Моральный реализм и коммунизм. Крещенские тезисы

Feb 18, 2023 20:08



Тезисы написаны по итогам обсуждения 18.01.23 г. на заседании Тверского философского клуба проф. Войцеховича В.Э. теории морального реализма Яня Сюэтуна, изложенной им в книге «Перенос мирового центра силы: политическое лидерство и стратегическая конкуренция». Чтобы в своих представлениях о мире найти место для морального реализма, мне пришлось эти представления разложить по полочкам. Тезисы записаны в том порядке, в котором они рождались в моем сознании.

Первое и самое важное - это путь, который есть Дао;
 на котором достигается единство мысли народа с мыслями правителя.
 Только на таком пути народ готов вместе с ним умереть,
готов вместе с ним жить; тогда он не знает ни страха, ни сомнений.
Сунь-цзы «Искусство войны»

1.



Книгу Я.Сюэтуна «Перенос мирового центра силы: политическое лидерство и стратегическая конкуренция» я воспринял как подарок судьбы и читал ее как увлекательный детектив, поскольку сам только что закончил разбираться с истоками и сущностью морали, а в книге говорится о важной роли морали в политике, как о сущности нового понятия "моральный реализм". Вроде бы совпадение случайное, но у меня возникло желание сказать кому-то Всемогущему, не знаю кому, слова благодарности за то, что Он так удачно все для меня устроил. В России в таких случаях говорят "слава Богу"; В Китае, насколько я могу судить, говорят, что это Дао нас так ведет; ну а синергетика разума утверждает, что это всего лишь бифуркация, вызванная диалектическим переходом количества информации в качество знания.
Также я благодарен Вячеславу Войцеховичу за предложенную тему дискуссии и Ларисе Смирновой за предоставленный перевод книги Я.Сюэтуна - без проявленной ими инициативы этих тезисов не было бы.

2.

Сам я род своей деятельности назвал инженерной антропологией - это социальное конструирование с использованием достижений общественных наук. В этих тезисах я показываю, что мне удалось сконструировать с использованием морального реализма.

3.

Первое, на что я обратил внимание, начав читать книгу, что это диалектика во всей своей красе: Янь Сюэтун на качественно новом уровне представляет знание древней китайской философии о роли морали в человеческом обществе, встраивая это знание в современную политологию.

4.

Моральный реализм - это уже вторая попытка повысить значимость морали в политике; первая - это понятие политического Карла Шмитта, которому почти сто лет от роду. Значимость теории Шмитта политическая наука признала, но спроса новое понимание политического у нее не нашло. В отличие от теории К.Шмитта, в теории Я.Сюэтуна мораль ставится в зависимость от политических лидеров общества, распространяющих в обществе тот или иной тип морали; соответственно, политический успех самих лидеров и возглавляемых ими государств привязывается к типу распространяемой ими морали. Недостаток теории: мораль рассматривается в общем, без анализа ее вида, а роль, которую она играет в политике, зависит именно от этого.

5.

Поначалу я думал, что Китай этим моральным реализмом пишет новый завет коммунизма вместо ветхого завета марксизма, но дочитав до середины книги, я удивился тому, что Янь Сюэтун не знаком с марксистской методологией политического строительства; а я-то по своей наивности думал, что и в коммунистическом Китае все изучают марксизм-ленинизм так же основательно, как это было у нас в Советском Союзе. Ну что-ж, как в таких случаях говорится, нам больше достанется. По случаю знаменательного для православных христиан дня Крещения, накануне которого проходило обсуждение теории морального реализма в тверском философском клубе, омоем моральный реализм водицей марксизма-ленинизма. :о)

6.

