"Самая желаемая и ценная машина в мире!", - так говорят про Ferrari 250 GTO. Каждая сделка по продаже этого автомобиля является прецедентом для корректировки признанных ценовых гидов. Ее история овеяна бесконечными победами и мифами о подделках. В настоящий момент автомобиль оценивается выше $15,000,000. Всего их 36 и это закрытый клуб владельцев с особым статусом среди коллекционеров...
Ferrari 250 GTO на треке в Лагуна Сэка, Калифорния, США.
История этой модели берет начало в 1954 г., когда модель 250 GT Europa породила линейку исключительных Ferrari - автомобилей для гонок класса "Гран Туризмо" (Grand Turismo).
Для общего развития. Grand Turismo - это класс спортивных автомобилей, подготовленных для длинных дистанций. Многие машины могут называться "grand tourer", но традиционно это купе с двумя дверями и двумя сидениям или салоном 2+2. "Гранд-туреры" отличаются от типичных спортивных автомобилей: обычно они тяжелее и больше (иногда более 1,600 кг), а также более комфортны. Двигатель чаще располагается в передней части, что делает салон более просторным, чем у моделей с двигателем в центре. Подвеска таких автомобилей мягче.
Начнем повествование об этой машине с расшифровки GTO. GT, как написано выше, означает Grand Turismo или Grand Tour (большое путешествие). Буква "О" означает Omologato, то есть "Омологация". Что это? Все началось с катастрофы 1955 года на автогонках в Ле-Мане (Le Mans). Mercedes французского гонщика Пьера Левега столкнулся с автомобилем другого участника, и вылетел на трибуны, убив около 80 человек и ранив более 100.
14 июня 1955 г., Ле-Ман, Франция. На фото тот самый Mercedes.
14 июня 1955 г. Ле-Ман, Франция. Жертвы аварии на трибунах гоночного трека.
Кадры трагической аварии 1955 г. в Ле-Ман.
Click to view
После этого случая Международная Ассоциация Автоспорта (FIA) пришла к выводу, что скорости, развиваемые гоночными автомобилями, необходимо ограничить. Изменения касались особенно автомобилей класса GT, которые способны были прибыть на место проведения соревнований своим ходом по дорогам общего пользования, а не на прицепе-перевозчике. Согласно новому регламенту "гранд туреры" помимо остальных требований должны были являться серийной моделью, выпущенной не менее чем в ста экземплярах. Такое требование серьезно ограничивало конструкторов. Энцо Феррари сумел выиграть эту бюрократическую войну. Исходная серийная модель представляла собой короткобазную версию автомобиля Ferrari 250 GT. И он был действительно изготовлен в количестве 165 экземпляров. Но гоночная модификация не напоминалаее и даже внешне! Кузов для нее был сделан заново, с учетом новейших достижений аэродинамики. Двигатель - это шесть карбюраторов Weber, легкосплавный блок цилиндров. То есть это был трехлитровый мотор Testa Rossa и стоял он на раме ниже, чем полагалось бы на автомобиле Ferrari 250 GT. Пятиступенчатая трансмиссия совсем не напоминала исходную. Но Энцо удалось убедить комиссию, и она присвоила все же автомобилю букву "О", а также допустили к соревнованиям.
3-литровый двигатель Ferrari 250 GTO.
С 1962 г. по 1964 г. этот автомобиль выиграл всевозможные гонки. Ferrari 250 GTO дебютировал в 1962 на гонках "12 часов Себринга" (12 Hours of Sebring). За рулем был прославленный чемпион Формулы 1 - американец Фил Хилл (Phil Hill) и бельгиец Оливье Жандебьен (Olivier Gendebien). Автомобиль финишировал вторым. в 1962, 1963 и 1964 годах 250 GTO занимает первое место на Мировом Чемпионате Конструкторов (World Manufacturer's Championship). Этот Ferrari вызывал много возмущений конкурентов в связи с его загадочной омологацией. Надо отметить, что это "серийный" автомобиль сложно было использовать на дорогах общего пользования: он был управляем только на высоких скоростях, когда воздушный поток прижимал переднюю часть кузова к дороге, обеспечивая шинам достаточно тесный контакт. Немного характеристик: V-образный двигатель, 12 цилиндров, 3 литра; разгон до 100 км/ч составлял 5,6 секунд; вес - 1050 кг; максимальная скорость - 280 км/ч.
Ferrari 250 GTO и Ferrari 250 SWB.
