Десять аксиом о душе

Dec 23, 2019 09:35


Люди - существа одушевлённые. У них есть желания, нужды, интересы - душа, одним словом. Они радуются и горюют, любят и ненавидят, уважают и презирают. Одушевлённость людей - первое, что нужно учитывать при изучении их поведения.

Преследуя свои цели, люди конкурируют за ценные возможности. Чтобы смягчить конкуренцию, они проводят межи, границы, разделяющие ценные возможности на «твои» и «чужие». Межи превращают ценные возможности в права.

Общение - это всегда установление или изменение межи. Науку о межах, которая отвечает на вопрос «чьё?», мы предложили назвать терминомикой ещё в 1996 году в «Этюдах о собственности». Сейчас мне больше нравится называть её терминомией - на одну букву меньше.

Межи, разделяющие ценные возможности, - это право, справедливость. Кто следует межам, тот правый, справедливый человек. Кто их преступает - преступник, правонарушитель. Межевая теория права позволяет освободиться от плеоназмов и оксюморонов, которыми испорчены тексты современных правоведов. Сегодня права, как защищённые межами возможности, модно называть личным пространством.

Ещё древние греки поняли, что нет ничего практичнее хорошей теории. Они создали геометрию на основе аксиом - базовых, неизменных высказываний, принципов, которым нельзя противоречить. Эти высказывания оперируют воображаемыми объектами: точками, у которых нет частей, линиями без ширины и плоскостями без толщины. Аксиомы уточняют свойства придуманных объектов.

Межевая теория права или терминомия также базируется на аксиомах. Это аксиомы о душе, об уточнении связи поведения с чувствами. Когда мы писали «Этюды о собственности» у нас было пять аксиом. Сегодня я предлагаю вашему вниманию десять аксиом с краткими пояснениями каждой из них:

1. О бездушности коллективов: душой обладают лишь люди, но не коллективы. Эта аксиома запрещает говорить об интересах народа, общества или других коллективов, которым нужно подчинять интересы людей. Этой аксиоме противятся люди левых политических взглядов. Для них интересы общества, которым должны служить люди, центральная идея.
2. Об обособленности души: только о своей душе знаешь непосредственно, о душе других узнаёшь лишь по их делам. Эта аксиома запрещает выражение «дела и слова», как плеоназм. Слово - это одно из дел. Делу можно противопоставлять лишь непроявленные намерения. Лишь в мыслях можно быть абсолютно свободным, а дела, включая слова, могут быть преступными.
3. О ненасытности: сколько бы ни было у тебя имущества, хочется больше. Имущество - это отчуждаемые ценные возможности. Никто не может почувствовать себя свободным от желаний, полностью удовлетворённым.
4. О разнице в предпочтениях: мы разнимся в предпочтении товаров, что позволяет нам меняться ими к взаимной выгоде. Товар - это имущество для обмена. И если поискать, то можно найти людей, с которыми можно обменяться товарами к взаимной выгоде. Разница в предпочтениях делает обмен плодотворным.
5. О корысти: получать лучше, чем отдавать. Исключение - отдавать (дарить) любимым. Эта аксиома вместе с аксиомой о ненасытности говорит, что человек никогда не успокоится и не насытится брать у других.
6. О любви: любимых мало. Тем, кому готов дарить, гораздо меньше тех, с кем готов торговать. Поскольку любимых мало, невозможно строить общение лишь на любви.
7. Об уважении: правый уважает правых, не допускает властных отношений между ними. Между правыми допустимы лишь партнёрские отношения. Если корысть - это желание взять, любовь - желание подарить, то уважение - желание провести межу.
8. О неуважении: правый не уважает, презирает, ненавидит преступников и оправдывает их принуждение, власть над ними. Уважение к правым и презрение к преступникам в той мере, в которой они не ведут к преступлениям, справедливые чувства.
9. О зависти: богатых, удачливых, если это не твои любимые и не твои должники, ненавидят. Ненависть к ним ложно принимают за чувство справедливости, что ведёт к опасным преступлениям. Выдавать свою ненависть к богатым за чувство справедливости свойственно сторонникам левых политических взглядов.
10. О ханжестве: людям не нравится признаваться в том, что они ненасытные и корыстные (алчные) завистники, которые мало кого любят. Ханжество, лицемерие объясняет донаучное состояние общественных «наук». Наука требует честности, а честность в признании своих чувств неприятна.

В 2003 году, в день, когда началась война в Ираке, я выступал перед Новосибирскими социологами с видами на защиту своей докторской диссертации. Начальница социологов назвала аксиомы о душе пещерными. И моя докторская была пресечена у самых истоков.

аксиомы, терминомика, терминомия

Previous post Next post
Up