Ленинград. 1974-1983 год.
Художник Александр Рождественский. Коммуналка. 1969 г.
В старой картонной папке с надписью «Осторожно!» хранилась летопись коммунальной склоки, любовно составленная из жалоб, актов, заявлений и записок участников многолетнего противостояния в одной ленинградской коммунальной квартире. Материал воистину эпический, но приходится приводить его в сильном сокращении, ибо батальные эпизоды зело многочисленны, коварство и подлость беспредельны, а ужасные оскорбления остаются неотмщенными и поныне.
«Внемли, читатель мой суровый! Отсель мы начинаем путь...».
Итак, место действия неизменно - общая кухня, где у каждого жильца свой столик, посуда и определённая конфорка на плите. Здесь разыгрывается первый акт драмы:
Фото:
https://vezenin.livejournal.com/ Акт от 8го марта 74 г. 3 экз.
Восьмого марта около 22 часов вечера в сильном опьянении Ренов Г.П. (находясь на б/листе) устроил дебош на ком. кухне, колотил в двери, звонил во все звонки, потом на кухне опрокинул всё находящее на столе Васильевой.
В результате был испорчен праздник и пища; исчезла полная кастрюля бульона с курой, яблоки, захар, хлеб, булка. Все это было залито и испорчено. Боясь выйти на кухню вечером (был сильный приступ желудка) утром представился ужас на моём столе.
И хоть бы извинился ничего подобного, только повторяются угрозы.
Испортил пищи
кура на 2 р.85 к
яблоки 1 кг 80 к
сахар 0,5 кг 45 к
хлеб, булка - 30 к
Итого 4 р 40
плюс два часа уборки, всё перемыть в таком состоянии !
акт составлен для пред'яв. в тов. суд
9/III 74 гр-ка Васильева (подпись)
Оригинально поздравивший соседку с Женским днём погромщик Геннадий Петрович, пожилой инженер-электротехник, проспавшись, сочиняет ответную челобитную в жилконтору. Особенно волнует его традиционная тема расчётов за электроэнергию в местах общего пользования (кухня, коридор, туалет), которую жильцы должны оплачивать совместно по показаниям общего счётчика. Жиличка Васильева не выглядит надёжной в плане платежеспособности и создаёт тем самым угрозу коммунальной казне.
Художник Владимир Серов «Кухня и домком».
Начальнику жилконторы № 3
Заявление.
Мы, жильцы прож. по адресу кан. Грибоедова 35 кв.12 направляем Вам вторично заявление о том, что в нашей квартире создалась ненормальная обстановка.
Дело в том, что гр. Васильева систематически нарушает правила проживания в коммунальной квартире.
Грубо ведёт себя с жильцами, старается при малейшем удобном случае устроить скандал.
Так, например, она в течение пяти месяцев не платит за свет, мотивируя свои действия тем, что якобы она когда-то переплатила за свет. И поэтому сейчас платить не будет. Неоднократно давала ложные показания со своего счётчика. Из-за этого в квартире происходит скандал.
Совсем недавно проковыряла стенку на кухне и опять-таки с тем, чтобы вызвать скандал и накалить обстановку. Под своим вторым столиком, о котором уже упоминалось ранее, держит разный хлам и грязь, поэтому в квартире появились мыши. Бельё своё стирает в любое время и развешивает на кухне, что невозможно пройти, хотя у нас есть отличный чердак.
Проводка сквозь стену на индивидуальную лампочку над своим столом в коммунальной кухне. Фото автора.
После того, как она была предупреждена членами домового комитета, соответствующих выводов не сделала, а ещё более обозлилась на всех. И начала заниматься составлением ложных обвинений и подтасовкой фактов против жильцов.
Не далее как сегодня, т.е. 17 марта 74 г она вдруг повесила на кухне какой-то вымышленный акт, в котором изливает грязные обвинения против гр. Ренова Г.П, что якобы 8 марта он дебоширил в квартире.
В действительности ничего подобного не было и это всё можно расценить не что иное, как месть озлобленной женщины.
Мы, жильцы квартиры глубоко возмущены таким поведением гр. Васильевой, ибо неизвестно, что она может придумать и выкинуть завтра.
Убедительно просим Вас принять меры и повлиять на гр. Васильеву.
Подписи (Ренов), (Родионов), (Родионова)
17/III-74 г
При оплате электроэнергии размер взносов отдельных жильцов рассчитывается до копейки, и теоретически метод калькуляции прост: общая сумма складывается из долей, определяемых пропорционально занимаемой жилой площади. На практике, однако, формула расчёта может усложняться в зависимости от количества проживающих в комнатах, индивидуального времени жильцов, проводимого на кухне за готовкой, за стиркой в ванной комнате и в туалетах по нужде. Может учитываться количество гостей и посетителей, в момент прихода которых включается лишний раз свет в коридоре.