Сам того не ведая, Янь Сюэтун, уравняв в правах моральным реализмом материальное с идеальным, внес существенный вклад в марксистско-ленинское представление о политическом устройстве общества - он перенес общественно-политическое из надстройки в базис; и как в таких случаях говорится, с далеко идущими последствиями для теории коммунизма. Теперь мы имеем тройственный союз - два базиса и надстройка. Один базис тот же, что и раньше был - это материальная основа существования человеческого общества, где основа-основ - это материальные производительные силы. Второй базис у нас общественно-политический, где основа-основ - это мораль, за которую люди держатся, делающая из собрания людей общество. От морали зависит крепость общества, а от его крепости зависит политическая устойчивость государства, в т.ч. и такая ее сторона, как способность противостоять врагам. Надстройка у нас осталась организационно-институциональной.

7.

Уравняв моральное с материальным, или, что тоже самое, политическое с экономическим, мы получаем и иной, по сравнению с марксистским, ответ на вопрос, который марксистско-ленинская философия считала для себя основным: что первично - бытие или сознание? Моральный реализм снимает вопрос о первичности, представляя вопрос как спор двух сторон бытия, которые теперь диалектическая инь-ян пара в духе учения Иисуса Христа - богу отдаем богово, т.е. моральное, а кесарю кесарево, т.е. материальное, при сохранении их неразрывного их единства в ходе борьбы.

8.

Моральный реализм предполагает, что богово довлеет над кесаревым - дазайн как вектор бытия задается боговым; а ответственность за это он возлагает на политического лидера. Недостаток такого подхода заключается в том, что на действие объективных законов накладывается субъективный фактор. Недостаток устраняется, если в действиях субъекта видеть действие эпистемной эволюции, результат которого интерпретируется теорией эволюционной спиральной динамики К.Грейвза.

9.

Спиральная динамика - это разделение всех людей в зависимости от уровня их эволюционного развития. Наиболее наглядным является двухуровневое разделение всех homo sapiens на четыре подвида: homo naturalis и homo economicus - это первый уровень; homo moralis и santa homo - это второй уровень. На первом уровне материальное доминирует над идеальным, что негативно влияет на идеальное; второй уровень - это доминирование идеального над материальным, что материальному только на пользу.

10.

Где доминирует материальное, социальное разделение отражает материальное неравенство, а качество жизни в социуме определяется уровнем богатства человека - тем, сколько материальных ценностей в его владении находится.
Где доминирует идеальное, социальный статус человека зависит от того, какими нематериальными ценностями он обладает; но такое измерение социального статуса возможно только там, где, как того требует пирамида потребностей А.Маслоу, всем людям гарантирован уровень потребления, обеспечивающий хотя бы по минимуму норму благ, получаемых человеком в процессе его трудовой деятельности. Такое качество жизни впервые в человеческой истории было достигнуто в Советском Союзе; сейчас это хотят повторить в Китае.

11.

То, на достижение какого качества жизни ориентирован человек, задается господствующей идеологией. Господствующая в России и во всем либеральном мире идеология неолиберализма делает целью человека приумножение им своего богатства. В марксизме-ленинизме для понятия "качество жизни" не нашлось места, что породило двойственность в его понимании: на уровне индивида культивировалось стремление к обладанию нравственными ценностями, но на уровне государства благополучие народа ставилось в прямую зависимость от материальных благ, которые государство могло обеспечить своим гражданам.

12.

Оценивая марксизм-ленинизм с позиций теории морального реализма, следует признать его ублюдочной идеологией, поскольку ценности индивидуального уровня не соответствовали ценностям уровня государства, что было прямым следствием ориентации идеологии на материализм.
В политологии неполиткорректный термин "ублюдочный", как помесь чистого с чем-то нечистым, означает переходную форму от одной общественно-экономической формации (ОЭФ) к другой; впервые ублюдочным был назван английский феодализм времен первой промышленной революции, когда в утробе феодализма начал свое развитие капитализм. В момент своего рождения капитализм тоже был ублюдочным, поскольку поначалу в нем сохранялись элементы породившего его феодализма.

13.

