Я полагал, что не я один, а многие заняты изучением человека и что иначе и быть не может. Я ошибался: даже математикой - и той занимаются охотнее. Впрочем, к последней, да и к другим наукам обращаются только потому, что не знают, как приступиться к первой.
Блез Паскаль
В математике и в других науках есть термины. Каждый термин имеет лишь один смысл. И хотя суть некоторых терминов может иногда совпадать, как, например, совпадают биссектриса, медиана и перпендикуляр, проведённые в равностороннем треугольнике, это совпадение не превращает термины в синонимы. Это разные термины. У терминов вообще нет синонимов. Путать их между собой - ошибка.
В общественных «науках» нет терминов. Есть лишь размытые слова. Самые популярные среди них: право, свобода, власть, равенство - могут наполняться самыми разными смыслами. Вплоть до противоположных. Эти и многие другие слова, пока они не превратились в термины, невозможно использовать для каких бы то ни было доказательств. Эти слова годятся лишь для бессмысленных и безответственных кричалок в политических тусовках. Политика, построенная на столь зыбком основании, неоднократно приводила к кровавым войнам и революциям с многомиллионными жертвами. В мире, наполненном ядерным оружием, такая политика чревата гибелью разумной жизни на Земле.
Древнегреческие геометры придумали бесконечно малые точки, из которых они строили разнообразные фигуры, наполняя ими бесконечно большие пространства. Свойства важнейших фигур, построенных из бесконечного множества неделимых точек, они определяли аксиомами. Для них равенство между фигурами - это совпадение всех точек этих фигур. Сравните с непонятным социальным равенством людей, фигуры которых редко совпадают.
Что должны придумать мы, чтобы превратить современный бессмысленный и безответственный политический трёп в науку о человеке общающемся?
Подобно неделимым точкам и фигурам в геометрии для политической науки я предлагаю следующие основные термины: воля, дело, сила, межа. Их четыре. Но есть масса производных терминов, о некоторых из поговорим чуть позже. Поясню основные термины, в том числе словами, которые близки им по смыслу:
1. У человека есть воля (душа, чувства, интерес), которая желает, нуждается, зудит, побуждая человека к делам.
2. Дело (поведение, поступок, действие, акт) - второй основной термин. Дело - то, к чему толкает человека воля. Дело - процесс. Для дела необходима сила.
3. Сила (возможность, ресурс, средство). Без сил нет дел. Сила - это запас. Отчуждаемые ценные силы, то есть силы, которые могут переходить от одного человека к другому, - имущество.
4. Межа (грань, рубеж, предел, граница, запрет на чужое). Межа разделяет ценные силы между людьми, превращая эти силы в права.
Право, справедливость - это соблюдение прав, это следование межам и адекватная борьба с теми, кто их преступает, с преступниками.
Основные термины (воля, дело, сила, межа) и производные от них (например, такие как эгоизм, любовь, зависть, справедливость, ценность, имущество, торговля, дары, права) уточняются следующими аксиомами:
1. О бездушности коллективов: волей обладают лишь люди, но не коллективы.
2. О ненасытности: дефицит имущества непреодолим.
3. О разнице: люди неодинаково ранжируют ценности сил. Торгуя, люди не уравнивают ценности обмениваемых товаров (имущества для обмена), как считал Маркс вслед за Аристотелем, а стремятся получить более ценное в обмен на менее ценное.
4. Об эгоизме: чужие нужды не актуальны. Обычно людям нравится, когда чужое становится своим, когда их права расширяются. Поэтому люди торгуются, стремясь получить побольше и отдать поменьше. Исключение - любимые, которым отдаёшь с удовольствием, ничего не требуя взамен.
5. О любви: любимых мало. Тех, кому готов дарить, гораздо меньше тех, с кем готов торговать.
6. О справедливости: преступников ненавидят. Их успехи печалят, а неудачи радуют.
7. О зависти: богатых ненавидят. Их успехи печалят, а неудачи радуют. Поскольку справедливость и зависть питаются ненавистью, их хронически путают. Вся левая политика - это зависть, выдаваемая за справедливость.
После того, как заложен фундамент политической науки, надо вернуться к популярным, но размытым словам и определить их так, чтобы превратить их в термины.
Право - это межи. Кто им следует, тот правый человек. Кто их преступает - преступник. Права - это чьи-то ценные силы, защищённые межами.
Свобода - отсутствие запретов. Люди - ненасытные эгоистичные завистливые существа, которые мало кого любят. Им нельзя без запретов. Но только запреты на чужое, межи - правые запреты. Свобода преступлений преступна, но преступен и запрет правых дел.
Власть - принуждение. Власть может быть правом, когда принуждают преступника. Власть над правым - всегда преступление.
Равенство - отсутствие власти. Справедливо равенство, безвластие между правыми. Равенство правых с преступниками - преступно.
Кстати, предложенное мною представление о правах можно назвать межевой теорией права. Или терминомикой. Я не видел, чтобы её предлагал кто-то до меня.
[На меже. В. А. Репина с детьми идет по меже. 1879, Репин Илья Ефимович]