За наше все (6)

Jan 10, 2023 23:18

7. Пример политической экономии

(19.12.22) Не перестаю я удивляться случайностям, которые кажутся неслучайными. Из-за небольшого происшествия, случившегося 17 декабря, рассыпались мои многолетние бумажные залежи на выдвижной полке для клавиатуры. Образовались они по большей части в те годы, когда я еще регулярно ходил на работу и уже тогда был озабочен теми проблемами, которым сейчас себя посвящаю. Мысли, которые в рабочее время приходили мне в голову, я записывал на листках, которые оказывались под рукой. Что-то из этих записей я использовал в той работе, которой занимался после основной работы, и которая сейчас для меня стала основной, часть оставалась неиспользованной, а листки копились и копились на полке с клавой. Когда собирал рассыпанное, некоторые записи я просмотрел. Внимание к себе привлекли две записи десятилетней давности, сделанные вследствие открывания моих глаз на марксизм-ленинизм.

Первая из них касалась репрессий против интеллектуальной и духовной элиты России в первые годы Советской власти: «Чтобы обеспечить равенство для травы, все деревья повырубили».
Вторая запись касалась последствий этого для тех, кто вырубал: «Закованный в оковы догм, вперед наш марксизм-ленинизм продвинуться уже не мог, но вширь раздался изрядно».



Сравнивая реалии наших дней с тем, что было сто лет тому назад, приходишь к печальному выводу: сейчас даже вырубать нечего - от деревьев поляна зачищена полностью, трава подстрижена, и проводятся профилактические мероприятия с тем, чтобы ничего крупного на ней не росло; но все это не наши новации - все это пришло к нам тридцать лет назад вместе с принятием в качестве господствующей идеологии неолиберализма - весь "свободный" либеральный мир так живет - везде проводятся профилактические мероприятия с целью недопущения интеллектуального и духовного роста ширнармасс. Таки да: это и есть то, что в христианской догматике названо приходом антихриста. Атеисты могут все это назвать политическим курсом, направленным на дебилизацию народа, но власть, проводящая этот курс, тут не причем - у нас же сплошной либерализм, демократия и свобода - каждый может стать кем хочет, а если народ в основной своей массе выбирает быть тупым быдлом, то это народ такой, и власть с этим ничего поделать не может.

Если наша власть и дальше, встав на сторону антихриста, будет городить баррикады на пути эволюции, надеясь, что "на наш век хватит", то это ее выбор; но гражданам, то есть людям с активной жизненной позицией, следует самим сделать свой выбор, чтобы не следовать по тому пути, которым их ведут. Первоначальный выбор для граждан должен состоять в том, чтобы встать на сам путь выбора и, не надеясь на власть, и начать самим выбирать то, что им лучше подходит.

Вместе что-то выбрать в том случае, когда граждане сами решили позаботиться о своей судьбе, - это означает выбор того общего дела, которое граждане собираются сообща делать, что означает, что граждане становятся товарищами - и это обязательный этап для любых проектов переделки мироустройства. В том же духе высказалась и всемирно известный антрополог Маргарет Мид (1901-1978):

Не сомневайтесь в том, что небольшая группа вдумчивых, идейных граждан может изменить мир. На самом деле, это и есть то единственное, что когда-либо только и сможет это сделать.

Вдумчивые граждане у нас пока еще есть, идейные тоже, но проблема в том, что в головах у них идейный зоопарк; и вдумчивости гражданам не хватает для того, чтобы стать товарищами, выбрав из множества идей ту единственную, осуществление которой изменит мир. И здесь мы подходим к той проблеме, пригодного на все времена решения которой до сих пор не найдено - это проблема отношений в диалектической инь-ян паре "идеальное/материальное".

Цель - переделка реального материального мира, являющегося местом обитания человека с тем, чтобы все люди в нем были довольны своей судьбой. Приблизиться к осуществлению этой цели мы должны при помощи продукта идеального мира разума человеческого: проекта новой модели мироустройства.

Отметим, что сама постановка задачи является новаторской, поскольку до сих пор мир наш менялся под действием стихийных сил, действующих в человеческом социуме. Первыми эту новацию попробовали осуществить наши марксисты-ленинцы, но действовать им пришлось во многом по наитию, поскольку никакого проекта, сделанного с учетом достижений общественных наук, у них не было, из-за чего не удалось избежать негативного воздействия стихийных сил, что предопределило печальный итог великого советского социального эксперимента, который, тем не менее, позволил нащупать многие правильные решения для прогрессивной модели мироустройства.

