- Ну, за наше! - за то самое, которое наше всё: за идеологию, открывающую новую Новую Эру

Jan 05, 2023 20:33


Пришел новый год, и с его приходом настал еще один знаменательный день моей жизни, когда я делаю всеобщим достоянием еще один плод трудов моих. Основных тем в нем две: это война и богокоммунизм. Если говорить языком Библии, это будет благовествование. Зараз на всю благую весть меня не хватает - тут еще много работы предстоит сделать, поэтому доношу ее частями - на сколько ума хватает. Эта часть растянется на девять постов.
Из-за растянутости процесса во времени незаметно, что настает новая Новая Эра. Незаметное становится видимым, если смотреть на него через призму философского знания.

Сначала хочу, дети мои, перед вами похвастаться: я сделал еще один шажок в понимании того, как все в нашем мире устроено; и рассказ мой о том, "что было, что есть, что будет, и чем сердце успокоится". Вас удивило, как я к вам обратился? Удивляться не надо - я обратился к вам как к своим товарищам, ведь это и ко мне самому относится: нам еще расти и расти, прежде чем мы сами сможем делать жизнь свою лучше, используя знания и навыки, которым нам только предстоит научиться. Пока же мы только дети Его, сами знаете Кого. Мысль не нова, и была уже не единожды отвергнута - "Мы уже взрослые, Он нам больше не нужен". Отрицая это отрицание, представляю древнюю мысль в обновленном виде после акта диалектического синтеза.



Сам акт синтеза был инициирован в моей голове заседанием Тверского философского клуба (ТФК) профессора Войцеховича В.Э., состоявшимся 12 октября 2022 года.
Участникам заседания было предложено обсудить следующие вопросы:
Выступление Путина В.В. 30.09.22 г. Что такое «Наша философия»? Иван Ильин, Александр Дугин - начало новой философии. Бифуркация 22.02.2022. «Европа умирает? Да здравствует Европа!» Российские перспективы новой Европы. Новая Украина и наша философия.

Тему для заседания задала фраза нашего президента Владимира Путина из его выступления 30 сентября: «… Для них прямая угроза - наша философия, поэтому они и покушаются на наших философов». Сам Путин не уточнил, что он вкладывает в понятие "наша философия", вот почему желающим помочь ему в отражении угрозы покушения приходится самим искать это наше, нуждающееся в защите.

Лучшие умы России бились, бились, но ничего пока не добились в своих разысканиях того, что должно быть основой нашей идеологии. И мы в своих провинциях решили порыться там, где не токмо умы, но даже и собака Миши меченого тоже порылась. Вячеслава Войцеховича я благодарю за предоставление возможности делать это - с помощью философии искать пути для России и мира.

Где нет видения, народ гибнет;
 но блажен тот, кто блюдет Закон Его.
Притчи царя Соломона 29:18.

1. Пророчества "предсмертной философии"

В своих философских поисках мы, прежде всего, должны исходить из того, что философия имеет двойственный характер:
Во-первых, это метафизика - плод чувственного восприятия, с которой и начиналась вся философия; сущность которой можно охарактеризовать словами американского психолога Стенли Стивенса: «Чем нечто кажется, тем оно и является, и в такой кажимости существует все», - «оно извлекает из запутанной реальности свою собственную внутреннюю форму», - дополняет высказывание Стивенса философ Савой Жижек в книге «О насилии».
Во-вторых, это рациональная философия - плод рационального мышления, пытающаяся из анализа метафизических данных получить общие законы развития, из которых нам в наибольшей степени важны законы развития человека и человеческого общества.
В этой сладкой парочке статус науки имеет только рациональная философия, которая, как и любая другая наука, интернациональна, поэтому никакой нашей философии в ней нет и быть не может; здесь мы можем говорить только о нашем вкладе в эту философию. Нашу же философию мы можем найти только в нашей метафизике, которая всегда отражает какую-либо идентичность делающего ее, чаще всего национальную и религиозную.

Отправляясь на поиски, мы должны ясно осознавать, что наша философия нужна нам не сама по себе, а для того, чтобы найти выход из того бедственного положения, в котором пребывает наша Россия, а эту свою миссию она сможет выполнить только в том случае, если мы загрузим ее, как исходные данные, в научный аппарат интернационально-рациональной философии, на выходе из которого мы и можем получить искомый результат, в качестве которого нам желательно заиметь нашу новую идеологию.

На связь нашего и общечеловеческого в философии в своем выступлении на ТФК неявно указал Владимир Гайдуков, когда назвал нашу философию "философией сердца", но философия сердца - это ни что иное, как метафизическое название того, что рациональная философия называет гуманистическим направлением в философии, которое в ней является одним из основных, можно даже сказать, что это ее мейнстрим - в нем и надо нам ловить нашу рыбу-идеологию.

Особенностью нашей философии сердца является то, что в ней идея гуманизма неразрывно связана с нашей православной верой, на которую и Путин пробует опереться в своем видении патриотизма. В православии видели ключ к спасению и все те философы, которых отождествляют с "нашей философией", но православие, как один из клонов христианства, интернационально по самой своей природе, что побуждает нас определиться не только с философией, но и с тем, что мы считаем нашим.