В марксизме такому ходу исторического развития соответствует положение о том, что новая общественно-экономическая формация зарождается в недрах старой. В марксистско-ленинской теории ублюдочная форма перехода от капитализма к социализму - это период диктатуры пролетариата - такой формой и был наш советский социализм - диктатура хоть и не пролетариата, но в интересах пролетариата и других трудящихся. Другое название для такого социализма - это был государственный капитализм - неублюдочный социализм нам только предстоит построить, как общество, где идеальное будет доминировать над материальным на всех уровнях социальной общности.
В 1917 году, когда победила наша революция, предпосылок к такому социализму в утробе капитализма еще не было, они появились только в конце ХХ века как элементы перехода в постиндустриальную эру развития человечества, поэтому можно сказать, что роды были преждевременными, поэтому и тяжелыми, но стараниями "акушеров" недоношенный ребенок выжил; смерть настигла его, когда он должен был стать взрослым. Как при рождении ему помогли выжить, так теперь ему помогли умереть - смерть не была естественной.

14.

Самое главное, что мы должны понимать за социализм и коммунизм - это общество, социальная организация которого будет результатом сознательного конституирования с использованием знания, добытого общественными науками, а не результатом стихийного эволюционного процесса со всеми его кровавыми социальными катаклизмами и жестокостями социал-дарвинизма, как это всегда и везде до сей поры было.

15.

Термин "конституирование" означает, что сконструированное/спроектированное производится и воспроизводится в соответствии с замыслом творца в процессе собственного развития, причем, творцы сами являются элементами того, что воспроизводится.
Человеческое общество изначально является самовоспроизводящейся системой, но после грядущего перехода через точку сингулярности система сама начнет решать, какой она хочет стать, и будет воспроизводить себя, непрерывно совершенствуясь, в соответствии с собственным замыслом.

16.

Особенность современного этапа развития состоит в том, что замысел о том, что собой должно являть человеческое общество, перестал быть прерогативой отдельных лидеров - теперь это решает наука, причем само решение состоит не в том, чтобы что-то сейчас строить и в будущем построить - целью становится само развитие человеческого социума, обеспеченное развитием отдельных элементарных его элементов - человеческих индивидов. Такая цель уже может быть поставлена и достигнута здесь и сейчас - у нас есть все необходимые для этого предпосылки. Можно сказать, что цель развития - само развитие.

17.

Если цели развития человечества или дазайн бытия, говоря языком философии, мы поручаем определять науке, то цель эта должна отвечать интересам человечества в целом, поскольку наука интернациональна по своей природе и является общим достоянием человечества, поэтому цели человечества должны отвечать и интересам науки. Как общее название для знания, как продукции ума человеческого, сейчас используется понятие "интеллектуальная собственность" (ИС). Та ИС, которую производит наука, является для нас одной из важнейших, поэтому устранение препятствий, мешающих ИС становиться достоянием человечества, в интересах как науки, так и самого человечества.

18.

Интеллектуальную собственность во всех сферах деятельности производит человек, следовательно, развитие человека отвечает интересам науки. Философия представляет человека как триван - единство трех начал: интеллекта, духовности, воли - это и три вида ИС, которой обладает человек, из них два вида являются неотчуждаемыми - воля и дух, поэтому термин ИС для их обозначения не используется; а вот интеллект производит отчуждаемую ИС, которой можно торговать, что в настоящее время и делается, как и с предметами материального мира, что и мешает ИС стать на благо всех людей общедоступной.

19.

Устранение противоречия по способности ИС быть общедоступной и способом ее распространения, делающей ее недоступной без приобретения по правилам, установленным для материальной собственности, должно быть произведено в соответствии с основным законом политической экономии для ОЭФ, по которому новому виду производительных сил (ПС) должны быть поставлены в соответствие новые производственные отношения (ПрОт). В данном случае, производственные отношения, родившиеся при переходе в постиндустриальную информационную эру, должны обеспечить свободное распространение ИС за счет того, что плата будет взиматься не за ее приобретение, а за ее использование, полноценный учет которого и позволят обеспечить новые производительные силы в виде информационных технологий.

