«Изыски» маркетинговых исследований

Jun 23, 2011 19:39

Сами по себе, маркетинговые исследования для социолога - это всё равно, что профессиональному фотографу снимать свадьбы - с одной стороны хорошо платят, с другой - везде одно и тоже. Подойти творчески, с душой к процессу разработки дизайна исследования, внести какую-то изюминку в проект практически невозможно - поставлены чёткие и жёсткие задачи со стороны клиента, и единственное, что остаётся - просто оттачивать профессиональные навыки, без какого-либо развития и роста. Социологические же исследования - наиболее интересные с точки зрения свободы выбора исследовательских методик, а также полезные именно для общества, а не для коммерческих организаций - большая редкость в наши дни, ибо - не рентабельно.

Помимо, так называемых «исследований под ключ» я также провожу и просто полевые исследования, в качестве субподрядчика, для сторонних организаций (чаще всего это крупные зарубежные исследовательские компании, такие как GFK или Nielsen). 
И, порою, встречаются оригинальные, в некотором роде, «изысканные» маркетинговые исследования.
Больше всего врезались в память два «интересных» проекта, которые вызвали бурю эмоций при проработки технического задания, когда не покидало ощущение того, что тебя жестоко разыгрывают.

Один из проектов касался сигарет. Я его прозвал «Мусорщик».
Суть его заключалась в том, что необходимо было выбрать 10 равноудалённых кварталов города площадью 500х500 метров, и в течение 3-х дней собирать на этой территории  пустые пачки из под сигарет определённых марок. Это было самое подробное ТЗ, которое я когда-либо получал от заказчика. Необходимо было рыться в урнах в поисках заветных пачек, караулить курильщиков на остановках, выискивать необходимые пачки в канавах, подъездах и других злачных местах. Самое интересное - это то, что одна пустая пачка оплачивалась заказчиком в три раза больше, чем новая. Никогда не забуду выражение лица сотрудника курьерской службы, который приехал забирать «ценный груз» (а его получилось 10 больших мусорных мешков), чтобы отправить его в Москву)))
О задачах же этого исследования можно только догадываться.

Второй проект я окрестил «Толчёк».
Одной из задач этого исследования было определить оптимальную форму и размер  подвесных блоков для унитаза. Это был квартирный опрос. Самый первый основной  вопрос звучал так: «Можно мы померим ширину ободка вашего унитаза? Если нет, то Вы можете сами его замерить и сказать нам.»…
До сих пор не понимаю как мне удалось убедить своих интервьюеров согласиться на этот проект))) и КАК интервьюерам удалось убедить респондентов отвечать на эти вопросы)))
Помимо тиража анкет, заказчик предоставил линейки, зеркальца и резиновые перчатки…
Этот проект до сих пор вспоминается с лёгкой дрожью)))
Зато после подобных «оригинальных» исследований - любые серьёзные исследовательские задачи кажутся детскими шалостями - и щёлкаются как орехи, а также, подобные «изыски», заставляют избавляться от излишнего консерватизма в подходах к проведению исследований, и быть более гибким и аллертным при решении тех или иных задач.

Маркетинговые исследования, методы исследования

Previous post Next post
Up