Свобода слова?

Aug 04, 2017 20:20


Сила левой политической мысли - в слабости правой.

Одно из проявлений слабости правой мысли - чрезмерный акцент на свободе. Особенно на свободе слова. Этот акцент заметен уже в том, что сторонники правых политических взглядов называют себя либералами или либертариацами (от лат. liberalis - свободный).

Нужна ли безграничная свобода, в том числе безграничная свобода слова? Ведь слова, как и прочие дела, делятся на
1) правые и
2) неправые, противоправные, преступные.

Свобода правых дел - правое дело. Но свобода преступлений - преступление. Не следует ли уточнить лозунги, и вместо свободы слова требовать свободу правого слова, а не просто свободу слова, потому что просто свобода слова включает в себя свободу лжи напропалую, свободу преступных угроз, свободу подстрекательств к разбою и грабежу, свободу безответственных обещаний, свободу неуместных слов, чтобы глушить правые слова.

«Надо ли защищать свободу преступных слов?», - спросил я свободолюбца. И вот что он мне ответил.

Свободолюбец. Свобода слова подразумевает право всех выражать самые отвратительные и опасные вещи, иначе мы снова приходим к необходимости центрального арбитра, кто будет решать, что правое, а что нет. Пусть все опасные идеи будут на виду, чтобы лучшие интеллектуалы могли растереть их в пыль и всем показать, насколько эти идеи ужасны и неверны. Иначе самые опасные идеи уйдут в подполье, и там будут отравлять неокрепшие умы.

Я. Могу понять свободу высказывания далёких от осуществления идей, когда у лучших интеллектуалов есть время растереть эти идеи в пыль. Но вы говорите о свободе слова вообще. Неужели можно безнаказанно употреблять любые слова и в любых случаях? Неужели, когда Вы требуете «свободы слова», Вы говорите буквально, а не иносказательно?

Свободолюбец. Да, буквально. Попытка запретить публикацию информации на своей собственности посредством голоса, знаков, печати, электронных способов силой будет нарушением принципа НАП - НеАгрессииПринципа.

Я. Но ведь буквальная свобода слова - это безнаказанность любых слов. Можно ли оставлять безнаказанным невыполненное обещание? Даже в нашем несвободном мире за невыполнение обещаний, за невыполнение договоров, предусмотрена ответственность, вплоть до уголовной. Как Вы мыслите мир, в котором любые слова можно произносить абсолютно безнаказанно? Обещал, например, заплатить, но, как свободный человек, а не раб своему слову, передумал. Вы за такую свободу слова или за какую-то другую?

Свободолюбец. Если есть документальное подтверждение договору, либо это общепринятый договор, как с рестораном, то с этим можно идти в суд, поскольку участники добровольно взяли на себя обязательства. Если же кто-то нарушает устную договоренность, так же как если кто-то оскорбляет нас, то мы вправе использовать остракизм и даже желательно придать факт неприемлемого поведения максимальной огласке, чтобы ограничить остальных людей от манипуляторов.

Я. Призывая идти в суд с иском к нарушителю договора, Вы тем самым отказываетесь от принципа свободы слова, от принципа безнаказанности любых слов, Вы требуете, чтобы участник договора отвечал за свои слова. Вы говорите в суде: «Обещал платить - плати». Но демагог, который воспользовался вашими неосторожными лозунгами о свободе слова, говорит, что он в своих словах абсолютно свободен и в изменившихся обстоятельствах (а обстоятельства всегда меняются) не собирается платить. Вы призывает к остракизму таких людей, но остракизм у древних афинян был суровым наказанием. Призывая к наказанию за безответственные обещания, Вы нарушаете принцип свободы слова. Ваш принцип свободы слова, по сути, превращается в принцип свободы ответственного слова или принцип свободы правого слова, но никак не в принцип свободы любого слова.
Свободолюбец. Здесь вы объединяете два различных действия. У каждого есть возможность сказать ложь, но ни у кого нет возможности избежать последствий и остракизма. Как гласит испанская пословица: «Бери, что хочешь, и плати за это».

Я. Уместно ли говорить о свободе слова, когда за слово приходится платить остракизмом, а может - и жизнью, как заплатил Сократ?

***
На последний вопрос свободолюбец мне не ответил.

Я призываю к осторожности с политическими призывами. В том числе с призывами к свободе слова.

Сегодня все политические призывы - это иносказания, поэтические вольности, допускающие массу интерпретаций. Задача сторонников правых политических взглядов заговорить о политике буквально и однозначно.


свобода

Previous post Next post
Up