20.

Плата за использование ИС будет взиматься как налог в виде фиксированного процента с доходов. Собранные суммы будут распределяться среди трудящихся, причастных к созданию используемой ИС, в зависимости от трудового вклада каждого и масштабов использования данного вида ИС, как реализация основного принципа социализма: от каждого по способностям, каждому по труду. Это будет открытая система охраны интеллектуальной собственности (ОСОИС).

21.

В полном соответствии с теорией К.Маркса, появление нового вида ПС неизбежно вызывает появление нового социального класса; в нашем случае это будет класс производителей ИС, и это будет класс, которому суждено стать господствующим в новой ОЭФ, ибо это он дополнит новые ПС новыми ПрОт, в которых новый класс собственников сам больше всех заинтересован.
Классовое господство - это всегда господство производственных отношений определенного вида; в новой ОЭФ это будет господство на основе ОСОИС - системы охраны той собственности, контроль над которой будет основой господства нового класса.
Классовое господство всегда связано с контролем над собственностью определенного вида: рабы; земля; промышленный капитал; финансовый капитал, подмявший под себя промышленный; и вот пришло время господства тех, кто будет контролировать ИС - впервые в истории это будет нематериальная собственность.

22.

Разделение общества на классы является лишь одним из видов стратификации общества. Сам факт стратификации общества, т.е. разделение его на отдельные сообщества по тем или иным признакам: национальным, обусловленным генетически; религиозно-идеологическим, обусловленным нарративами, описывающими идеалы общества; классовым, обусловленных разделением труда; территориально-культурным, обусловленным местом проживания; гендерным, и по многим другим признакам - указывает и на существование и разных видов морали, ибо то, к каким сообществам человек себя относит, зависит от обязательств, которые человек на себя накладывает в отношениях с другими членами того или иного сообщества, что определяется моралью, которой он руководствуется.

23.

В свете глобализации стратификацию общества надо рассматривать как стратификацию человечества, прежде всего, по признакам принадлежности к: государству, классу, расе, нации, религиозной конфессии или ее секулярным идеологическим аналогам. Само человечество при этом предстает как общество из сообществ, членами которого являются отдельные государства.

24.

Классовые сообщества при капитализме, по Марксу, являются надгосударственными - в этом причина, обуславливающая глобализацию с ее снижением роли отдельных государств в международной политике. Да, свою политику государства по-прежнему проводят в интересах господствующего класса, но в этой политике над интересами государства доминируют интересы того класса, к которому принадлежит социальная элита государства в значительной своей части, достаточной для того, чтобы определять политику государства. И та реальность, которую мы называем правдой, состоит в том, что такая политика может не отвечать интересам самого государства и его народа, что мы сейчас наглядно видим на примере государств либерального мира. Россия здесь не является исключением, т.к. для капитализма на стадии финансового империализма это является нормой, которая задается господствующей идеологией неолиберализма. Норма состоит в том, что бал правит финансовый капитал, под чью дудочку все танцуют.

25.

Из самого факта стратификации общества следует, что абстрактная категория "народ" никак не может отражать реальное распределение властных полномочий в структуре государства, хотя утверждение, что народ у нас главный, не является ложью - кто бы ни был верховным правителем, даже если это диктатор, он тоже относится к народу, поскольку, с формальной точки зрения, народ - это все люди, проживающие в государстве. Но сам народ таким формальным определением себя не пользуется - в обществе с давних пор утвердилось неформальное разделение всего населения в государстве на народ, который никаких реальных властных полномочий не имеет, и на тех, кто такими полномочиями наделен - это верховный правитель или правители и чиновничий аппарат, осуществляющий отправление власти, а также главные бенефициары, об удовлетворении интересов которых власть заботится в первую очередь, коими при капитализме являются владельцы капитала.

26.