Постигшая советских коммунистов неудача отвратила многие слабые души от самой идеи строительства коммунизма, но здесь, чтобы не поддаваться унынию, следует обратиться к древней мудрости Востока, которая обогатила диалектику термином "инь-ян" для обозначения диалектических пар. Наиболее популярно использование этого термина для обозначения пары "женское (инь)/мужское (ян)", но диалектика говорит, что единство и борьба противоположностей этих начал имеет универсальный характер, из чего следует, как мы по жизни это знаем из отношений между мужчиной и женщиной, что отношения в паре могут быть источником как счастья, так и нашего несчастья. Отношения в паре "материальное (инь)/идеальное (ян)" здесь не являются исключением.

Иисус Христос, от греха подальше, решил дистанцироваться от материального, отделив бытие в материальном мире кесаря от бытия в идеальном царстве божьем, что привело к господству в мире кесаря того, кого по этой причине еще называют князем мира сего; он же дьявол, он же сатана, он же падший ангел Люцифер, известный своими словами: «Придет время, и вы меня будете почитать, думая, что почитаете Бога». Глядя на происходящее в мире, невольно задашься вопросом: время его пришло?

(20.12.22) - Да, пришло, - должны мы это честно признать, исходя из понимания либерализма в неолиберализме, где на практике идеальное признается ничтожным по сравнению с материальным, но само это признание прикрывается различными симулякрами за идеальное - типа, оно нам тоже важно - без этого нечистой силе никак нельзя, поскольку она независимой сущностью не является и может только паразитировать на божественном.

Марксизм-ленинизм недалеко ушел от либерализма, но все-таки ушел - в нем взаимоотношения в паре "материальное/идеальное" уже ближе к желаемому идеалу, поскольку идеальное ян, олицетворяющее мужское начало, в паре уже не симулякр как в либерализме, а почти равноправный партнер, над которым доминирует материальное инь, олицетворяющее женское начало, с чем ин никак смириться не может, из-за чего буза и идет - наш совок она и погубила так же, как разлад в семье губит семью.

Так как же сохранить нам ту самую большую нашу семью, которая человечество? Как сделать, чтобы на этом высшем уровне человеческой общности ин и янь не раздоры раздирали, а любовь и согласие соединяли? На жизненный вопрос ответ дал еще Иисус Христос: «Отдайте Богу богово, а кесарю кесарево», - но не разъяснил Христос, как толковать это. Из контекста ситуации следует, что кесарю надо отдать то, что он сам от тебя требует, а сие означает, что не Царь Небесный в плотском мире рулит, но князь мира сего, рождая зло, от которого люди страдают.

В ветхозаветный период нашей истории ситуация была несколько иной - Бог там вплотную занимался земными делами, и не было там никакого кесарева, пока евреи не захотели заиметь свое царство; и то, что позже стало кесаря, в ту пору тоже было богово - десятину от доходов своих предписывалось избранному народу отдавать на нужды земной службы Бога. То, что в Новом Завете мы уже не видим попыток бога устанавливать земные порядки, заставляет нас вспомнить о законах диалектики - это было отрицание со стороны Бога своего прямого участия в делах людских: «Раз вы так много о себе понимаете, то поживите своим умом, а Я посмотрю, как это у вас получится».

(21.12.22) Получилось так, что мы уже и не знаем, как нам дальше быть, и в тоже время не хотим, чтобы все оставалось, как получилось. Выход известен: древнее отрицание надо подвергнуть отрицанию, и ранее отвергнутое надо возвращать в качественно преображенном виде - что нам и было в древности обещано как второе пришествие. Сами бога отвергли, самим его и возвращать - никто наши грехи за нас исправлять не будет - этим второе пришествие будет качественно отличаться от первого, поэтому бог напрямую во всем этом участия принимать не будет, а будет в нашей жизни возвышение роли тотального идеального до того уровня, который оно занимало в древние времена, будучи воплощенным в форму бога. В Коране о том прямо сказано, что прямой помощи от Бога в переделке своей жизни мы не дождемся, а если сделаем неверно, то наказания от Него нам не избежать:

