Формирующий опрос. От политтехнологий к социальной рекламе.

Feb 04, 2011 10:36

Несмотря на название (опрос), основная цель данного метода не в получении информации, а в ее, целенаправленном  распространении (встречаются и комбинированные методики, направленные и на сбор, и на распространение информации).

Суть его заключается в том, что в процессе опроса респонденту задаются такие вопросы и предлагаются такие варианты ответов, что ему приходится принять определенную точку зрения, так как сами формулировки вопросов и ответов приводят респондента к формированию той или иной мысли/идее.  Если учитывать, что человек, один раз высказавший согласие с какой-либо идеей, в дальнейшем стремится её защищать, то таким нехитрым способом мы можем склонить его к принятию определённого, нужного нам решения. При этом человек даже и не подозревает о реальных целях этого опроса (при условии хорошо отстроенного инструментария).

Вот несколько примеров формирующих опросов, которые можно найти в сети:

1. Знаете ли Вы, что произошло в сентябре 2004 года в российском городе Беслан?
1. Захват террористами заложников в местной школе
2. Не знаю (необходимо коротко проинформировать респондента)

2. По вашему мнению, какую цель преследовали террористы, совершив теракт, который унес жизни более 330 детей и взрослых?
1. Запугать россиян, посеять страх и панику
2. Разжечь межнациональную вражду
3. Развязать войну и захватить власть на Кавказе
4. Унизить, ослабить Россию
5. Затрудняюсь ответить

Или

"Как Вы считаете, победит ли Путин в 1-м туре?"
Совершенно безобидный вопрос, но на самом деле информирует респондента о том, что Путин близок к победе в 1-м туре, и он может победить в отличие от других, у кого нет таких шансов.
Можно и грубее: "Как Вы считаете, что легче: критиковать, или реально делать хоть что-то в сложных условиях?",
или еще грубее: "Как Вы считаете, то, что кандидат Иванов связан с известной криминальной группировкой, сильно подрывает его шансы на выборах?"
Отвечающий на вопрос, хочет или не хочет, вынужден считаться с этой информацией.

Формирующий опрос - это инструмент с очень тонкой, я бы сказал ювелирной настройкой, но наши доморощенные пиарщики и рекламщики (да и их коллеги по обеим столицам при работе в провинции) не особо отягощают себя данным трудом. Возможно, на это влияет  катастрофическая нехватка теоретических знаний (которая компенсируется избыточным творческим потенциалом), либо профессиональная падкость на всякого рода эпатаж (желание одной единственной акцией оказать как можно большее воздействие на целевую аудиторию, при этом не беря в расчёт возможные последствия в будущем), либо недостаточный бюджет для разработки профессионального  инструментария (нежелание заморачиваться на «мелочах», за которые всё равно никто не заплатит).

Честно говоря, не встречал ещё хорошо отстроенный инструментарий, рассчитанный не на разовую акцию, а на «многоходовые комбинации», когда мысль (идея, установка, message) не грубо навязывается в уже законченной объёмной форме, а методично, последовательно  внедряется в сознание и подсознание посредством «частей/кусочков/элементов» из которых, в дальнейшем сложится нужная, законченная мысль (и восприниматься она будет не как навязанная извне (мысль/идея), а как своя собственная, т.к. сознание человека, в данном случае,  само проделает работу по её формированию, хоть и из «подкинутых извне» «частей/кусочков/элементов»).
Работа достаточно трудоёмкая, требующая много времени, мозгов и, естественно, денег.

Использование данной методики в сомнительных целях (продвижение очередного жулика(-ов) к власти или «впаривание» какого-либо товара/услуги) окончательно дискредитировало формирующий опрос в глазах здравомыслящей общественности. Но, ведь этот инструмент можно применять и во благо - допустим в социальной рекламе при формировании общественно одобряемых ценностей/установок. Никакая наружная, теле-, и аудио- реклама не обладает такой эффективностью по степени воздействия на целевую аудиторию, как формирующий опрос (в идеале они должны быть частью единой системной кампании), но в тоже время они и не такие ресурсоёмкие.

Возникает два вопроса:
Готовы ли власти применять данную методику в благих целях?
Стоит ли это делать? (Может лучше ограничится наружной рекламой и публичными лекциями?)

формирующий опрос, методы исследования

Previous post Next post
Up