Метод экспертных оценок «Дельфи»

Jul 09, 2011 00:17

На примере поиска путей решения проблемы "нехватки мест в детских садах Астраханской области"

Метод экспертных оценок «Дельфи» - это метод получения социологической информации путем опроса экспертов. Основной целью данного метода является независимое достижение единого мнения всеми экспертами, которое и является наиболее оптимальным для решения поставленной перед экспертами задачи. Опрос проводится в три (или более) этапа:

В ходе первого этапа эксперты высказывают свои предложения по решению обозначенной проблемы, а также озвучивают все «плюсы» и «минусы» своих предложений.
    На втором этапе эксперты знакомятся с предложениями, выдвинутыми коллегами и высказывают своё мнение относительно предложенных вариантов. На этом этапе идёт обсуждение всех возможных вариантов и поиск наиболее оптимальных.
    На третьем этапе эксперты должны ознакомиться со всеми аргументами в защиту тех или иных вариантов, оценить их негативные последствия и прийти к общему мнению.

Основное условие - анонимность экспертов. Эксперты заочно оценивают предложенные варианты, не зная кто их выдвинул. Таким образом, решается основная проблема экспертных оценок - «давление авторитетов».

Данный метод экспертного опроса был применён в социологическом исследовании «Доступность и качество дошкольного образования в Астраханской области», проведённым  по заказу Министерства образования и науки Астраханской области в апреле 2010 года.

В исследовании участвовали 15 экспертов:
- 3 представителя исполнительной власти в сфере образования
- 3 заведующих детских образовательных учреждений (ДОУ)
- 3 воспитателя ДОУ
- 3 учителя начальных классов
- 3 детских психолога

Благодаря такому составу экспертов мы смогли взглянуть на сложившуюся проблему с разных точек зрения и выработать наиболее оптимальные рекомендации для решения данного вопроса.

На первом этапе экспертам, независимо друг от друга, было предложено высказать свои предложения по решению проблемы нехватки мест в ДОУ, и аргументировать свою позицию, озвучив  все «плюсы» и «минусы» подобного решения.
На втором этапе эксперты знакомились с мнениями своих коллег и высказывали своё отношение к иным точкам зрения, критикуя и дополняя их своими комментариями.

После систематизации всех предложений, итоговый список вариантов решения сложившейся проблемы, выглядел следующим образом:

1. Оптимизация пространства в ДОУ ( в том числе сокращение в ДОУ специализированных групп).
        Ряд экспертов высказал предположение, что оптимизация пространства в ДОУ, т.е. переоборудование под группы, например, экологических и художественных комнат, позволит частично решить проблему нехватки мест в ДОУ.

1. Предполагается, что при оптимизации пространства ДОУ станет возможным открыть от 1 до 4 дополнительных групп в каждом детском саду;
2. Невысокие материальные затраты.

Среди отрицательных аспектов оптимизации пространства ДОУ можно выделить следующие:
1. Уплотнение ДОУ способствует ухудшению условий пребывания детей;
2. Снизится качество воспитательной работы и работы по творческому развитию детей;
3. ДОУ потеряет свою индивидуальность, при этом восстановить в дальнейшем переоборудованные специализированные кабинеты будет значительно сложнее, чем их уничтожить;
4. При закрытии специализированных групп, для детей, нуждающихся в коррекции, необходимо открытие специализированных ДОУ.

2. Строительство новых детских садов (в том числе реконструкция закрытых, переоборудование свободных зданий под детские сады).
    Эксперты отмечали необходимость строительства новых детских садов (особенно, в районах новостроек).

Безусловно, данная мера может в определенной степени исправить сложившуюся ситуацию, связанную с нехваткой мест в ДОУ.

Однако, отмечен также ряд недостатков подобной меры:
1. Большие материальные затраты при строительстве новых ДОУ (в том числе при реконструкции закрытых ДОУ, переоборудовании свободных зданий под детские сады);
2. Только в г.Астрахань для того, чтобы предоставить всем «очередникам» места в ДОУ, необходимо построить около 80-ти новых детских садов (из расчета наполняемости 1 ДОУ = 240 детей), т.о. строительство даже 10 новых детских садов даже частично не исправит ситуацию;
3. На строительство 1 ДОУ уходит не менее 2-х лет, а проблему нехватки мест необходимо решать уже сейчас.