Воистину, Аллах не меняет того, что с людьми, пока они сами не переменят того, что с ними. A когда Аллах пожелает людям зла, то нет возможности отвратить это, ибо только Он их Спаситель! (Сура 13, аят 12 (11))

Чтобы все делать верно, и не навлечь на себя гнев божий, надо идти на зов той истины, которая подобна тем дорогам, которые все ведут в Рим: «И к Нему (обращается) зов истины», (там же, аят 15 (14)). Вот только как до той истины докопаться, если шайтан так и норовит отвратить человека от пути истинного. Подсказку, как быть в такой ситуации, нам дает советская киношная классика: «Кто нам мешал, тот нам поможет!» - примирить мы должны наше идеальное ян с нашим материальным инь.

До сих пор примирения не было только по одной причине - мы все еще бродим по развалинам вавилонской башни, порушенной Богом нам в наказание, когда каждый держится за свою метафизику и не проявляет рвения в том, чтобы убедится, что разные метафизики говорят об одном и том же, но только каждая использует для этого свои слова - отсюда растут ноги у нашего непонимания друг друга. Добавьте сюда еще собственность, из-за дележа которой конфликты обыденны, и получим "так и до греха недалеко", а когда недалеко, то проще простого в него впасть, включая сюда и такой его вид, как война. За примером уже далеко ходить не надо - он уже в доме нашем. Вот собственность, стремление к обладанию которой вечно было плодородной почвой, на которой зло росло - она-то и должна нам помочь избавить мир от зашкаливающей греховности.

Чтобы обнаружилось в нас рвение договариваться об идеальном, по которому жить будем, договаривание о дележе материального надо поставить в зависимость от договаривания о выборе лучшего идеального, которым пользоваться будем, и о его авторстве, чтобы можно было поделить между творцами "кесарево", им причитающееся. Я об этом уже без малого десять лет говорю: что от общества, основанного на собственности материальной, должны мы перейти к обществу, основанному на собственности интеллектуальной. До сих пор это был глас вопиющего в пустыне; может война поспособствует тому, чтобы кто-то меня услышал, а не услышат, то, как сказал Владимир Маяковский, "что-ж, по родной стране пройду стороной, как проходит косой дождь". Но я еще и сам далеко не все сделал для того, чтобы лучше был слышен голос мой - не один год мне еще работать и работать над этим.

(22.12.22) С чем связаны мои надежды на войну: во-первых, на политическом фронте гибридной войны Россия вообще никаких боевых действий не ведет по простой причине - их ей просто нечем вести - она воюет с системой, частью которой сама является, а значит, без всяких шансов на победу, поскольку часть системы никогда не сможет одолеть саму систему, элементом которой является. Свидетельством этого являются высказывания нашего Главнокомандующего, в которых он только оправдывается за свои действия: "нас вынудили", "нас обманули" и т.д. и т.п. - очень все это напоминает оправдания жрицы любви в фильме «Бриллиантовая рука»: «Не виноватая я! Он сам пришел!» :о)

Что в этой ситуации может предложить Россия той же Украине: вместо господства рептилоидов фининтерна господство своих олигархов? - а оно украинцам надо, если самой России это господство ничего хорошего не принесло, тем более, что господство рептилоидов при этом никуда не денется? Понятно, что Украине это не надо, поэтому, при условии сохранения прежней политической ситуации, окончание СВО не приведет к окончанию войны, поскольку война лишь перейдет в следующую фазу перманентной войны, когда боевые действия, остановленные заключением похабного мира, могут возобновиться в любой момент, если какая-либо из сторон сочтет этот момент для себя выгодным - именно так и наша СВО началась.

В этой ситуации спасти положение может лишь коренное изменение самой ситуации - отказ от старой системы и создание новой, основанной на ОСОИС - открытой системе охраны интеллектуальной собственности, когда вся она станет общедоступной, а платить мы будем не за ее приобретение, а за ее использование; плата же будет взиматься в виде фиксированного налога типа древней церковной десятины, которая, по сути, тоже была платой за ИС в виде конкретной религии. Это тоже пример диалектики, когда отвергнутое старое возвращается в качественно обновленном виде, чтобы заменить морально устаревшее настоящее.

