Карты восприятия Need&Gaps. На примере оценки ситуации в системе образования Астраханской области.

Apr 08, 2011 01:29

Данный метод анализа и визуализации данных был разработан специально для маркетинговых исследований, но, как выяснилось, он оказался полезен и в социологии.

Суть его заключается в том, что респондентам предлагается оценить определённые атрибуты продукта или услуги (в нашем случае - атрибуты услуг, предоставляемых системой образования АО) по двум пяти-бальным шкалам - важности и удовлетворённости [Кутлалиев А., Попов А. - Эффективность рекламы. - М.:Эксмо, 2005]




Благодаря картам восприятия мы имеем наглядную схему, отражающую ситуацию в системе образования региона. Данная визуализация информации позволяет оценить основные преимущества и недостатки в работе системы образования и принять эффективны управленческие решения для улучшения ситуации в сфере образования.
Этот метод анализа информации был применён в социологическом исследовании «Эффективность функционирования системы образования Астраханской области», проведённым  по заказу Министерства образования и науки Астраханской области в декабре 2010 года.


В ходе исследования были опрошены 900 человек во всех районах Астраханской области (статистическая погрешность выборки не превышает 3,4%).

Прежде всего, мы выделили пять уровней в системе образования АО:
- дошкольное образование;
- школьное образование;
- средне-специальное образование;
- высшее образование;
- дополнительное образование.

Каждый из этих уровней мы оценивали по трём показателям:
- условия образования;
- качество образования;
- результат образования.

В итоге были сформулированы следующие показатели:

1_ДС == условия == наличие мест в дошкольных образовательных учреждениях;
2_ДС == качество == качество услуг, предоставляемых дошкольными образовательными учреждениями;
3_ДС == результат == уровень подготовленности детей для начала обучения в школе;

1_ШК == условия == материально-техническое обеспечение образовательного процесса в школах;
2_ШК == качество == качество образования, получаемого в школах;
3_ШК == результат == возможность поступления в ВУЗ, после окончания школы;

1_СС == условия == широкий выбор специальностей в средне-специальных учебных заведениях;
2_СС == качество == материально-техническое оснащение средне-специальных заведений;
3_СС == результат == возможность трудоустройства по специальности после окончания средне-специального учебного заведения;

1_ВО == условия == доступность высшего образования;
2_ВО == качество == качество высшего образования;
3_ВО == результат == возможность трудоустройства после окончания высшего учебного заведения;

1_ДО == условия == широкий спектр услуг, предоставляемых учреждениями дополнительного образования;
2_ДО == качество == качество услуг, предоставляемых учреждениями дополнительного образования;
3_ДО == результат == полезность занятий для ребёнка, влияние на профессиональное самоопределение в будущем.

Каждый из этих показателей оценивался респондентами по двум пяти-бальным шкалам - важности (на сколько для Вас важно…?) и удовлетворённости (На сколько Вы удовлетворены…?).

Проделав достаточно сложные вычисления, мы перенесли данные показатели в систему координат.







Данная карта восприятия N&G анализируется по квадрантам:

1. Правый верхний квадрант - Важность высокая, удовлетворённость высокая.
Это квадрант главных и базовых преимуществ системы образования АО.

Информационная стратегия для данных позиций - поддержка уровня важности в глазах общественного мнения.
Стратегия управленческих решений - удержание и повышение позиций по удовлетворённости.

Наиболее выгодные позиции занимают следующие два элемента:
качество высшего образования (2_ВО);
качество образования, получаемого в школах (2_ШК).
Это основные преимущества системы образования АО, по мнению жителей АО.

Рекомендации:
-необходимо не допустить снижения удовлетворённости данными показателями, иначе они превратятся в основные недостатки и спровоцируют возникновение существенного недовольства Министерством образования в целом;
- необходимо уделить внимание позиции «уровень подготовленности детей для начала обучения в школе» (3_ДС). Имея самую высокую удовлетворённость, она существенно уступает по «важности». Если повысить показатель «важность», то данная позиция сможет стать существенным фактором при повышении удовлетворённости работы системы образования в Астраханской области.
А также позициям:
возможность поступления в ВУЗ, после окончания школы (3_ШК);
материально-техническое обеспечение образовательного процесса в школах (1_ШК).
В данном случае необходимо увеличивать удовлетворённость этими показателями.

2. Правый нижний квадрант - Важность невысокая, удовлетворённость высокая.
Квадрант вторичных преимуществ системы образования АО.

Информационная стратегия - повышение важности данных позиций в глазах общественного мнения.
Стратегия управленческих решений - удержание и повышение позиций по удовлетворённости.

В целом, люди удовлетворены качеством образования в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) ( 2_ДС), но не придают этому важности.
Такая же ситуация и с позицией «широкий выбор специальностей в средне-специальных учебных заведениях» (1_СС).

Рекомендации:
При повышении важности данных позиций посредством информирования населения через СМИ, их можно превратить в преимущества системы образования в АО.

3. Левый нижний квадрант - Важность невысокая, удовлетворённость невысокая

Информационная стратегия - при невозможности повысить удовлетворённость, необходимо избегать информационных сообщений, которые смогут повысить важность данных позиций.
Стратегия управленческих решений - принятие мер по повышению удовлетворённости данными показателями.

В данном квадранте находятся все показатели, касающиеся дополнительного образования, что свидетельствует о наличие в обществе мнения о НЕ важности данного вида образования.
В «пограничном» состоянии находятся позиции «наличие мест в дошкольных образовательных учреждениях» (1_ДС) и «возможность трудоустройства по специальности после окончания средне-специального учебного заведения» (3_СС).

Рекомендации:
Необходимо улучшать ситуацию в данных сегментах, так как при несущественном увеличении «важности» данных позиций, они превратятся в существенные недостатки системы образования Астраханской области в целом.

4. Левый верхний квадрант - Важность высокая, удовлетворённость низкая.
Это квадрант базовых недостатков системы образования.

Стратегия управленческих решений - принятие мер по повышению удовлетворённости данными показателями.
Информационная стратегия - акцентировать внимание на принятых мерах по увеличению удовлетворённости данными показателями. При невозможности повышения удовлетворённости - снижать уровень важности.

Наиболее остро стоит вопрос с показателем «возможность трудоустройства после окончания высшего учебного заведения» (3_ВО). Данная позиция создаёт основной негатив в восприятии системы образования в целом.
Также в данном квадранте присутствует позиция «доступность высшего образования» (1_ВО), что свидетельствует о достаточно низкой удовлетворённости людей данным показателем.

На основе вышеизложенной информации можно сделать вывод, что «ахиллесовой пятой» системы образования АО является показатель «возможность трудоустройства по специальности после окончания средне-специального или высшего учебного заведения». Также наблюдается довольно высокий уровень неудовлетворённости показателем «наличие мест в дошкольных образовательных учреждениях».
Из основных преимуществ системы образования АО можно выделить «уровень подготовленности детей для начала обучения в школе», «качество высшего образования» и «качество образования, получаемого в школах».
Дополнительное образование, для населения АО, является наименее важной частью системы образования.

результаты исследования, методы исследования, социологическое исследование, Астрахань

Previous post Next post
Up