Разоблачение Грозного Мстителя

Apr 16, 2022 03:47

Практикум по криминалистике. Москва, 1976 г. Ленинград, 1976-1978 гг.



Карикатура из журнала "Крокодил"

Разбирая личные архивы и сортируя письма и документы, часто бывает нужно сличать почерки и манеру письма - чтобы понять, одним ли автором написаны разные письма. Случаев такого рода много: например, женщина вышла замуж и сменила фамилию - и теперь надо сообразить: Смирнова и Аронович - это разные дамы или одна и та же?

Существуют профессиональные методики сравнительного исследования рукописей, в том числе для работников правоохранительных органов: следователей, экспертов-криминалистов и т.д.



Я иногда пользуюсь базовыми советами из советского учебника для юрфака МГУ «Практикум по криминалистике» 1976 г. издания.



Вот несложное упражнение оттуда: получена анонимная записка с угрозами.



Грише!

Ну скотина берегись

из дома лучше не выходи

иначе каюк тебе

Грозный мститель.

Для поимки такого опасного преступника следователем сначала определяется круг подозреваемых лиц, затем собираются образцы их почерков (заявления, автобиографии в архивах домоуправлений или отделов кадров, студенческие или школьные сочинения и т.п.) Если подходящих образцов не находится, то под благовидным предлогом подозреваемого просят  заполнить какую-нибудь анкету, написать какую-нибудь записку или документ на службе, на почте или в жилконторе).



И вот у эксперта имеется рукописный текст для сравнения:



Требуется определить, написано ли заявление начальнику и зловещая записка одним и тем же лицом или разными?

Сначала разглядываются строчки и определяется характер почерка в целом: их наклон, разбег, связность и т.д., проставляются галочки в сравнительной таблице.



Затем сравниваются начертания отдельных букв:



Затем можно ещё исследовать наличие и характер грамматических ошибок, предпочтения в расположении текста на странице,  и т.д. и т.п.

Айн-цвай-драй - и Грозный Мститель найден! Грозно сидит в соседней квартире или пыхтит в соседнем кабинете, мило улыбаясь жертве при встрече.



А вот какой случай был в моей собирательской практике:

разбирал переписку женщины-бухгалтера из Ленинграда с прапорщиком с Камчатки: курортное знакомство двух одиноких людей, имеющее потенциал перерасти в нечто большее. Но проблема в том, что прапорщика сначала не хотят увольнять из армии, потом тянут с положенной ему квартирой, затем он высиживает какое-то выходное пособие, ждёт контейнер с вещами, бывшая жена никак не даёт ему свидетельство о разводе и т.д. и т.п. Всё это тянется уже пару лет, женщина в Ленинграде потихоньку теряет терпение, а прапорщик начинает от тоски, как говорится, понемногу набрасывать на колосники...

Их письма, изначально в беспорядке перемешанные с корреспонденцией родственников, сослуживцев и подруг, требовалось расположить в календарном порядке. И вдруг я замечаю, что с определённого момента Валентине в Ленинград начинает писать не Георгий Карелин, а Галина Карелина.



Эта самая Галина пишет о природе, о погоде, какие-то бытовые новости и прочую ерунду, которую обычно пропускаешь. Я подумал было, что Галина - это сестра Георгия, но в стиле и текстах сквозило что-то неестественное и странное, что наводило на мысль о лёгкой шизофрении родственницы нашего прапорщика.

»Прошу, ответь, пожалуйста, на один волнующий меня вопрос, могу ли я писать так, как бы мне хотелось. Погода у нас была хорошая«

А сам Георгий тем временем куда-то пропал, »сестра« пишет, что он, дескать, в командировке на дальнем таёжном объекте. Причём в своих первых письмах Георгий ни о какой сестре не упоминал.

Интрига, однако!