Именно такая ситуация и сейчас у нас сложилась, а война делает и нашу чиновничью бюрократию заинтересованной в изменении данной ситуации, тем более, что держаться за старое у них никаких особых резонов нет, если только они не являются участниками каких-либо коррупционных схем, но, в случае проигрыша в войне, они лишатся этого источника дохода; сохранить же его они могут только предательством интересов страны, но и коррупция в условиях войны - это тоже такое предательство, поэтому от этой гнили надо избавляться, чтобы самим с ней не сгинуть - переход к ОСОИС и это поможет сделать. Коррупция в мире, основанном на собственности, является системообразующим фактором, поэтому избавиться от нее можно только изменением самой системы.

На наше счастье, деградация политической элиты России не достигла такой стадии, как на Украине и в странах Запада, когда интересы страны приносятся в жертву глобальной власти, поэтому Россия и ввязалась в эту войну от испуга, что бездействие грозит ей гибелью; поэтому для нашей силовой и политической бюрократии пути назад нет - тут для нее или пан, или пропал - сами они себя поставили перед необходимостью выиграть на полях сражений самими затеянную горячую войну, и с этим связано второе основание моих надежд на принятие ОСОИС.

Война в горячей своей фазе сейчас выигрывается не столько в боях с оружием в руках, но и в научных лабораториях, конструкторских бюро и заводских цехах, где создается оружие, а боевые действия показали, что здесь мы своим врагам войну проигрываем из-за технологического отставания, особенно в сфере электроники и информационных технологий. Если мы будем эти технологии развивать традиционным для себя способом, то Запад и Восток нам никогда не догнать - сведется наше евразийство тогда к болтанию между двумя жерновами Востока и Запада, которые неизбежно рано или поздно Нашарашу перемелют.

Информационные технологии хоть и достигли результатов, которые еще недавно казались фантастикой, но все равно, они только в самом начале своего пути, поэтому технологическую гонку можно выиграть, не столько совершенствуя то, что есть, сколько пытаясь создать то, чего нет - именно этот путь дает нам шанс выиграть гонку. Но чтобы этим шансом воспользоваться, нам надо сначала возродить то, что тридцать лет стараниями либеральных реформаторов деградировало - нашу науку и наше образование; а возрождать надо, не возвращаясь к тому, что было в совке, а воссоздавая на качественно новом уровне - которым и является ОСОИС - платить надо строителям нового мира за создаваемую ими интеллектуальную собственность, а новые принципы организации образовательной и научной деятельности тоже в нынешних условиях являются значимыми видами такой собственности - именно от этой ИС зависит производство ИС, которая, среди прочего, используется и для создания оружия.

(23.12.22) В советское время наши марксисты-ленинцы только языком трепали за основной принцип социализма: от каждого по способностям, каждому по труду; а на деле, когда это дело касалось производства интеллектуального продукта, вместо "по труду" было: в зависимости от занимаемого места в производственной и организационной иерархии. Из-за этого - что на основной принцип социализма, что называется, положили, не буду уточнять что, СССР и проиграл экономическое соревнование Западу, что послужило основной причиной и политической капитуляции. И теперь мы вновь стоим перед необходимостью выигрывать это соревнование - чем грозит проигрыш, мы уже успели узнать на собственном опыте - этот шанс последний, другого история нам не даст, как она не дала его Европе, которая, как и мы, живет за счет наследия прошлого, вот только наследие это у нее более богатое, и на Олимпе у рептилоидов есть кому за ее интересы постоять. У нас и самих пока еще тоже есть, чем за себя постоять, причем, не только там, где стреляют, но и там, где интеллектуальная собственность рождается.

В той ИС, которая досталась нам в наследство от Советской власти, есть замечательный продукт, который сейчас зазря пропадает, но который может помочь интенсифицировать само производство ИС - я говорю о методологии Георгия Щедровицкого. Изюминка этой методологии - технология ОДИ - объектно-деятельностной игры. Пиарщик из Георгия Петровича был никакой, поэтому давал он своей ИС названия, которые никак на популяризацию технологии не работали. Взять ту же ОДИ - это разновидность технологий, по которым производится мозговой штурм, и разновидность, доказавшая свою высокую эффективность при осуществлении штурмовых действий при принятии решений - это как раз то, что сейчас России особенно важно: принятие решений о путях дальнейшего развития. Пока мы здесь видим только пустую говорильню - предложений много, а вот того, чтобы собраться и выбрать из этих предложений лучшее - этого сейчас нет, а есть то, о чем говорит поговорка: всяк кулик свое болото хвалит. Добавьте сюда делёж того, чем "кулики" кормятся, и можете не сомневаться - "кулики" примут решение, чтобы свой корм получить.

