосистем, поэтому появление человека разумного - homo sapiens - было закономерным. Однако, этого бы никогда не произошло, если бы второе начало инфодинамики действовало бы именно так, как ему предписал М.Вопсон:

В 2022 году был предложен и обоснован новый фундаментальный закон физики, названный вторым законом или вторым началом информационной динамики, или просто - инфодинамики (2ИД). Название закона является аналогией со вторым законом термодинамики (2ТД), который описывает эволюцию физической энтропии изолированной системы во времени, и требует, чтобы энтропия оставалась постоянной или увеличивалась с течением времени.
В отличие от второго начала термодинамики, второй закон инфодинамики гласит:
 Информационная энтропия систем, содержащих информационную составляющую, должна оставаться постоянной или уменьшаться с течением времени, достигая некоторого минимального значения в равновесии.

Объединив эквивалентность массы и энергии Эйнштейна с принципом Ландауэра, устанавливающим связь между потребляемой энергии и количеством информации при вычислениях, М.Вопсон выдвинул революционную идею: масса, энергия и информация фундаментально эквивалентны.

Ошибка М.Вопсона заключается в том, что он по характеристике материального носителя информации делает какие-то выводы о содержании, т.е. о самой записанной в этом носителе информации, но ведь от носителя зависит только объем записанной информации, но никак не ее содержание, а именно от него зависят действия носителя информации в его взаимодействии с окружающей средой, поэтому закономерность в действии 2ИД надо искать в проявлениях изменений в самой информационной составляющей материальных систем, к которым относятся все организмы, начиная с простейших и заканчивая высшими животными.

Люди еще не научились расшифровывать информацию, записанную в геноме, поэтому о ней мы можем судить только по результатам ее работы, а они указывают на то, что тренд биологической эволюции заключается в усложнении организмов, что можно трактовать как действие второго начала инфодинамики; в результате чего в земной истории неоднократно происходило качественное изменение в видовом составе населяющих нашу планету организмов.

Мир живого планеты Земля насчитывает пять великих вымираний, связанных с какими-то катастрофами глобального масштаба, вызывавших радикальные перемены в условиях обитания живых организмов, что вызывало рост энтропии, который выражался в увеличении числа мутаций в организмах, проходящих проверку на выживаемость в новых условиях. Порядок в возникшем из-за катастрофы хаосе наводил естественный отбор - орудие негэнтропии, успокаивающее энтропию. Самое для нас заметное из этих событий глобального масштаба - это замена доминирования холоднокровных животных, с динозаврами во главе, на доминирование теплокровных, среди которых вид homo sapiens стал доминирующим благодаря своей разумности, запустившей помимо биологической еще и эпистемную эволюцию, которая и сделала человека царем природы, но этот "царь" только-только как начал осознавать свою ответственность за все живое на планете, да и за саму планету тоже - от него теперь зависит, будет ли жизнь на Земле процветать, или все закончится очередной глобальной катастрофой, на этот раз рукотворной, устроить которую человеку уже вполне по силам; а вот над процветанием всего живого, в т.ч. и его самого, "царю" еще работать и работать, доказывая свое право на царствование.

7._Эпистемная эволюция человека и искривление пространства-времени.

Эпистемную эволюцию, которая сводится к накоплению знания людьми от поколения к поколению, тоже, как и эволюцию биологическую, можно трактовать как процесс роста сложности, только на этот раз усложнение затрагивает не биологический организм человека, а социальные организмы, образуемые людскими сообществами.

Усложнение социальной организации человеческого общества подразумевает усложнение поведения отдельных людей, образующих это общество, что является прямым следствием того, что люди больше узнают о самих себе и передают это знание от поколения к поколению, приумножая его. Сам процесс передачи знания лучше всего характеризует слово ‘образование’ в своем изначальном смысле - как возникновение того, чего еще не было. Другими словами, мы еще не можем сказать, что образовался человек, после того, как он только родился на свет божий.

Чтобы из чада человеческого образовался человек, это чадо должно пройти процесс эпистемной рекапитуляции, усваивая, как сказал, обращаясь к будущим коммунистам, В.И.Ленин, "сумму всех тех богатств, которые выработало человечество". И вот здесь возможны варианты: в зависимости от того, какой частью этого богатства человек сможет обогатиться, на эволюционной пирамиде спиральной динамики К.Грейвза он может оказаться на одном из ее уровней - окажется одним из подвидов вида homo sapiens, а именно: homo naturalis (HN) - человек естественный; homo economicus (HE) - человек экономический; homo moralis (HM) - человек моральный; или высший уровень santa homo (SH) - уровень богочеловека.

Здесь надо сказать, что тема богочеловечества - это мейстрим русской классической философии, которую наши большевики, погрузив на пароход, вывезли из России в Европу, но там она не прижилась, поскольку европейская философия к тому времени уже переживала как «Закат Европы» наступление эры господства homo economicus - констатировал это О.Шпенглер. А ведь богочеловек в философии родился именно в Европе, и суть его определил не абы кто, а сам Гегель в своей «Философской пропедевтике»:

Для богочеловека не существует потустороннего. Он почитается не как вот этот единичный, а как всеобщий, как истинный человек. Блаженные боги язычников представлялись как бы в потустороннем мире; Христом же освящена сама обычная действительность - это то низкое, которое отнюдь не презренно. Именно такое возвращение в себя и составляет вечную жизнь бога.
Для веры не имеет значения чувственно происходящее, ибо для нее важно то, что происходит вечно. Только в душе достигается действительное единение с богом. Царство божие, которое "внутрь вас есть" - вот та незримая церковь, которая охватывает все страны света и разные религии; и только затем - внешняя церковь, которая представляет только одну религию.