Свои возражения по расчётам за электроэнергию гражданка Васильева оформляет письменно и вывешивает над кухонными столиками оппонентов:
т Ренов и т Зарецкая
Перечитайте на 1-го-2-ка
Вы забыли о себе, как всегда
Сколько Вы дней находились здесь, носки стирали грязн с 27 -го июня, напишите табель, вы за день нажгёте больше всех
...
Проковыряв стенку, гражданка Васильева прокидывает провод от своего комнатного счётчика на кухню и устанавливает индивидуальную лампочку над своим кухонным столиком. Теперь она считает себя в праве не платить за свет на кухне.
Соседи не согласны, и тогда хитроумная женщина делает ход конём: пробует заставить достопочтенную Октябрину Ивановну, ведающую коммунальной кассой, явочным порядком принять её вариант распределения взносов за электроэнергию. Сумма разногласий значительна - 38 копеек, за это стоит побороться.
21 августа 1976 г.
Акт
Составлен жильцами кв. 12 по кан. Грибоедова 35 в том, что гражданка Васильева В.И. под вымышленной фамилией и указав вымышленный обратный адрес на конверте послала заказное письмо на имя Зарецкой О.И.
Зарецкая О.И., не зная, что это за письмо, сходила на почту и получила его. В письме были записка и 64 копейки. В записке указывалось, что эти 64 коп. за свет и за газ за июль-август месяцы.
Когда Зарецкая О.И. возвратила Васильевой эту записку и 64 коп. (с Васильевой В.И. полагалось за свет и за газ 1 р. 02 к.), Васильева В.И. начала кричать, что она «набьёт морду Зарецкой.»
Приложение: конверт заказного письма.
Жильцы
Подписи (Ренов), (Зарецкая),(Родионов), (Родионова)
21/VIII-76 г
Дом 35 по набережной канала Грибоедова - тот, что освещен солнцем, с балконами
Квартира, где происходят скандалы, расположена в живописнейшем месте Ленинграда, в двух шагах от Банковского мостика с грифонами. Но обитатели квартиры № 12 едва ли замечают эту красоту. За строгими фасадами классической архитектуры плетутся византийские заговоры и интриги, привлекаются союзники и сколачиваются силовые блоки.
28 января 1975 г.
Акт
Составлен жильцами кв. 12, дом 35, канал Грибоедова, в том, что 28 января 1975 г вечером гр. Васильева В.И. в течение более часа ходила по коридору и разговаривала сама с собой как будто с другим человеком.
В 19 часов 50 мин. при входе в квартиру гр. Ренова Г.П., гр. Васильева подбежала к нему, и ругаясь матом, стала угрожать, говоря, что её знакомый Костя должен был ждать Ренова Г.П. за углом и набить ему.
Жильцы квартиры: Подписи (Ренов), (Зарецкая), (Родионова)
Проходной двор. Фото автора.
Коварная жиличка Васильева пробует применить к своим противникам и новейшее климатическое оружие.
На коммунальной кухне. Фото: Николай Палькин.
http://www.photoline.ru/ 14 февраля 1975 г.
Акт
Составлен жильцами кв. 12, дом 35 кан. Грибоедова 35 в том, что 14 февраля 1975 г жильцы Ренов Г.П. и Родионова А. были больны и находились на больничных листах, о чём было известно г. Васильевой.
Гр. Васильева уходя из дома около 9 часов утра открыла полностью форточку на кухне и закрыла плотно дверь из кухни в коридор.
На улице было минус 14 градусов.
Когда потом нужно было нагреть воду, то пришлось надеть зимние вещи, чтобы выйти на кухню к газовой плите.
Гр. Васильева и прежде именно в морозные дни специально открывала форточку на кухне поздно вечером, а утром, вставала позднее других жильцов. Другим жильцам нужно было идти на работу, и они, выходя на кухню, дрожали от мороза. На просьбу жильцов не открывать так форточку гр. Васильева отвечала руганью.
Жильцы квартиры: Подписи (Ренов), (Зарецкая),(Родионов), (Родионова)
Окно на лестничной площадке. Фото автора.
Другой чувствительной зоной столкновения личных интересов являются сакральные пространства возле источников драгоценной влаги - где происходит омовение и водопой. Здесь должны соблюдаться неписанные санитарные ритуалы:
Г.П.
предупреди Зарецкую, что с раковины полы ни кто не моит
...
За пренебрежение обычаями следует кара - осквернение ареала обитания и пищи отступников:
20 мая 1975 г.
Акт
Составлен жильцами кв. 12 канал Грибоедова дом 35 в том, что 20 мая 1975 г в 7 часов утра, когда на кухне готовилась еда, гр. Васильева вышла на кухню в трусиках и начала обмываться из под крана, притом нарочно брызгалась так, что брызги летели через всю кухню и на газовую плиту с пищей.
На просьбу не так брызгаться г. Васильева начала кричать перемешивая оскорбления, угрозы и ругань матом.
Подписи (Ренов), (Зарецкая)
Индивидуальные розетки и выключатели жильцов в местах общего пользования. Фото автора.
«Беспокоящие атаки» переносятся и на территорию ванной:
6 июня 1976 г.