Да, я тоже один из этих "куликов", и тоже имею претензию на то, что моя ИС лучше, чем у конкурентов, поэтому и жажду открытых разборок со всеми конкурентами - не скрываю, что есть у меня своя корысть во внедрении ОСОИС.

В сфере материального производства другая проблема - там прибыль зависит как от самой ИС, так и от надежности замков, за которыми ты ее прячешь от конкурентов. ОСОИС, отделив производство материального от производства интеллектуального, позволит при производстве материального использовать самое лучшее из того, что есть в интеллектуальном - вот путь к победе в экономическом соревновании - и в политическом поэтому тоже.

Политическое, если его понимать так, как его понимал Карл Шмитт, является также и религиозным, т.е. это практическая деятельность, осуществляемая в соответствии с идеалами той или иной веры, и являющаяся поэтому репрезентацией - непрерывно идущей презентацией этих идеалов, тем самым направляющая людей на их достижение. На языке философии, это будет деятельность, осуществляемая в соответствии с выбранным дазайном - вектором нашего бытия. От того, насколько наша деятельность соответствует идеалам, за которые мы держимся, зависит такой важный параметр нашей жизни, как ее качество.

К чему я клоню - наша удовлетворенность собственной жизнью зависит от того, какой интеллектуальной собственностью мы пользуемся - такой вот мы нашли общий знаменатель, уравнивающий разные веры-идеологии и позволяющий их сравнивать в зависимости от того, что они дают людям в настоящем, а не обещают им в отдаленном будущем, но и здесь все неоднозначно. Хоть христианство, равно как и другие религии монотеизма, уже тысячи лет учат, что не в богатстве счастье человека, следуют этому лишь отдельные подвижники, а народ, в основной своей массе, качество своей жизни оценивает по уровню своего материального благосостояния, поэтому и стремится его повысить всяческими способами.

8. Как в капле отражается океан

(02.01.23) В последний день прошедшего года я уже думал о том, что все нужное написал, и хотел перейти к техническому: закрыть пару дырок в середине, дописав ранее недописанное; оформить текст, закончив его структурирование; и все - можно будет ставить подпись и дату. Однако, Новый Год, как ему и положено, принес подарки, и я был вынужден искать щель в написанном, чтобы всунуть в нее эти подарки. Вот точно так же и все человечество: только ему начнет казаться, что есть почти все, что нужно для нормальной жизни, как тут же оказывается, что чего-то главного не хватает… Масштабы времени и пространства здесь только другие, несоизмеримые с моей суетой в попытках это человечество осчастливить плодами своих откровений.

Где бы мы ни были на своем историческом пути, как бы много мы о себе не понимали, но… - мы всегда только в начале Пути и… - мы всегда в Королевстве Кривых зеркал - это следует из противостояния двух великих Ничто философии: все, что мы знаем, оно ничто по сравнению с тем, чего мы не знаем; но живем-то мы так, что наше все - наш человеческий жизненный мир - это только то, что мы знаем, а чего не знаем, то для нас ничто - вот эти два Ничто и выясняют промеж себя, кто что, а кто ничто. Как компромиссный вариант появился у нас в жизненном мире Бог, который знает все то, чего ничтожные людишки не знают.

Жизнь самих людишек кроме удовлетворения физиологических потребностей есть еще и синергетический процесс накопления знаний о мире, в котором они живут. Из синергетической природы процесса следует, что однажды наступает критический момент, когда людишки обнаруживают, что их жизненный мир является кривым зеркалом - отражение в нем реального мира больше не соответствует самому реальному миру, т.к. не вписывается новое знание в старую парадигму мироустройства. Обнаружив такое несоответствие, энтузиасты энергично переделывают свой жизненный мир - теперь они уверены, что видение в зеркале является истинным, поэтому, не теряя времени даром и не щадя живота своего, приступают они к навязыванию этого видения всему обществу, склоняя к переделке его социального устройства.

Чем более неблагополучно общество, тем больше таких попыток предпринимается. Кончается такое расшатывание ситуации тем, что и в обществе случается бифуркация, не всегда, к сожалению, такая удачная, после которой мы имеем "правильное" видение мира, но… тоже лишь до поры, до времени, после чего цикл повторяется сначала. Если бифуркация неудачная, то кривое зеркало становится еще кривее, что очень скоро, по историческим меркам, обнаруживается, - именно такую ситуацию мы имеем сейчас в России - дело идет к очередной "рихтовке зеркала", без которой шансов улучшить ситуацию нет никаких.

