Q-метод. На примере исследования «Гражданский заказ образованию».

Aug 09, 2011 23:35

Методы социологических исследований принято делить на два типа: количественные и качественные.
Количественные методы позволяют получить численные оценки мнений респондентов, а качественные - оценить широкую гамму высказываний респондентов и уйти от влияния субъективизма исследователя, которое выражается в закрепощении мнений респондента посредством сконструированного вопросника отражающего, прежде всего,  восприятие действительности самого исследователя.

Q-метод сочетает достоинства как первого, так и второго подхода. Он является качественным в том смысле, что использует малые выборки и тестирует широкий диапазон мнений, и количественным, так как данные анализируются с помощью сложных статистических процедур. Таким образом, стало возможным не только проникнуть в субъективный мир человека, но и оценить его количественно.

Метод был разработан в 1935 году Британским физиком и психологом У. Стефенсоном и применялся им для исследования личности в экспериментальной психологии. В дальнейшем Q-метод использовался для исследования практически всех сфер жизнедеятельности общества. В Россию данный метод пришел в конце 1990-х годов и используется преимущественно крупнейшими маркетинговыми агентствами. В русскоязычной научной литературе он упоминается только в книге А.Кутлалиева и А.Попова «Эффективность рекламы» (2005 г).

Данный метод социологического исследования был применён в социологическом исследовании «Гражданский заказ образованию», проведённым  по заказу Министерства образования и науки Астраханской области в 2008 году.

Вначале  было сформировано исчерпывающее количество утверждений, отражающий весь диапазон возможных мнений относительно поставленного вопроса. Способы создания высказываний можно разделить на две категории, одна из которых состоит из «естественных» («naturalistic») высказываний, другая - из «сконструированных» («ready-made») высказываний. В нашем случае применялся смешанный тип, когда часть высказываний формировались на основе фокус-групп с непосредственными респондентами, а часть на основе глубинных интервью с экспертами в области образования, после чего они были тщательно отобраны и сформулированы.
В итоге было сформировано 52 высказывания.
На основе количества полученных высказываний была рассчитана специальная шкала, по которой респонденты сортировали карточки с высказываниями. Выглядит она следующим образом:



Далее респондентам предлагалась рассортировать карточки с высказываниями в соответствии со шкалой.

После проведения достаточно сложного статистического анализа данных мы получили следующие результаты:

1 группа - «Оптимисты»
Данная группа отличается уверенной позицией относительно своей точки зрения. Для представителей этой группы характерно позитивное отношение к образованию в целом и ориентация на «идеальную» модель развития школьного образования. Приведенные ниже утверждения здесь оценены выше, чем во всех остальных (т.е. они в наибольшей степени соответствуют мнениям представителей данной группы, в порядке убывания):

-    Сегодня, как никогда, важно уметь слушать и слышать других людей, защищать свою точку зрения, владеть иностранными языками, уметь грамотно и доходчиво излагать свои мысли.
-    Учащегося должны научить находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники, работать с литературой, компьютером, проектами.
-    Комфортная школа - это школа, где отсутствуют негативные инциденты, учитываются индивидуальные особенности ребенка, заботятся о физическом и психическом здоровье ребенка.
-    «Хорошая школа» - это хороший образовательный процесс: новейшие учебники; актуальные для современной жизни предметы (ин.яз, информационные технологии, экономика и т.п.), разнообразные факультативы и кружки, которые ребенок может выбрать по интересам; уроки, на которых учитель использует нестандартные формы работы, так, что учащиеся с удовольствием посещают эти занятия.
-    «Хорошая школа» - это хорошие ресурсы: материально-техническая база, финансы и высококвалифицированный состав педагогов.
-    Выпускник школы должен уметь ориентироваться в социуме, точно знать, чего он хочет добиться в жизни.
-    «Хорошая школа» - это хорошие результаты: количество медалистов, процент поступающих в вузы и ссузы, выпускники, которые смогли воспользоваться знаниями, полученными в школе, обладают нужными для жизненного успеха качествами и умениями, хорошо устроились в жизни.
-    Основной результат школьного образования - готовность выпускника поступить в ВУЗ.

Наиболее важным для представителей данной группы является формирование социальных и учебных компетенций.
Данная группа делает акцент на образе хорошей школы, в котором доминирует такие составляющие, как процесс, ресурсы и результат.

Полное несогласие родителей со следующими утверждениями (т.е. они в наименьшей степени соответствуют мнениям представителей данной группы):

-    Учителя позволяют себе оскорбительные высказывания в адрес обучающихся.
-    В школах отсутствует взаимопонимание и доверие между учащимися и учителями.
-    Учитель не дает учащимся дополнительную информацию по изучаемой тематике, ограничиваясь тем, что есть в учебнике.
-    Учитель, в массе своей, средний. Талантливых очень мало.
-    Из-за отсутствия должного уровня теоретического материала в урочное время учитель перегружает учащихся домашней работой.
-    Учебный процесс в школах перегружен информацией, не слишком нужной в будущем.
-    Сегодня школы не обеспечивают поступление выпускников в ВУЗ.
-    Техническое оснащение школ не соответствует современному уровню информационных технологий.

