Заваренные подъезды, пустые глазницы окон, мертвенно пустые детские площадки... Сегодня это типичная картина в жилых кварталах Кронштадта. Ощущение вымершего города усиливается, когда оказываешься во дворе со всех сторон окруженном опустевшими многоэтажками. Что происходит и почему - понять сложно. Мои догадки подтвердила лишь местная жительница: предстоит реконструкция. Почему вдруг такое количество домов признано не годным для проживания? Скорее всего объясняетсяч все тем, что заниматься точечным ремонтом власти не любят. Да и зачем, если можно получить огромные деньги на массовую модернизацию и сколотить на бюджетных средствах хороший личный капитал. В общем, все как везде.
Всего одна надпись, но как много она говорит о нынешнем положении дел в Кронштадте. Полуживые предприятия, разрушающиеся памятники... В воздухе витает что-то пафосное про город морской славы. Правда, на земле все очень буднично. Самое интересное, что от местных жителей старшего поколения слышится стандартный упрек в адрес "лихих 90-х". Интересно, а чем так угодили им "тучные нулевые". Разве что пустыми обещаниями и военно-политическими авантюрами в стиле "Крымнаш!".
Роскошно! - хочется воскликнуть при виде этих чугунных ворот. Тонкие детали, продуманность рисунка и конечно имперское величие символов. Правда, состояние этой роскоши поистине убого. Ворота находятся на улице Флотской и ведут во двор одного из так называемых екатириниских флигелей. Императрица Екатерина 2 строила их для морских офицеров.
Петровская пристань - парадные морские ворота Кронштадта. Местные источники уверяют, что нигде в мире нет более удобного, вместимого и красивого причала для кораблей. Взяться за обустройство Котлинской гавани царь Петр 1 решил сразу после победы в Полтавской битве. Стройка стала поистине ударной. Сюда ежегодно в течение десятков лет присылали до 30 тысяч человек - крепостных крестьян, каторжников... Пристань не раз перестраивалась и приобрела свой нынешний вид в 1882 году. Сегодня ее украшают две вазы и якоря от катеров, которые доставляли петергофский десант в октябре 1941 года.
Летний сад, как и многое другое в Кронштадте, создавался по приказу Петра 1. Его чугунная ограда и ворота мало чем отличаются от забора и ворот на улице Флотской. То же плачевое состояние, так же утрачены отдельные звенья, не говоря уже о более мелких деталях. Разница стала заметной лишь недавно. Выяснилось, что ограда Летнего сада охраняется государством государством, как исторический и культурный памятник. Теперь ее разбирают для реставрации.
Исторические чугунные конструкции пройдут антикоррозионную обработку, будет усилен фундамент... По информации местных СМИ обойддется это удовольствие почти в 90 миллионов рублей. Человек на решетке вовсе не повесился от того, что узнал стоимость работ. Он готовит ворота к снятию с петель.
Куда ведут Морские ворота Петербурга понятно и так. А вот куда ведет дорога идущая сквозь многочисленные ворота и калитки Кронштадта можно только предполагать. Увы, предположения эти не очень радужные. Складывается впечатление, что красивый и по-настоящему самобытный город все последние десятилетие приходил в запустение и ветшал.