3. Группы кратковременного пребывания.
    Отмечается, что некоторые родители имеют возможность воспитывать ребенка дома и приводят его в детский сад периодически (1-2 раза в неделю). Экспертами было предложено создание при детских садах групп кратковременного пребывания (например, с 09:00 до 12:00), когда ребенок включается в общую группу детей и вместе с ними играет и занимается.

Среди неоспоримых преимуществ создания групп кратковременного пребывания отмечаются следующие:
1. Невысокие материальные затраты;
2. Дети, которые ожидают место в детском саду и лишены полноценного общения со сверстниками и профессиональной дошкольной подготовки, могут уже сейчас посещать ДОУ;
3. Те родители, которые только иногда приводят ребенка в ДОУ также смогут его приводить на занятия и утренники, однако не будут занимать место в детском саду, которое кому-то необходимо ежедневно и полный рабочий день.

Трудности при организации групп кратковременного пребывания выделены следующие:
1. Необходимо проведение целенаправленной работы по информатизации родителей, доведение до их сведения такой возможности и преимуществ данного пути решения проблемы, в противном случае, группы кратковременного пребывания не будут востребованы населением;
2. Возрастает нагрузка на педагогический состав, что может негативно сказываться на качестве его работы.

4. Малокомплектные детские сады.
    В 50-60-е гг. XX века в Астраханском регионе также существовала проблема нехватки детских садов. Тогда альтернативой традиционным дошкольным учреждениям стали малокомплектные (на 1-3 группы) детские сады, расположенные в жилых домах с оборудованной прилегающей территорией.

Среди основных положительных характеристик малокомплектных детских садов можно выделить такие, как:
1. Близкое расположение к дому;
2. Каждому ребенку уделяется максимум внимания со стороны педагогического персонала;
3. В таких ДОУ отмечается более высокая степень сплоченности детей, весь детский сад становится, как одна большая семья (если группы разных возрастов, дети помладше учатся у старших, а старшие - помогают младшим);
4. Организация малокомплектных детских садов обходится дешевле, чем строительство целого здания.

К минусам данной формы дошкольного образования можно отнести следующие:
1. Материальные затраты (муниципалитету придется выкупать в домах, жилых или строящихся), квартиры для размещения в них детского сада);
2. Малая вместимость (в одном малокомплектном детском саду дошкольное образование могут получать ограниченное число детей: в зависимости от площади - 30-60 человек).

5. Государственное агентство.
    Экспертами также была предложена идея создания государственного агентства по оказанию услуг профессиональных нянь и гувернанток за сравнительно невысокую плату. Если родители отказываются от места в ДОУ, к ним автоматически прикрепляется профессиональная няня, которая, в зависимости от пожелания родителей, будет оставаться с ребенком либо на полный рабочий день, либо на несколько часов. При этом права и обязанности каждой из сторон будут полностью регламентированы государством.

Среди плюсов данной альтернативы можно выделить такие, как:
1. Создание рабочих мест для людей с педагогическим образованием (независимо от возраста);
2. Услуги нянь государственного агентства будут пользоваться доверием у граждан, поскольку регулируются государством;
3. Невысокие материальные затраты (даже при условии выплаты государством няням базовой части зарплаты);
4. Ребенок будет воспитываться и обучаться профессионалом;
5. Найти няню для ребенка даже в выходные дни (или командировки) для родителей не будет проблемой.

К минусам агентства можно отнести следующие:
1. Бумажная волокита при заключении договора с агентством и оплате услуг;
2. Нехватка и «текучесть» кадров;
3. Ребенок не сможет полноценно общаться со сверстниками, если не посещает традиционное ДОУ;
4. Невозможность оплаты населением данных услуг.

6. Частные детские сады (в том числе надомные группы).
    Часть экспертов акцентировала внимание на возможности создания частных детских садов (в том числе надомных групп).

