Одна из самых ярких и в то же время не очень броских достопримечательностей Кронштадта - чугунная мостовая. Если будете на Пеньковом мосту, а лучше сходите туда специально, то обязательно увидите не то шестеренки, не то колёса, создающие неповторимый ажурный узор дорожного полотна. Местные жители даже прозвали эту мостовую кружевной. А все дело в специфике кронштадской болотистой почвы. Когда здесь ещё лежал булыжник, его частенько приходилось поднимать, чтобы засыпать просочившуюся влагу грунтом. Однажды директор Пароходного завода Лебедев побывал в США и увидел, что в Нью-Йорке и Бостоне улицы мощеные чугунными плитами с отверстиями.
Американский опыт Лебедев решил применить на родине. Три образца были специально доставлены в Кронштадт и по их образцу отлили целую партию для опытного участка улицы у Пенькового моста. Сегодня эта улица называется Петровская, а еще недавно была Октябрьской и была одним из самых оживленных мест. Протяженность участка составляла всего 150 метров. Без ремонта он простоял 80 лет.
В сентябре 1941 года в Ленинград пришла разнарядка изготовить 1 миллион корпусов мин. Морской завод, расположенный буквально в ста метрах от Пенькового моста, должен был отлить 70 тысяч штук. Из-за нехватки металла пришлось пустить в дело элементы уникальной кружевной мостовой.
В результате у Пенькового моста сохранился лишь фрагмент необычного чугунного покрытия. Да еще на Якорной площади. Правда, в последнем случае оригинальные плиты заменили на новодел. Так что ради подлинников всё же придётся проделать больший путь. Но это не страшно, поскольку именно здесь, за пределами холеных туристических троп город раскрывает свои наиболее интересные секреты.