Тайны могильных плит.

Jun 08, 2007 03:55

Страшные находки

Строительные работы в центре Петербурга нередко приводят к удивительным и порой загадочным находкам. К примеру, в августе нынешнего года при устройстве фонтанного ансамбля у памятника Ленину возле Финляндского вокзала рабочие откопали могильные плиты XIX века.
Спустя два месяца с подобными находками столкнулись рабочие при реконструкции территории бывшего элитного «жилого дома Ленсовета»на
набережной Карповки, построенного в 1930-х годах. Гранитные плиты, которыми был вымощен двор, оказались не чем иным, как старинными надгробиями. При этом ни у Финляндского вокзала, ни на месте «дома Ленсовета» кладбищ никогда не было. Тайна «могильных находок» объяснялась очень просто: сегодня нам приходится сталкиваться с последствиями гигантского вандализма, который развернулся в нашем городе в 30-е годы ХХ века.


Безмолвные свидетели тех лет...


Тогда были ликвидированы, буквальностерты с лица земли многие старинные петербургские кладбища, объявленные «буржуазными пережитками» и «тяжелым наследием царского режима». А поскольку городу, в котором велось масштабное строительство, требовалось большое количество стройматериалов, то было найдено очень простое решение: использовать могильные плиты для утилитарных нужд. Нередко их применяли при облицовке набережных. Весьма символично, что могильные плиты использовались, в частности, при строительстве печально знаменитого «Большого дома» на Литейном.Такого вандализма Петербург еще не знал: решетки и металлические части памятников сдавались в металлолом, надгробия перемалывались на щебенку, переделывались под поребрики и т.п. Страшная судьба постигла Митрофаниевское, Малоохтинское кладбища и многие другие городские и пригородные некрополи.Настоящим «полигоном» вандализма, санкционированного на государственном уровне, стало Выборгское римско-католическое кладбище. Его передали районному финотделу, который, чтобы получить доход, устроил тут целую каменоломню - надгробные плиты дробились на куски, ломались для поребриков…
Могильные плиты - на поребрики


К примеру, лет пять назад, при ремонте дорожного покрытия, вскрылась «тайна» поребриков на Инженерной улице. Прежде они почти полностью утопали в асфальте, когда же слой асфальта сняли, на поребриках отчетливо стали видны надгробные эпитафии. У самого входа в цирк на черном полированном гранитном поребрике читалась надпись: “Евфимии Герасимовне Костантиновой, жене Максима Кондратьевича Константинова, урожденной Нащокиной, родившейся 1777 года 12 сентября, скончавшейся 29 декабря 1830 года”. Рядом - обрывки других эпитафий. Как удалось выяснить по справочнику В.И.Саитова “Петербургский некрополь”, изданному в 1912 году, надгробия эти находились на Волковском православном кладбище. Поребрик в сквере у Казанского собора также оказался сделанным из могильных плит, причем эпитафии там были не только русские, но и немецкие. Как оказалось, туда попали бывшие надгробия с Волковского лютеранского кладбища.Разрушенные кладбища порой напоминают о себе самым неожиданным образом, как будто взывая к нашей совести. К примеру, когда в конце 1980-х годов сооружалась трамвайная эстакада у Володарского моста, рабочие постоянно наталкивались на могильные плиты уничтоженного перед войной Фарфоровского кладбища. Что же касается могильных плит возле памятника Ленину, то здесь их использовали просто как бутовые камни. Строителям требовалось укрепить почву вблизи монумента «вождя мирового пролетариата».
Могильные плиты "из-под Ленина" переданы на интернациональное кладбище (Калининград)
Обнаруженные при демонтаже постамента Владимиру Ленину немецкие могильные плиты.