Акт
Составлен жильцами кв. 12, дом 35 по кан. Грибоедова 35 в том, что гр. Васильева В.И. утром выбросила неизвестно куда туалетное мыло из мыльницы гр. Ренова Г.П.
В тот же день вечером гр Васильева выбросила неизвестно куда мыльницу с новым куском туалетного мыла и зубную щётку гр. Ренова Г.П.
Когда гр. Васильеву спросили зачем она это делает, она начала выражаться нецензурными словами и начала кричать, что у неё пропала резиновая перчатка и что она за это выбросила два куска мыла, мыльницу и зубную щетку.
Хотя никто из жильцов квартиры не знает, какая резиновая перчатка имеется у гр. Васильевой.
Подписи (Ренов), (Зарецкая),(Родионов), (Родионова)
Несмотря на стойкость и изобретательность, Васильева сражается одна против всех. Психологически она близка к срыву, но поднимает свой боевой дух самостоятельно выработанными «упражнениями аутогенной тренировки».
Тут любопытна традиция карнавального осмеивания «ретроградов» Октябрины Ивановны и Геннадия Петровича, практикуемая более молодой Васильевой:
В жилищную контору № 3 Куйбышевского р-на г. Ленинграда
Заявление.
Мы, жильцы кв.12, дом 35 по кан. Грибоедова просим призвать к порядку Васильеву В.И., проживающую по тому же адресу.
Васильева В.И. буквально хулиганит в квартире. Она проходя по корридору квартиры, останавливается напротив дверей соседей и выкрикивает оскорбления и ругательства. Каждое утро при выходе жильцов на кухню, Васильева В.И. вдруг подбегает к жильцам, делает гримасы, начинает ехидно хихикать, поднимает заднюю часть платья и поворачивается к жильцам.
Начинает угрожать жильцам расправой с ними. Были случаи, когда Васильева В.И. толкала жильцов руками.
На кухне Васильева В.И. берёт из кухонных столиков жильцов посуду и ставит её под раковину, на пол, засовывает её под отопительную батарею.
Осенью 1975 г Васильева В. И. выбила стекло в окне кухни со стороны улицы и постоянно держит между рамами окна на кухне продукты.
В июне 1976 г Васильева В.И. молотком разбила на кухне электрическую штепсельную розетку.
Угрожает, что будет «бить морды» жильцам. На все перечисленные поступки Васильевой составлены акты.
Жильцы: Подписи (Ренов), (Зарецкая),(Родионов), (Родионова)
...
Борьба в квартире разворачивается тем временем и вокруг газового крана, который на ночь перекрывает Геннадий Петрович, подозревающий вредную соседку в том, что она намеренно закрывает не до конца регуляторы конфорок плиты, чтобы отравить его газом. Тут в ход у Васильевой идут методы психологического давления и уничижения противника:
Акт 9 мая 1977 года
составлен в том, что тов. Васильева В.И. 9 мая 1977 года днём около комнаты Ренова Г.П. выкрикивала фразы «Боишься Саши. Саша тебе даст. Боишься Саши. Саша даст.»
Саша, это мальчик, которому 20 лет, находившийся в это время в комнате своей двоюродной сестры.
Подпись (Ренов)
Васильева В.И. внушала и настраивала двадцатилетнего молодого человека практически к необдуманным поступкам, это можно только так понимать.
...
Похоже, в квартире на канале Грибоедова установилась добрая традиция оригинальных поздравлений на праздники: на сей раз на День Победы не остался без весёлого сюрприза борец с куриным бульоном Геннадий Петрович.
Наклейка на наружной стороне двери комнаты, обращенной в коммунальный коридор. Фото автора
Что же, любезный читатель! Полагаю, что на этом стоит прерваться. Впереди славные сражения за электросчётчик, диверсии против гречневой крупы в кухонных тумбочках, рукотворный потоп в туалете, сгнивший пол под раковиной и т.д. и т.п. В летописи почему-то отсутствуют кладовочные баталии, обычно популярные у жильцов, но в данном случае поводов для конфликта и так достаточно.
Позвольте же закончить эту документальную повесть моралью, читаемой опытным коммунальным жителем в исполнении Зиновия Гердта юной обитательнице квартиры (х/ф «Эти странные взрослые» 1974 г.)
Click to view
Расставаться с полюбившимися героями всегда грустно, но в недалёком будущем автор планирует обратиться к другим жемчужинам из документального наследия Г.П. Ренова, сохранившего столь замечательные папочки для потомков. Всю жизнь он шлифует теоретические подходы к женскому полу: в колхозе под Лугой, в кинотеатрах на Невском проспекте, на пляже в Сочи и т.д. - и фиксирует выводы в дневниках. Своего рода самодеятельный философ-моралист, он не чужд тонкой рефлексии по поводу времени, обстоятельств и собственной внешности.
Так что - не прощаемся. До скорого, дорогой читатель.
P.S. А пока о другом коммунальном стрессе можно почитать
тут. А несколько детективная история в коммунальном антураже -
здесь.