В либеральной догматике при демократической форме правления между народом и властью заключается общественный договор, в котором обговариваются права и обязанности сторон с тем, чтобы сотрудничество было взаимовыгодным. На практике взаимовыгодность сотрудничества власти с народом все еще является идеалом, достигнуть который мы хотим, но не можем - избавиться от несправедливости никак не удается, а причина этого вполне объективна - это несовершенство природы самого человека, рождающая неравенство среди людей в зависимости от уровня их эволюционного духовного и интеллектуального совершенства.

27.

Из факта природного неравенства людей, научно подтвержденного теорией спиральной динамики, следует, что есть два пути приближения к идеалу социальной справедливости: во-первых, это путь морального совершенствования человека, которым испокон веков занимается религия, и, во-вторых, это совершенствование структурной организации общества, чтобы во власть попадали лучшие из лучших - это принцип меритократии, в реализации которого камнем преткновения является вопрос о том, кого считать лучшим, и как выявить этого лучшего среди прочих. Получению удовлетворительного ответа на данный вопрос и должно служить совершенствование структурной организации общества с тем, чтобы оно способствовало развитию в человеке лучших его качеств и выявляло тех, у кого это получается лучше.

28.

До сего дня удовлетворительного решения задачи выдвижения во власть лучших из лучших человеческим обществом не найдено, поэтому желающие доказать всем, что они лучшие, к вершинам власти пробиваются самостоятельно, а пробившись, всеми силами стараются сохранить полученный социальный статус, что говорит о том, что структурная организация общества все еще далека от желаемого идеала; отсюда и несправедливость, приводящая к конфликтам, в том числе и кровавым; порождаемая отношениями в обществе, как между отдельными индивидами, так и между различными социальными стратами общества в отдельный странах и в человечестве в целом.

29.

Из-за несправедливости, которой все еще много в нашей жизни, вековой мечтой человека является мечта о справедливом устройстве общества, в котором он живет. Такая мечта приводит проектантов общественного устройства к попаданию в ловушку, которую вполне можно назвать "ловушкой справедливости". Дело тут в том, что справедливость не является независимой категорией нашего бытия и представление о ней зависит от уровня эволюционной зрелости общества. В процессе исторического развития люди меняются, что отражается и на их представлениях о справедливости: общество древней Греции в рабстве не видело несправедливости; в средние века в феодальной Европе крепостная зависимость крестьян была нормой; при капитализме нормой считается имущественное неравенство, порождающее неравенство социальное, но, в отличие от прошлых эпох, данное неравенство пытаются скрыть за симулякрами прав человека, демократических свобод и прочей подобной пропагандой, использование которой уже является косвенным подтверждением того, что фактическое положение дел не соответствует утверждениям пропаганды.

30.

Существующее неравенство справедливо - это главное утверждение любых идеологий. В настоящее время, чтобы люди не считали неравенство несправедливым, при помощи демократических процедур формируется общественное мнение, что народ сам установил такое положение вещей, а к самому себе какие могут быть претензии за несправедливость… Но народ не однородная масса, поэтому в нем всегда есть как возмутители спокойствия, призывающие к борьбе за справедливость; так и новаторы, разрабатывающие свои проекты общественного устройства, обеспечивающего справедливость. Недостаток у всех таких проектов один и тот же - успех реализации этих проектов зависит от деловых и моральных качеств лидера, который возглавит осуществление проекта; а как сделать, чтобы этот лидер был лучший из лучших, этого ни в одном из известных проектов нет, а это в справедливости общественного устройства главное, ведь будет несправедливым, если лучшие будут под началом у худших - тут какой проект ни осуществляй, такой справедливости, чтоб народ ей удовлетворить, не добьешься.

31.