Благодаря инфодинамике теперь и наука может высказать свое мнение о том, что философия раньше объясняла, используя язык религии. Богочеловек, с точки зрения науки - это уже обитатель не только планеты Земля, но и Вселенной, что ощущается им как ответственность за все живое на Земле, как если бы он сам был богом-создателем всего этого - это ответственность за вселенский мир Разума, частью которого является его земная обитель, в т.ч. и сам этот человек как атом тела обители, или как клетка общечеловеческого социального организма, через которую этот организм только и может себя осознавать как обитателя Космоса, вместе со своей планетой являющегося его субъектом - вот почему забота о здоровье земного тела субъекта Космоса для богочеловека важнее, чем даже забота о здоровье его собственного тела. В данном случае, такая забота - это забота о воспроизводстве самого человека, причем, воспроизводства не только самого физического тела, но и забота о воспроизводстве той нематериальной субстанции, которую мы называем душой - именно от этого зависит то, какого уровня эволюционной зрелости человек достигнет в процессе его образования - в процессе эпистемной рекапитуляции.

Рекапитуляция - это прохождение индивидом в процессе его развития всех тех этапов, которые до этого прошел в ходе эволюции тот вид живых существ, к которому индивид относится. В ходе биологической рекапитуляции, которая происходит в материнской утробе, повторяется ход биологической эволюции. В ходе эпистемной рекапитуляции, за которую отвечает социум, к которому индивид относится, он повторяет социальную эволюцию данного социума. За биологическую рекапитуляцию отвечает геном человека; в ходе эпистемной рекапитуляции происходит обратный процесс - в ее ходе формируется ценом - набор ценностных мемов - человека, от которого зависит, какими ценностями он будет по жизни руководствоваться. Люди, как существа социальные, отличаются друг от друга в зависимости от того, к какому социальному типу они относятся, а это и определяет ценом, полученный ими в процессе социального созревания.

Если мы теперь вспомним о бинарной природе Единого, которое делится на материальное и идеальное, то можем также говорить и о том, что и время в мире идеального отличается от того времени, по которому мы живем в материальном мире, не задумываясь о сути самого феномена времени. А если все-таки задуматься, то в прояснении этой сути нам может помочь квантовая механика, являющаяся частью теории относительности, согласно которой относительность как раз и является одним из основных свойств времени.

В квантовой механике кванты - это дискретные единицы (кванты) действия. Такие кванты действия люди издревле используют для измерения времени, поэтому мы такие периодически повторяющиеся действия можем назвать квантами времени. Сначала это были кванты макромира, такие как лунные и солнечно-земные циклы; в настоящее время для особо точного измерения времени используются кванты микромира. С 1967 года мировым эталоном времени является сложный технический комплекс, в котором время задается энергетическими квантовыми переходами в атоме цезия-133.

Люди привыкли мерить пространство геометрией, но сама геометрия зависит от сил действующих в пространстве, причем независимых сил там нет, поэтому и силы микромира зависят от сил, действующих в макромире, что и порождает то, что теория относительности назвала искривлением пространства-времени. Аналогичную картину мы имеем и в нематериальном мире идеального.

В мире идеального свои кванты действия, по которым мы измеряем все в нем происходящее. Каков человек, таковы и его временные кванты действия - у людей они различаются в зависимости от того, к какому типу они относятся: HN, HE, HM или SH. На каждом из этих уровней эволюционной зрелости кванты действия, которыми они измеряют свое пребывание в мире, зависят от того, что для них является ценностью в этом мире. Здесь первые два уровня, с их ориентацией на ценности материального мира - это уровни первого порядка; высшие два уровня, где главными ценностями являются моральные ценности мира идеального - это уровни второго порядка.

Силовое поле притяжения ценностей и формирует пространство-время мира идеального - пространство время мира Разума, в котором переход с уровня на уровень - это всегда трансформация пространства-времени, которую в теории релятивизма следует считать искривлением пространства-времени, когда переход совершается с верхнего уровня на нижний - именно такой фазовый переход, сопряженный с искривлением пространства-времени, совершила в конце прошлого века Россия, когда, из-за непонимания происходящих в инфодинамике процессов, решила завязать со строительством социализма и вернуться к капитализму. Факт печальный, но закономерный - с точки зрения диалектики, произошло отрицание, которое само должно быть подвергнуто отрицанию, после чего на завершающей стадии диалектического цикла отвергнутое вернется к нам в качественно обновленном виде.

Происходящее - это результат действия второго начала инфодинамики: отрицание - это следствие роста энтропии, разрушающей старый порядок; отрицание отрицания - это следствие роста негэнтропии, создающей предпосылки к синтезу нового порядка; сам диалектический синтез, примиряющий старое с новым - это метасистемный или фазовый переход к новому порядку. Чтобы такой переход в обществе произошел, он должен произойти в головах отдельных членов этого общества. Как это может случиться, нам может объяснить социальная психология.

теория релятивизма, бритва Оккама, слово пацана, инфодинамика, пространство-время, второе начало инфодинамики, эволюция

Previous post Next post
Up