Среди основных положительных характеристик частных детских садов можно выделить такие, как:
1. Частичное решение проблемы нехватки мест в ДОУ при условии достаточного количества таких детских садов;
2. Создание рабочих мест;
3. Возможность удовлетворения всех запросов, связанных с ДОУ, высокодоходных групп населения.

К недостаткам данной альтернативы традиционным ДОУ относятся:
1. Высокие материальные затраты при строительстве;
2. Бюрократические проволочки, связанные с оформлением такого ДОУ;
3. Высокая плата за услуги частного ДОУ, что может сделать его недоступным для большинства граждан;
4. Риск существенных убытков, в случае невостребованности услуг частного ДОУ;
5. Большие затраты времени на строительство.

7. Детские сады на базе начальных школ.
    Экспертами также было предложено создание детских садов (полного дня или кратковременного пребывания) на базе начальных школ.

Среди преимуществ создания детских садов на базе школ отмечаются следующие:
1. Возможность организации детских садов, максимально сходных с традиционными;
2. Относительно небольшие материальные затраты при организации;
3. Возможность сохранить (не закрывать и не расформировывать) школы, в которых сейчас наблюдается недобор учеников, однако, если их закрыть, через несколько лет проблема нехватки мест возникнет уже в школах.

К минусам данной формы дошкольного образования можно отнести следующие:
1. Несоответствие помещений школ нормам, принятым в ДОУ, следовательно трудности при оформлении документов и необходимость затратных ремонтных работ;
2. Низкий спрос на услуги таких ДОУ;
3. Необходимость разделения учащихся школы и дошкольников;
4. Нехватки педагогических кадров (т.к. воспитанием и обучением дошкольников не могут заниматься педагоги школ).

8. Компенсации.
    Экспертами также была предложена идея воспитания ребенка дома с отказом от места в дошкольном образовательном учреждении, при условии выплаты родителям ежемесячной компенсации. При этом минимальный размер компенсации должен составлять от 4 000 - 6 000 рублей.

Среди плюсов данной альтернативы традиционным ДОУ отмечаются следующие:
1. Те родители, которые только иногда приводят ребенка в ДОУ также смогут его приводить на занятия и утренники, однако не будут занимать место в детском саду, которое кому-то необходимо ежедневно и полный рабочий день;
2. Достаточное количество времени для общения ребенка с родителями;
3. Родители могут заниматься воспитанием и обучением ребенка, учитывая его индивидуальные личностные особенности (например, если у ребенка есть способности к музыке, будут развивать именно их).

Среди минусов выплаты компенсации отмечаются следующие:
1. Бюрократические проволочки при оформлении соответствующих документов;
2. Ребенок лишается возможности постоянного общения со сверстниками;
3. Высокие материальные затраты при выплате компенсаций;
4. Необходимость жесткого контроля за домашним воспитанием детей из неблагополучных семей

На третьем этапе эксперты, ознакомившись со всеми предложениями и аргументами, высказывали своё окончательное мнение.
В данном случае, участникам исследования не удалось прийти к единому мнению, но на основе оценок, которые эксперты дали каждому из предложенных вариантов, был сформулирован следующий вывод:
из предложенных мер, по степени целесообразности их практической реализации, первое место занимают малокомплектные детские сады, второе государственное агентство по оказанию услуг профессиональных нянь и гувернанток, третье - группы кратковременного пребывания и частные детские сады.

Исходя из того, что каждый муниципалитет и даже каждый отдельный район города Астрахани имеет свою специфику, данные выводы были использованы исключительно как рекомендации к поиску путей решения проблемы на местах.

Помимо экспертов в исследовании принимали участие:

В анкетировании:
1) 135 родителей, чьи дети посещают ДОУ;
2) 315 родителей, планирующих отдавать детей в ДОУ.

В Оn-line опросе:
 400 жителей г. Астрахань и Астраханской области.

В фокус-групповых интервью с родителями дошкольников:
21 респондент.

результаты исследования, методы исследования, социологическое исследование, Астрахань

Previous post Next post
Up