Из всех реализованных попыток осуществить вековую мечту людей о царстве справедливости советский проект дальше других к этому идеалу продвинулся; но все равно он был от него далек, поэтому и провалился; однако, несмотря на неудачу, его все равно его следует признать успешным, поскольку достигнутый результат никто превзойти не смог; поэтому от этого результата и нам надо отталкиваться, поскольку свет справедливости продолжает манить нас к себе. Чтобы оттолкнуться от достигнутого, надо понять причину неудачи, после чего, вооружившись диалектикой, подвергнем отрицанию свое отрицание коммунизма и, добавив к старому багажу теории новые добытые наукой компоненты, заново проводим синтез модели общественного устройства.

32.

Основное новшество нового коммунистического проекта - это ОСОИС, которая замещает в марксизме умозрительные нарративы на их научно обоснованные аналоги, которых во времена Маркса не было и быть не могло. В первую очередь замене подлежит господствующий класс - производителей материальной собственности пролетариев меняем на творцов собственности интеллектуальной.
Во-вторых, меняется форма осуществления господства, когда новым "господам" власть становится не нужна для того, чтобы господствовать; не нужна им становится и собственность, контроль над которой составляет сущность капитализма и советского социализма.
В-третьих, раз не нужна власть и собственность, отпадает нужда и в насильственной революции, которая в марксизме только и была нужна для того, чтобы отобрать власть и собственность у одних хозяев и передать другим. Отмена насильственного характера революции не отменяет ее саму - перемены будут поистине революционными.

33.

Отсутствие собственности на средства производства роднит творцов ИС с пролетариями Маркса, поэтому их можно назвать пролетариями умственного труда; поэтому их господство можно назвать диктатурой пролетариата; эту диктатуру мы охотно примем, поскольку ее уже знаем, как господство инженеров, по проектам которых сделаны предметы и объекты материального мира, которые мы используем; а теперь инженеры точно так же будут проектировать и тот социальный мир, в котором человек обитает.

34.

«Атлант расправил плечи» - это название капиталистической антиутопии нашей Алисы Розенбаум, которая в Америке стала писательницей Айн Рэнд. Пока Атлант Алисы плеч своих еще не расправил, но нет никаких сомнений в том, что расправит - коммунистическая утопия отменит антиутопию Алисы и антиутопию «1984» Джорджа Оруэлла, черты которой все явственнее проявляются в нашей действительности.

35.

Расправить плечи, значит осознать свою классовую сущность, постигнув тотальность бытия, в чем Дьёрдь Лукач видел процесс обретения классового сознания. Будучи неомарксистом, он полагал, что это смогут сделать пролетарии Маркса, но сделать это будет суждено другим пролетариям - таким, как сам Лукач; какими были и Маркс с Энгельсом; таким, как инженеры-предприниматели из антиутопии нашей Алисы - всем тем, кто в процессе своей творческой деятельности рождает интеллектуальную собственность. Такие перемены в научном коммунизме - это уже не марксизм, пусть и с приставкой "нео" - это уже постмарксизм, т.е. после марксизма или то, что из него получилось после того, как он сначала был отвергнут, а потом в ходе диалектического синтеза прошел апгрейд и вернулся, обогащенный своими конкурентами: либерализмом и анархизмом. По аналогии с Библией можно сказать, что это будет новый завет коммунизма, а марксизм останется его ветхим заветом.

36.

Либерализм и анархизм в коммунизме - это и есть отношения в обществе на основе ОСОИС. Такое общество - это общество открытого доступа Дугласа Норта. Сам Дуглас полагал, что таким обществом являются общества стран либерального мира, но события последних лет, вызвавшие мировой политический кризис, показали, как жестоко он ошибался. Чтобы общество можно было считать открытым, надо, чтобы обществом открытого доступа был сам господствующий класс.
При капитализме вход в этот класс загораживает неподъемный для простых смертных имущественный ценз - надо быть олигархом, чтобы ощущать свою причастность к господствующему классу. При социализме же, совсем другое дело - в класс творцов ИС вход всем открыт - заходи кто хочешь, если интеллект твой способен эту собственность производить. И в делах твоих тебя никто не ограничивает - делай что хочешь, а свободный рынок ИС даст оценку плодам твоих интеллектуальных усилий. Это и есть осуществление вековой мечты либералов, когда каждый волен в своих действиях, а итоговый результат общих трудов идет на пользу всему обществу. Но об этом же мечтают и анархисты - и их мечта тоже сбывается - анархия рождает порядок - по науке синергетике все именно так и должно быть.