Я сначала решил, что в переписку вклинилась брошенная жена Георгия с целью осторожно выудить у Валентины доказательства аморального поведения мужа и повлиять на супруга через партком/местком с целью лишить Гошу какого-нибудь последнего барахлишка. Но тут мне на ум пришла идея сначала сличить почерка Г.П. и Г.П. Карелиных согласно методических указаний.

Результат показал 90% совпадение почерков! Не совпадали лишь заглавные »П« и »Ц«, у Галины был сильнее нажим, и ещё пара мелочей не сходились. Пожалуй, это можно было бы объяснить тем, что сестра Галина и брат Георгий - являются близнецами, всю жизнь копирующими один другого. Бывает, близнецы подсознательно стремятся к полному тождеству и даже нарочно выдают себя друг за друга, чтобы подшутить над новыми знакомыми, не научившимися ещё их отличать.

Но тем временем сама »Галина« прокололась - заканчивая очередное письмо, не выдержала род в глаголах:

По работе у меня дела наладились, стала меньше уставать. Пиши о своих делах, меня интересует буквально всё.

Вот Валюша пока и всё. Извини если где допустил ошибку.

До свидания. С приветом

Я, Галина - очень жду. Писала 8 октября.

Так значит Гоша-Галина - одно лицо! Вас ист дас? Что за мотив для подобной мистификации должен быть у людей предпенсионного возраста?

Сейчас можно было бы подозревать в этом случае модный ныне сдвиг гендерной самоидентификации, но в 1976 году камчатские прапорщики не были ещё столь продвинутыми. Гермафродит тоже исключается -  он как-то должен был бы просочиться сквозь военные медкомиссии, а в те годы даже в США эдакой половой демократии не было ещё и в проекте.

Итак, ни одно предположение по поводу Гошиных метаморфоз не казалось пока убедительным.

Разгадка сего феномена обнаружилась в следующих письмах, уже после долгожданного Гошиного визита в Ленинград, когда Галина П. Карелина удалилась из переписки окончательно, и психология здесь не при чём.

Оказалось, что Валентина проживала в коммуналке с матерью, а после её смерти входящая личная корреспонденция женщины оказалась под угрозой перлюстрации со стороны бабки-соседки, вынимавшей почту из ящика, когда бухгалтерша была на работе. Письма от мужчин жёстко отфильтровывались, ибо у хитрой старушки были свои задумки: свести Валентину с племяшем из Псковской области, а также экспроприировать освободившуюся в квартире комнату при протекции товарки из районной жилкомиссии. Грядущее появление жениха-военного могло бы спровоцировать бабкин блиц-криг в отношении подвисшей жилплощади, и поэтому скромная, но искушённая в коммунальной дипломатии женщина, стремилась не давать повода для открытия огня на поражение. Поддаваясь для виду на уговоры врага и усыпляя его бдительность, она попросила Георгия временно побыть Галиной, что далось ему очень нелегко.

Спешу обрадовать читателя, что не без потерь, но у истории случился-таки хеппи-энд. Гоша и Валя соединились и выиграли коммунальное сражение. Проявив солдатскую смекалку, Георгий внезапно контратаковал зловредную бабку и её союзников, нанеся удар прямо по её жилконторовскому штабу краткой и мощной бумагой-ходатайством из Министерства обороны.

А после победы и воцарения мира - лишь благоприобретённая в армии привычка жениха-победителя культурно раздавить в уютном семейном кругу бутылочку-другую на выходных -  продолжала ещё некоторое время смущать счастливую невесту из культурной столицы.



ЛЮБОВНАЯ ЛОДКА, ДЕЛА ЖИТЕЙСКИЕ, Г.П. и Г.П., ЛЮДИ ПРОСТЫЕ, коммуналка, почерк, 1976, пьянство, ЖЕМЧУЖНОЕ ЗЕРНО, ГОРОД НА НЕВЕ, ИНТУИЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ, Ленинград, любовь, криминалистика

Previous post Next post
Up