Исходя из интернациональной природы как христианства, так и веры в коммунизм, с которыми связаны все славные страницы нашей истории, мы можем сказать, что наше - это не то, что присуще нашему народу изначально, как пытаются трактовать "наше" разные родноверы, но оно есть то, что мы приняли, наряду с другими народами, как средство сплочения и формирования народа и нашего государства. Именно такого эффекта ждет от нашей философии и Владимир Путин, судя по его ссылке на высказывание нашего философа Константина Леонтьева в выступлении на заседании Валдайского клуба в сентябре 2013 года: «Россия всегда развивалась как "цветущая сложность", как государство-цивилизация, скреплённая русским народом, русским языком, русской культурой, Русской православной церковью и другими традиционными религиями России». Но у Леонтьева "цветущая сложность" это не только все русское. В 1880 году в статье «Как надо понимать сближение с народом?» он призывает обогащаться и тем, что в европейской философии есть передового, усмотрев в ней то, чего другие, включая сюда марксистов, не видели и не смогли из нее извлечь, а именно, уход от предрассудков эгалитаризма, порожденных эпохой Просвещения:

А пока мы, русские ближайшего будущего, можем извлечь из этой мрачной новой германской философии всё то, что в ней есть хорошего, именно - неверие в земное эгалитарное благоденствие; мы можем извлечь из нее то, что нам нужно, подобно тому, как Отцы Церкви извлекали из древнегреческой философии в свое время то, что им было нужно.

И далее он выдает одно из тех своих пророчеств, которые в его философии поразительно удивляют, поскольку они и сейчас даже более актуальны, чем и в конце XIX века:

Хорошая, наилучшая, высшая философия всегда является лишь перед концом культурно-государственных периодов, и некоторыми из начал этой предсмертной философии питаются корни грядущих и осуществимых религиозно-политических произрастаний.

Это метафизическое предсказание отсылает нас к законам диалектики от рациональной философии, когда после отрицания отрицается само это отрицание, и отвергнутое возвращается к нам качественно преображенным. До этого заключительного этапа диалектического синтеза мы пока не дошли, поэтому в следующем своем выступлении, состоявшемся 27 октября на заседании Валдайского клуба, Путин вновь питался началами "предсмертной философии", вернувшись к теме цветущей сложности, поиски которой нам следует вести, руководствуясь заветами философа-славянофила Н.Я.Данилевского:

Хочу привести слова великого русского философа Николая Яковлевича Данилевского, который считал, что прогресс состоит не в том, чтобы идти всем в одном направлении, как нас подталкивают некоторые наши оппоненты, - в таком случае прогресс скоро бы прекратился, говорит Данилевский, - а в том, чтобы "исходить всё поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, во всех направлениях". И он добавляет, что ни одна цивилизация не может гордиться тем, чтоб она представляла высшую точку развития.
   Будущее мировое устройство формируется на наших глазах. И в этом мировом устройстве мы должны выслушать всех, принять во внимание каждую точку зрения, каждый народ, общество, культуру, каждую систему мировоззрений, идей и религиозных представлений, не навязывая никому единой истины, и только на этом основании, понимая свою ответственность за судьбу - судьбу народов, планеты, строить симфонию человеческой цивилизации.
   Убеждён, диктатуре можно противопоставить только свободу развития стран и народов, деградации личности - любовь к человеку как к творцу, примитивному упрощению и запретам - цветущую сложность культур и традиций.
   Остается лишь два пути: накапливать груз проблем, который "раздавит" всех мировых игроков, или решать проблемы сообща, пусть и не идеальными, но действенными способами.

А двадцатью двумя годами ранее вместо того, чтобы идти по пути "цветущей сложности", Россия, не мудрствуя лукаво, пошла по легкому пути бездумного копирования, когда решила сделать нашим не наш либерализм после того, как ее новые политические лидеры решили, что вера в коммунизм нам не подходит из-за проигранного Западу экономического соревнования. Чем это должно закончиться Константин Леонтьев тоже предвидел:

Для нас вопрос решается так: если культурная солидарность наша с Западом неотвратима и неисцелима, то национальное дело наше раз и навсегда проиграно.
Все государства Западной Европы должны в не слишком продолжительном времени отречься решительнее прежнего от всего того, что составляло национальные основы их государственного быта, и принять форму республик. Сольются ли они постепенно все в один атеистический союз, или сгруппируются сперва только по племенам, … во всех этих случаях республиканский Запад будет еще враждебнее Русской Империи и союзу восточно-православных народов, чем была Европа монархическая. Подобно Соединенным Штатам Северной Америки, не пожелавшим выносить в Мексике соседства сильной империи, республики европейского Запада будут тяготиться формой нашего правления, прилагать все старания, чтобы изменить ее у нас, даже и посредством насилия.

Как Леонтьев и предвидел, с либерализмом у любителей идейной халявы вышел полный облом - срубить по-легкому, как либералы сами жаждали и нам обещали, не получилось - либерализм так и не стал нашим из-за прискорбных итогов попытки его принятия - по всем критериям капиталистическая Россия проигрывает России советской, более того, она и существует-то только благодаря тому наследству, которое получила от страны Советов. У Леонтьева есть предсказание, касающееся такого выбора: «Идти скоро, идти вперед - не значит непременно к высшему и лучшему… Идти все вперед и все быстрее можно к старости и смерти, к бездне», - тридцать лет уже топаем, не видя впереди бездны - может война как средство, срывающее покровы, поможет ее узреть.

Пока же мы видим, что больше ни у кого нет ничего готового, которое можно было бы позаимствовать; нет готовых рецептов и у нашей философии. Теперь выход только один: самим делать то, что раньше никогда не делали. Легкие хоженые пути кончились, и стояние на месте грозит гибелью, поскольку место, где остановились, гиблое. Остается только тяжелый труд прокладывания пути по нехоженому. Бояться этой работы не следует, поскольку накопленный за тысячелетия опыт человеческий, помноженный на накопленное наукой знание, делают эту задачу вполне посильной, включая сюда и задачу делания нашей философии - как средства сплочения и формирования народа и нашего государства, а в текущей ситуации, и как одного из основных средств спасения нашей Родины, поскольку философия, наряду с политической экономией, является основой любой идеологии.

рациональная философия, метафизика, диалектика

Previous post Next post
Up