Вот так и получается, что как бы быстро мы не бежали, мы всегда будем только в начале пути, но по своей наивности всегда будем думать, что видим тот финиш, по достижении которого будет нам счастье; но счастье будет нам только в том случае, если останавливаться не будем, думая, что достигли желаемого. Нам еще предстоит оценить по достоинству гениальное сказочное пророчество Льюиса Кэрролла, которое изучающие эволюцию товарищи ученые назвали принципом черной королевы: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, бежать надо как минимум вдвое быстрее!» - это закон жизни, поскольку бежать со всех ног означает меняться, эволюционно совершенствуясь, чтобы не стать жертвой естественного отбора, который под именем социал-дарвинизма действует и при капитализме - действует как для отдельных людей, так и для стран и народов.

В наступивший год кролика, чья жизнь зависит от быстроты бега, многим тоже придется демонстрировать свое умение бежать со всех ног, отвечая на гамлетовский вопрос "быть или не быть". С точки зрения философии, принцип черной королевы является метафизической вариацией принципа недеянья от древних даосов: двигаться будешь, если стоишь правильно. Стоять на пути, который Дао - это как сидеть на велосипеде - можно только двигаясь по нему; а Россия в прошедшем году воевала только за то, чтобы никуда не двигаться, но война только сильнее расшатывает ситуацию, поэтому чтобы быть, ей, хочешь, не хочешь, в новом году бежать надо со всех ног. Воистину, сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. А у философии для добрых молодцев есть свои уроки.

Все эти переходы от одного зеркала к другому, в надежде увидеть истинное отражение, есть диалектический процесс, в котором философия сама выступает в роли зеркала с претензией на истинное отражение мира. От прочих зеркал это зеркало отличается тем, что оно само осуществляет трансформацию себя для исправления обнаруженной кривизны; а еще это зеркало говорит нам, что нечего на зеркало пенять, если рожа крива.

В зеркале своего жизненного мира мы видим лишь форму для содержания, которое само всегда скрыто от нас, ибо оно есть то Ничто, что находится за редукционной границей жизненного мира, отсекающей все как-то понятое от всего непонятого. Переход от одного зеркала к другому определяется диалектикой отношений между формой и содержанием. Форма нужна, чтобы было, куда помещать содержание. Когда форма заполняется, приходится менять форму на другую, более вместительную. Уже множество форм люди поменяли: язычество сменили на несколько форм монотеизма, на смену которым пришли секулярные коммунизм и либерализм, в первоначальном варианте которых уже не осталось места для нового содержания, поэтому активно идет процесс вылепливания новой формы, куда можно было бы поместить все старые и чтоб еще место осталось.

(03.01.23) Из диалектики отношений формы и содержания следует, что все изображения, которые мы видим в зеркале своего жизненного мира, объединяет то, что в них всегда присутствует тайна, которая всегда одна и та же, хоть и бывает наряжена в разные метафизические формы - это тайна нашего бытия. Форма нам нужна, чтобы мы стремились эту тайну раскрыть, что является причиной утилитарного использования формы для идеологического оправдания конкретных политических форм социального бытия: вера в бога оправдывала феодализм; вера в коммунизм оправдывала советский социализм; верой в могущество либерализма оправдывается капитализм. Только тайна сущего, скрываемая формой, делает такое оправдывание возможным. Следовательно, если хотя бы немного приоткрыть тайну, скрытую формой, то нам откроется и тайна оправдывания того социального содержания, которое оправдывать больше не стоит по причине его морального устаревания.

(04.01.23) В данном случае общим знаменателем, позволяющим за тремя разными идеологическими словоформами увидеть Единое, является тайна любви. В явном виде за любовь нам говорит только христианство своим базовым тезисом "бог это любовь". В коммунизме любовь присутствует неявно, но зато практически, как положительная деятельность советских марксистов-ленинцев, описанная Т.Мартином в его «Империи положительной деятельности». Но эту же деятельность можно идентифицировать еще и как деятельный либерализм советских коммунистов, в основе которой лежало другое отношение к другому: не "делай что хочешь, только мне не мешай", а "я помогу тебе делать то, что для тебя лучше", - такой коллективистский коммунистический либерализм соответствует духу либерализма в классической традиции Дж.Локка и Дж.Ст.Милля, но не имеет ничего общего с либерализмом, извращенным идеологией неолиберализма.

