Душа как предмет науки

Jan 13, 2020 14:46


Слово «душа» Львович приравнивал к матерному слову
и в любом случае - ненаучному.
Юрий Мамлеев

Сенека в своём 88-ом письме к Луцилию спрашивал про душу: «откуда она? какова она? когда возникает? как долго существует? переходит ли с места на место, меняет ли обиталища, перебрасываемая во всё новые виды одушевлённых существ? или ей суждено только однократное рабство, а потом, отпущенная на волю, она бродит по вселенной? телесна она или нет? что она будет делать, когда мы перестанем быть её орудиями? как она воспользуется свободой, когда убежит из здешней темницы? забудет ли прежнее? познает ли себя, лишь расставшись с телом и удалившись ввысь?».

На вопросы Сенеки наука не отвечает, но это совсем не означает, что все вопросы о душе - ненаучные или, по крайней мере, нежелательные. Вопросы о душе, на которые можно дать вполне определённые ответы, можно найти. И я предложил эти ответы - в формулировке десяти аксиом о душе.

Мы должны прийти к определённости, которая задаётся аксиомами, если хотим поставить обществознание на научную основу. Ведь люди, общение которых мы изучаем, существа одушевлённые, и серьёзный исследователь не может игнорировать эту одушевлённость или стесняться её.

«Люди страдают и ликуют», - так говорят, если не стесняются одушевлённости людей. «У людей есть потребности, которые они стремятся удовлетворить», - так говорят, если стесняются этой одушевлённости.

«Ценность блага - это радость, которую приносит благо», - так говорят, если не стесняются одушевлённости людей. «Ценность блага - это полезность блага или затраты на создание блага», - так говорят, если стесняются говорить об одушевлённости людей. Когда ценность - радость, то гораздо больше оснований стремиться к ней, чем когда ценность - полезность или, тем более, - затраты. Заметим, марксисты, которым слово «душа» особенно чуждо, при переводе «Капитала» Маркса на русский язык даже ценность заменили стоимостью.

Душа, а также слова для описания состояния души: нужда, радость, эгоизм, любовь, уважение, ненависть - очень важны для изучения общения людей. Этих слов не нужно стесняться, в их понимании нужно прийти к единству, как пришли к единству в понимании важных слов представители других наук, и тогда, наконец, мы создадим настоящее обществознание.

аксиомы о душе, язык, наука

Previous post Next post
Up