На плитах сохранились надпись на немецком языке готическим шрифтом .
Дом на гробах
Недавно у роскошного дома, построенного в 30-е годы для советской культурной аристократии на набережной Карповки, 13, пошел трещинами собранный из гранитных плит пандус. Строительная бригада начала вынимать плиты - и все они оказались… могильными, взятыми из разрушенных петербургских кладбищ.На одной из плит удалось прочесть: «Максим Уваров, год рождения 1777». Это славный век Екатерины и ее орлов. Год смерти Уварова был стесан каменщиками. Другое гранитное свидетельство сообщало, что купец Флор Васильев прожил всего ничего - с 1801 по 1834 год. Пушкинские времена… В 1922 году комсомольцы в сильном подпитии вскрыли склепы в усыпальнице русских адмиралов во Владимирском соборе. Пьяная большевистская молодежь топтала священные кости, плясала на них, играла черепами, как в мяч, наступая сапогами на останки прославленных адмиралов - то ли Корнилова, то ли Нахимова…
Не так уж много лет прошло с тех пор, вот и сегодня - не по этой ли причине мы ведем себя как в чужой стране, мусорим и пакостим в подъездах домов, в которых сами живем, корежим телефонные аппараты и скамейки города, в честь которого нас зовут петербуржцами? О состоянии исторических кладбищ я уже не говорю, выглядят они страшно, позорно, заброшенно, забыто, словно у всех наших предков вдруг разом не стало потомков за весь двадцатый век.




Все магильные плиты были положены на землю надписями вниз, а потому многие годы жильцы дома ходили по ним, даже не догадываясь о том, что находится под ногами. Один из памятников - с могилы некого Михаила Языкова, скончавшегося в 1885-м году, другой - с могилы «друга и брата Павла». Надпись на фрагменте третьего памятнике не разобрать.

Санкт-Петербург - Обводный канал:



На первый взгляд, это ничем не примечательный канал, с привычно мутной водой, который ещё сравнительно недавно располагался почти на окраине города. Ни одно из прилегающих сооружений памятником архитектуры не назовешь, да и это не имеет никакого значения. Дело в том, что это место среди некоторых людей пользуется весьма дурной славой.



Обводный канал можно назвать культовым местом для самоубийц-утопленников. Его тёмные воды приняли в себя, чтобы вскоре выплюнуть на поверхность, уже не одну сотню человек.



В одной статье говорится, что много веков назад, рядом с нынешним автобусным вокзалом находилось языческое капище, место ритуальных отправлений и массовых захоронений. Это стало известно в 1923 году, когда рабочие наткнулись на плиты с изображениями скандинавских рун (которые странным образом сочетались с латынью и древнееврейским!).



Местное ленинградское руководство не мудрствуя лукаво решило для всесторонней пользы обществу ликвидировать это захоронение, а плиты распилить на поребрики. Что и было с успехом реализовано. Впоследствии это поребрик был выложен вдоль Лиговского проспекта. Кстати, при Советской власти в качестве материала для бордюрных камней широко использовались могильные плиты со старых кладбищ. Так, сравнительно недавно при ремонте Инженерной улицы на поребриках обнаружились имена и эпитафии. В сквере у Казанского собора - где вообще в земле много чего интересного хранилось (говорят хватит на целый музей), поребрик тоже был сделан из могильных плит, причём германских, с характерным готическим шрифтом.

После раскопок у Обводного канала число утопленников резко возросло. В(за 1923 год приводится цифра в 89 человек). Людей будто бы магнитом притягивало окунуться в канал. В первую очередь это относится к той части Обводного, которая заключена между Боровским мостом и виадуком у вонючей речки Волковки.



Едва ли, конечно над этой частью Обводного канала тяготеет некое ужасное проклятье, проступающее сквозь тьму веков, скорее всего Обводный канал был логично избран петербуржцами традиционным местом для сведения счётов с жизнью, как сравнительно тихий и мрачноватый район города.



Особенно примечательны живописные берега реки Волковки и прилегающие территории......

!битые_ссылки, кладбища

Previous post Next post
Up