говорит об их положительном отношении к учителю. Для родителей, представляющих данную группу, учитель - талантливый высококвалифицированный педагог, заботящийся о психологическом климате, готовящий школьника к самостоятельной жизни и дальнейшему образованию.

2 группа - «Скептики»
Отличительная особенность данной группы - полная противоположность предыдущей группе. Обладая уверенной позицией относительно своей точки зрения, они критикуют работу учителя и концентрируют на этом все свое внимание. Ниже приведены утверждения, которые были оценены, как наиболее соответствующие мнению представителей данной группы (в порядке убывания):

-    Учителя позволяют себе оскорбительные высказывания в адрес обучающихся.
-    В школах отсутствует взаимопонимание и доверие между учащимися и учителями.
-    Учитель не дает учащимся дополнительную информацию по изучаемой тематике, ограничиваясь тем, что есть в учебнике.
-    Учитель, в массе своей, средний. Талантливых очень мало.
-    Из-за отсутствия должного уровня теоретического материала в урочное время учитель перегружает учащихся домашней работой.
-    Учебный процесс в школах перегружен информацией, не слишком нужной в будущем.
-    Сегодня школы не обеспечивают поступление выпускников в ВУЗ.
-    Техническое оснащение школ не соответствует современному уровню информационных технологий.

В то же время образ «Хорошей школы» и «Хорошего образования» принимается ими во внимание в самую последнюю очередь и является наименее важным в их восприятии действительности. Нижеследующие утверждения в наименьшей степени соответствуют мнению представителей данной группы:

-    Сегодня, как никогда, важно уметь слушать и слышать других людей, защищать свою точку зрения, владеть иностранными языками, уметь грамотно и доходчиво излагать свои мысли.
-    Учащегося должны научить находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники, работать с литературой, компьютером, проектами.
-    Комфортная школа - это школа, где отсутствуют негативные инциденты, учитываются индивидуальные особенности ребенка, заботятся о физическом и психическом здоровье ребенка.
-    «Хорошая школа» - это хороший образовательный процесс: новейшие учебники; актуальные для современной жизни предметы (ин.яз, информационные технологии, экономика и т.п.), разнообразные факультативы и кружки, которые ребенок может выбрать по интересам; уроки, на которых учитель использует нестандартные формы работы, так, что учащиеся с удовольствием посещают эти занятия.
-    «Хорошая школа» - это хорошие ресурсы: материально-техническая база, финансы и высококвалифицированный состав педагогов.
-    Выпускник школы должен уметь ориентироваться в социуме, точно знать, чего он хочет добиться в жизни.
-    «Хорошая школа» - это хорошие результаты: количество медалистов, процент поступающих в вузы и ссузы, выпускники, которые смогли воспользоваться знаниями, полученными в школе, обладают нужными для жизненного успеха качествами и умениями, хорошо устроились в жизни.
-    Основной результат школьного образования - готовность выпускника поступить в ВУЗ.

Можно сказать, что представители данной группы не строят иллюзий относительно образа хорошей школы, а акцентируют внимание на актуальных проблемах, связанных с некачественным преподаванием, неблагоприятным психологическим климатом, отсутствием должного уровня технического оснащения в школе и, как следствие - на низком уровне  результативности образовательного процесса.

3 группа - "Реалисты"
Представители данной группы являются «идеальным типом» родителя, который переживает за ребенка, живо интересуется образовательным процессом, его результатом, критически воспринимает промахи существующей системы образования и предъявляет ей адекватные требования.
Данные утверждения в наибольшей степени соответствуют мнению представителей этой группы:

-    Современный выпускник должен иметь большой багаж знаний.
-    Выпускник школы должен уметь ориентироваться в социуме, точно знать, чего он хочет добиться в жизни.
-    Комфортная школа - это школа, где отсутствуют негативные инциденты, учитываются индивидуальные особенности ребенка, заботятся о физическом и психическом здоровье ребенка.
-    По каждому курсу должен быть один учебник, доступный по содержанию и цене для всех слоев общества.
-    Выпускник школы должен быть мобильным, гибким в меняющихся условиях, упорным и стойким перед трудностями.
-    Сегодня, как никогда, важно уметь слушать и слышать других людей, защищать свою точку зрения, владеть иностранными языками, уметь грамотно и доходчиво излагать свои мысли.
-    «Хорошая школа» - это хороший образовательный процесс: новейшие учебники; актуальные для современной жизни предметы (ин.яз, информационные технологии, экономика и т.п.), разнообразные факультативы и кружки, которые ребенок может выбрать по интересам; уроки, на которых учитель использует нестандартные формы работы, так, что учащиеся с удовольствием посещают эти занятия.
-    Основной результат школьного образования - готовность выпускника поступить в ВУЗ.