Чтобы Вы - наши читатели - точно могли идентифицировать Ferrari 250 GTO, необходимо отметить, что кузова этих 36 автомобилей были различными. С 1962 по 1963 год было выпущено 33 автомобиля. К дизайну 250 GTO приложили и кузовное ателье Bizzarini, и "карроцерия" Sсaglietti. И выглядят они во так:
1962 Ferrari GTO.
Это самая узнаваемая версия кузова. В 1963 году Луиджи Чинетти из североамериканской гоночной команды (NART) принял участие в гонках 24 Hours of Le Mans на машине, кузов которого был схож с моделью 330 LMB GT/Prototype. Модель назвали Ferrari 250 GTO LMB. Это был 33-ий атвомобиль, выпущенный в период с 1962 г. до 1963 г. Чтобы увидеть разницу, необходимо обратить внимание на форму кабины.
1963 Ferrari 250 GTO LMB.
Для гоночного сезона 1964 г. Ferrari выпускает полностью обновленную версию 250 GTO. Исходным автомобилем послужил Ferrari 250 P. Но, будучи автомобилем с центральным расположением двигателя и из-за отсутствия дорожного варианта этого автомобиля, эта модель не была допущена до гонок, о есть FIA отказала в омолагации. Энцо Феррари поспешно сконструировал 3 250 LM:
1964 Ferrari GTO.
Таким образом, всего было произвежено 36 Ferrari GTO. Еще 3 автомобиля были построены с кузовом GTO, но это были автомобили с иным шасси и 4-литровым двигателем. Эти автомобили известны как Ferrari 330 GTO. Чтобы совсем Вас запутать, отметим, что четыре покупателя вернули свои автомобили на фабрику, чтобы установить на них кузов образца 1964 г. Таким образом, сегодня существуют 28 GTO с кузовом образца 1962 г. (его правильное название - Comp/62), одна версия GTO LMB, 4 редизайнированных машины с кузовом 1964 г. и 3 автомобиля с заводской установкой кузова 1964 г.
Ferrari 250 GTO доминировала на треках GT в течение 5 лет. И только с появлением автомобиля AC Cobra Daytona Ferrari отодвинули на второй план. После была попытка с новой моделью 275 GTB, но в глазах комиссии FIA эта была слишком экстремальная машина для омологации, в которой и было отказано. Расстроенный Энцо после этого сфокусировал свое внимание на спортивных автомобилях и Формуле 1.
1964 AC Cobra Daytona.
Как было сказано ранее, 250 GTO один из самых дорогих коллекционных автомобилей. В 1988 году один из 36 автомобилей был продан на аукционе за $2,000,000. Владельцем был наркодилер, арестованный ФБР. В 1989 году, в пик роста цен на коллекционные автомобили, 250 GTO была продана японскому покупателю за $13,300,000. В 1991 г. рынок успокоился и очередная сделка была совершена в Лас-Вегасе; сумма сделки составила $5,500,000. В 1994 г. сделка по продаже ранее проданного за $13,300,000 экземпляра принесла тому японцу всего $3,500,000. Наконец в 2008 г. британский покупатель приобрел 250 GTO за рекордные $22,900,000. Последний проданный автомобиль принадлежал одному из владельцев Samsung Electronics - Ли Кун-Хи (Lee Kun-Hee). Предполагаем, что кризис затормозит движения на рынке коллекционных автомобилей. О следующих сделках по покупке Ferrari 250 GTO мы обязательно напишем на страницах нашего электронного журнала.
Обладатель Ferrari 250 GTO Стефан Митчел об автомобиле:
Click to view
Чтобы наверняка увидеть эти автомобили, Вам необходимо поехать в Америку в середине августа. Ежегодно в Калифорнии, на полуострове Монтерей, на треке Лагуна Сека проходят исторические гонки - Monterey Historic Automobile Races. В 2009 г. мероприятие пройдет с 14 по 16 августа. Мы обязательно будем писать об этом летнем приключении.
1962 Ferrari 250 GTO на треке Лагуна Сэка.
2004 г. Исторические гонки в Монтерее. На треке Лагуна Сэка одновременно все
поколения Ferrari 250 GTO. Совокупная стоимость автомобилей на треке в тот день
составляла около 300 млн. $.
Click to view
Том Круз на Ferrari 250 GTO (кадры из фильма "Ванильное небо").
Click to view
-----------------------------------------------------------------------------
Следующий пост будет посвящен коллекционным автомобилям и России. Мы расскажем и покажем, какие автомобили есть в России, что прячется в гаражах на Рублевском шоссе, а также уделим внимание актуальному вопросу - новым российским таможенным законам, которые значительно затрудняют ввоз в Россию коллекционных автомобилей...