Сказанное позволяет поставить знак тождества между верой в бога и верой в коммунизм, поэтому мы можем сказать: коммунизм - это любовь. Такое определение коммунизма, как и определение бога, является чисто метафизическим; его достоинство в эволюционной преемственности - коммунизм отрекается от марксистского "разрушим до основанья, а затем…", и предстает как итог диалектического синтеза, предлагающий новый подход к осуществлению вековой мечты людей о всеобщем счастье, в котором от марксизма сохраняется "кто был ничем, тот станет всем". Не обобществленная собственность, а деятельная любовь - вот новое, не материалистическое, а идеалистическое, видение коммунистического базиса, на котором должна покоиться его надстройка; которое не отрицает, но дополняет необходимость иметь и материальную основу для идеального.

Коммунизм, заново рожденный в духе, является преемником христианского исихазма, о котором участникам заседания ТФК напомнил Игорь Гусев; заодно он вспомнил и нашего физика и метафизика Сергея Хоружего, который в советской России теоретически развивал идеи исихазма. Главная из этих идей - это обожение человека - уподобление его Богу. За эту же идею стоит и вся русская классическая философия, которая по причине своей молодости есть сплошная метафизика, родившая свой исихазм как идею богочеловечества - по сути, это тот же коммунизм, только в другом обличье. В современном мире спрос на то, что лежит в основе исихазма, удовлетворяет пришедшая к нам с Востока идея просветленности, подкрепленная многообразием своих практик.

А у коммунистов есть своя практика, делающая их в той или иной мере просветленными и совками - представителями подвида homo soveticus - это политическая положительная деятельность, которая вполне соответствует пониманию просветленности мудрецом Лао Цзы, который так говорил о деятельности просветленного: «Он ходит по базару и делает Буддами торговцев вином и рыбой», - ничем особым свою просветленность не выказывая. Каждый может стать Буддой - этот основополагающий принцип, на осуществление которого нацелены практики буддизма, тождественен базовому принципу исихазма.

Когда возник исихазм, Библия уже была сверстана и канонизирована, поэтому его идеи не получили широкого распространения. Библейской предпосылкой исихазма можно считать идею второго пришествия, если за такое пришествие считать рождение богочеловека - на этот раз рожденного самими людьми, а не как сына Бога и человека. Светская наука связывает такое рождение нового человека с его переходом через точку сингулярности, после чего будет людям счастье, но не на веки вечные, а только на тысячу лет - в чем на этот раз уверяет нас хилиазм - вторая половина "сладкой парочки" христианства исихазм-хилиазм. Почему только тысяча лет, о том он молчит, но я могу это предположить, исходя из практики инженерной деятельности.

Не позже, чем через тысячу лет после наступления коммунизма, земная цивилизация перестанет быть только человеческой из-за того, что случится еще один переход через очередную точку Большой Сингулярности. Переход будет выражаться в том, что идеальное получит основание в реальном через соединение гуманитарных и естественных наук. Такая интеграция произойдет благодаря новой математике, которая, пройдя свою точку сингулярности, станет на столько же выше нынешней высшей математики, на сколько та выше арифметики.

Математика для меня - это самая загадочная из всех наук - изумляет меня ее божественная возможность родить то, чего раньше никогда нигде не было, и с помощью этой небывальщины объяснить то, что существует с незапамятных времен. Рождение такой небывальщины, которая будет высшей по отношению к нынешнему высшему в математике, и создаст предпосылки для еще одной сингулярности в будущем, итогом которой станет то, что напишут люди на языке математических формул, что такое любовь, что будет только частным случаем рождения искусственного разума, ни в чем не уступающего человеческому - это будет уже какая-то пост-история нашей цивилизации. Пока же мы все никак не можем совершить обещанный Марксом переход от предыстории к истории, который будет также переходом к новому качеству жизни, который мы у себя в России уже успели попробовать в советский период нашей истории.

либерализм, исихазм, диалектика, мозговой штурм, инь-ян, политэкономия, положительная деятельность, хилиазм, методология

Previous post Next post
Up