Представители данной группы считают важным формирование у выпускника не только предметных знаний, но  и социальных компетенций. Они придают особую значимость введению принципа преемственности учебной литературы по каждому курсу. Не менее значимым для родителей этой группы является результативность школьного образования, основанная на эффективном образовательном процессе, где учитываются актуальные для современной жизни тенденции, а также психологические и физиологические особенности обучающихся.
В то же время, представители данной группы критически оценивают профессионализм педагога (нижеследующие утверждения в наименьшей степени соответствуют мнению представителей данной группы):

-    Педагог дает моему ребенку такие знания, что мне нет необходимости пользоваться услугами репетиторов.
-    После окончания школы выпускник готов к самообразованию и дальнейшему образованию в течение всей жизни, находит и использует новые источники информации, придумывает новые решения
-    Педагог  не только дает знания по своему предмету, но и готовит моего ребенка к самостоятельной жизни.
-    Современный учащийся критичен и самокритичен, знает историю, разбирается в основах экономики, оценивает социальные ценности, имеет собственное мнение, свой взгляд на политическую жизнь, ищет выход в неопределенных и сложных ситуациях.
-    Педагог сам хорошо ориентируется в учебном материале и ученику интересно искать материал к уроку, которого нет в учебнике.
-    Учащийся не просто воспринимает материал, но и выбирает из него то, что ему наиболее интересно.
-    Главная миссия школы - знакомить учащихся с перспективными направлениями науки и практики, создавать возможность общения с профессиональной элитой.
-    Учащийся, понимая свои возможности и ограничения, строит жизненные планы в соответствии с осознаваемыми данными, интересами и убеждениями.

с чем и связывают отсутствие у современного выпускника знаний и компетенций, необходимых для принятия активной гражданской позиции.

4 группа - «Циники»
Данная группа характеризуется относительной стабильностью в своих мнениях. Представители данной группы в целом удовлетворены качеством образовательного процесса. Наиболее важным, по их мнению, является готовность выпускника школы поступить в вуз.
Приведенные ниже утверждения здесь оценены выше, чем во всех остальных (т.е. они в наибольшей степени соответствуют мнениям представителей данной группы, в порядке убывания):

-    Основной результат школьного образования - готовность выпускника поступить в ВУЗ.
-    Современный учащийся критичен и самокритичен, знает историю, разбирается в основах экономики, оценивает социальные ценности, имеет собственное мнение, свой взгляд на политическую жизнь, ищет выход в неопределенных и сложных ситуациях.
-    Сегодня родитель не может повлиять на качество образовательного процесса.
-    Учитель не дает учащимся дополнительную информацию по изучаемой тематике, ограничиваясь тем, что есть в учебнике.
-    Введение общественного контроля за деятельностью директоров и педагогов сделает прозрачным процесс распределения финансов.
-    Учебный процесс в школах перегружен информацией, не слишком нужной в будущем.
-    Педагог дает моему ребенку такие знания, что мне нет необходимости пользоваться услугами репетиторов.
-    После окончания школы выпускник готов к самообразованию и дальнейшему образованию в течение всей жизни, находит и использует новые источники информации, придумывает новые решения.

При этом современный выпускник, в условиях перегруженности учебного процесса не слишком нужной в будущем информацией,  обладает необходимыми знаниями и компетенциями.
Представители данной группы отмечают важность внедрения общественного контроля в образовательную среду, но при этом считают, что в настоящее время они не имеют реальных полномочий для воздействия на образовательный процесс.

В то же время, ориентируясь на результат, они не принимают во внимание содержание и психологическую составляющую образовательного процесса (нижеследующие утверждения в наименьшей степени соответствуют мнениям представителей данной группы):

-    Техническое оснащение школ не соответствует современному уровню информационных технологий.
-    Учитель должен видеть и плюсы, и минусы каждого ученика.
-    По каждому курсу должен быть один учебник, доступный по содержанию и цене для всех слоев общества.
-    Школа должна сформировать нравственные качества, которые помогут учащемуся реализовать себя, стать активным членом общества.
-    Благодаря инновациям, дети, в некоторых областях знаний, обладают большими знаниями и умениями, чем взрослые.
-    Учащегося должны научить находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники, работать с литературой, компьютером, проектами.
-    Комфортная школа - это школа, где отсутствуют негативные инциденты, учитываются индивидуальные особенности ребенка, заботятся о физическом и психическом здоровье ребенка.
-    Современные учебники хорошо оформлены, но слишком сложны для восприятия обучающимися.

На лицо утилитарное отношение к образовательному процессу.

результаты исследования, методы исследования, социологическое исследование, Астрахань

Previous post Next post
Up