37.

"Крышевание" коммунизмом либерализма и анархизма - это прямое следствие научного подхода к проектированию общественного устройства, поскольку при любом данном уровне развития общественных наук оптимальный вариант является единственным. Будут у наук новые теории, значит будут с их учетом и корректировки мироустройства, осуществляемые в рабочем порядке. Китайская концепция внешнеполитического курса, направленная на формирование международного "сообщества единой судьбы человечества" является наиболее близким видением нового мирового порядка, обеспечиваться который будет с использованием научного знания.

38.

Чтобы наука могла выполнить свою миссию по формированию "сообщества единой судьбы человечества", она сама должна выйти на уровень тотальности в своих представлениях о человеке и его обществе. Тотальность науки предполагает наличие у разных общественных наук единой картины человеческого мира, в которой у каждого знания будет свое место. Такая картина - она как глобус для ориентирования на просторах нашей планеты Земля. Карта-глобус родилась в результате эпохи великих географических открытий - это была тотальность географическая. После открытий географических пришла очередь открытий естественнонаучных, что позволило получить цельную естественнонаучную картину физического мира, в котором мы обитаем - это была тотальность естественнонаучная. И вот пришло время тотальности общественно-политической - знание для этого есть, надо лишь сложить его в цельную картину.

39.

Любая тотальность - это тотальность идеального - это тотальность представлений человека о мире, где он обитает, являющаяся важной частью его жизненного мира. Из самой сущности жи-мира следует, что тотальность в нем всегда присутствует, но лишь тогда, когда пазлы картины мира сложены наукой, мы можем сказать, что наше идеальное наиболее полно отражает реальное; и такая идеальность предполагает готовность изменить представление о мире, если у науки появится о нем новое знание. Другими словами, наше знание о реальном мире перестает быть догматическим. То, что в сфере общественно-политического множество людей продолжают держаться за догмы тех или иных идеологий, есть следствие того, что научная картина социального мира все еще наукой до конца не сформирована - уровень научной тотальности здесь еще не достигнут, хотя все предпосылки к тому, чтобы его достичь, уже имеются.

40.

Поскольку тотальность рождается в разуме человека, процесс ее достижения является синергетическим; поэтому выход знаний на уровень тотальности - это бифуркация, связанная с переходом через точку сингулярности, качественно изменяющая систему представлений о мире, что влечет непредсказуемые последствия для самого мира, обусловленные деятельностью человека в нем.

41.

Три картины мира: географическая, естественнонаучная и общественно-политическая - это все виды тотальности интеллектуальной, кроме которой есть еще и тотальность моральная - мало знать, как мир устроен, надо еще чувствовать себя частью этого мира. Два вида тотальности - это следствие наличия у разума двух пространств, отражающих межполушарную ассиметрию мозга, которые описавшие их Ж.Делёз и Ф.Гваттари назвали гаптическим и оптическим; эти пространства соответствуют второму и третьему мирам К.Поппера. Гаптическое - это пространство образов чувственного восприятия. Пространство, которое они назвали оптическим, является синтагматическим - это пространство знаковых идентификаторов для образов гаптического пространства. Такие образы - это гештальты в психологии и квалиа в философии сознания - уже из этого примера видно, что одному и тому же образу могут соответствовать разные синтагматические обозначения, что является препятствием на пути к интеллектуальной тотальности, поскольку в ряде случаев трудно определить, что разные термины, особенно когда они относятся к разным сферам знания, обозначают одну и ту же сущность.

42.

Постигнутая мной моральная тотальность предполагает, что я не только представляю высшую форму человеческой общности, которую мы называем человечеством, но и чувствую себя неотъемлемой часть этой общности, что рождает во мне чувство ответственности за его судьбу. Теория морального реализма Я.Сюэтуна является подтверждением реальности моральной тотальности. В христианстве эту тотальность олицетворяет образ Иисуса Христа. В учении коммунизма Карла Маркса носителем моральной тотальности является класс пролетариев.

43.

Моральный реализм - это не только реальность моральной тотальности, но и реальность моральной эволюции как составной части эпистемной эволюции биологического вида homo sapiens, отражением которой являются уровни спиральной динамики, каждому из которых соответствует свой ценом - набор ценностных мемов (цемов), являющихся элементами алгебры совести В.Лефевра. Чем выше уровень, тем больше цемов в ценоме, в котором каждый цем отвечает за свой вид общности и соответствующие ему ценности. Высший уровень эволюционной зрелости - это и уровень моральной тотальности, предполагающий наиболее полный набор цемов в ценоме у человека.

44.

Уровни спиральной динамики К.Грейвза отражают то же самое, что и множественная личность У.Джеймса, когда человек во всех своих действиях одновременно представляет себя самого, свой род, свой народ, свою страну и все человечество - в зависимости от достигнутого им уровня отождествления. В обоих случаях мы имеем иерархическую дискретность бытия человеческого, которая вовсе не означает дискретности протекания самого бытия; дискретность нам нужна лишь для понимания мотивации человека в зависимости от уровня его эволюционной зрелости.

45.

Равенство людей - это миф, рожденный в эпоху Просвещения, отражающий вековую мечту о всеобщем счастье, которого якобы можно достичь, если найти способ ликвидировать социальное неравенство, чтобы в обществе царили свобода, равенство, братство. Но социальное неравенство в условиях совершенной конкуренции отражает природное неравенство людей. Проблема неравенства в том, что конкуренция у людей, в отличие от других животных, перестает быть совершенной после того, как в обществе появляется социальная организация, и в конкурентной борьбе для получения преимуществ начинает использоваться накопленная собственность и достигнутое социальное положение. В этих условиях миф о равенстве, если люди в него верят, становится предрассудком эгалитаризма и используется социальной элитой для сохранения существующего неравенства.

46.

Миф о всеобщем равенстве эксплуатируют только две наши секулярные идеологии: марксизм-ленинизм и неолиберализм. Когда мы жили по идеологии, основанной на религиозной вере, неравенство считалось естественным и для оправдания его использовались другие мифы; в частности, в России это был миф, что царь - это помазанник божий.

47.

Миф о равенстве дает жизнь и мифу о ценностях, который активно эксплуатирует идеология неолиберализма. Права человека, общечеловеческие ценности, толерантность, идентичность - если эти понятия мы представляем как ценности, которые имеют самостоятельную ценность без учета того, какого человека мы хотим ими наделить, то из ценностей они превращаются в антиценности, поскольку в таком виде они представляются как ценности человека, вообще не имеющего никаких ценностей - человека уровня развития homo naturalis, которому по жизни достаточно, чтобы удовлетворялись его естественные потребности. Культивирование таких антиценностей - это не путь эволюционного роста - это путь деградации человека, поскольку в человеке не рождается человек коллективный, а общество становится индивидуализированным, т.е. общество перестает быть обществом, поскольку людям в нем нет дела друг до друга.
Для животного вида homo sapiens это уровень эволюционной незрелости, когда он еще не имел больших отличий от других животных - когда это был вид стадных животных, но не было еще человека коллективного, который и появляется только тогда, когда рождается мораль как следствие обретения ценностей, делающих из группы людей общество, являющееся субъектом коллективного действия, члены которого интересы данного общества ставят выше своих собственных интересов.

Продолжение следует.

моральный реализм, неолиберализм, коммунизм, Янь Сюэтун, сообщество единой судьбы человечества, основной закон политической экономии

Previous post Next post
Up