Jun 07, 2015 12:57
С первых страниц «Капитала» Маркс ищет основу ценности товаров и находит её в труде. Но ценность - это то, что манит, приносит радость, утоляет нужду, исполняет желания. Когда ценность сводят к труду, потраченному на изготовление товара, блеск богатства и радости исчезает. Остаётся нечто унылое, что русские марксисты перевели тягостным словом «стоимость». Ведь стоимость - это затраты. Они печалят. В отличие от ценности, которая радует.
Трудовая теория ценности-стоимости понадобилась Марксу только для того, чтобы обвинить капиталистов в паразитизме, поскольку только труд, а не капитал создаёт ценность-стоимость.
Действительно, унылую ценность-стоимость, по определению, создаёт труд. Но этого никак нельзя сказать о ценности-радости, о ценности-богатстве. Однако Маркс, приняв по определению, что ценность-стоимость создаётся исключительно трудом, совершает подмену и подбивает рабочих претендовать не на ценность-стоимость, которая по определению есть труд, а на ценность-богатство, которое создаётся не только трудом.
Ценность-радость субъективна. Для одного товар А приносит больше радости, чем товар Б. Для другого - наоборот.
Ценность-стоимость объективна. Для всех ценнее-тягостнее тот товар, в который вложено больше труда.
Вот как Маркс подводит разговор к объективной ценности-стоимости с первых страниц «Капитала»:
«Возьмем… два товара, например пшеницу и железо. Каково бы ни было их меновое отношение, его всегда можно выразить уравнением, в котором данное количество пшеницы приравнивается известному количеству железа, например: 1 квартер пшеницы = а центнерам железа. Что говорит нам это уравнение? Что в двух различных вещах - в 1 квартере пшеницы и в а центнерах железа - существует нечто общее равной величины».
Это не случайная цитата из Маркса. Эта цитата выражает основную идею Маркса о том, что обмен - это уравнение. И эта идея - ложная.
Торговля вообще - это не стремление к равенству. Это, наоборот, поиск другого товара, включая деньги, не равного тому, что есть. Торговля - это поиск более нужного, чем имеешь. Обмен состоится не тогда, когда стороны находят товар, равный имеющемуся. Наоборот, обмен состоится, когда каждая сторона находит то, чего у неё нет, и когда каждую сторону получаемый товар радует больше, чем отдаваемый.
Обмен пшеницы на железо из примера Маркса состоится при одновременном выполнении двух условий:
1) когда для владельца пшеницы 1 квартер пшеницы менее ценен-радостен, чем а центнеров железа, и
2) когда для владельца железа 1 квартер пшеницы более ценен-радостен, чем а центнеров железа.
И никакого равенства.
Обмен состоится лишь в том случае, если каждая сторона обмена предпочтёт товар контрагента своему товару.
Ценность, предпочтительность, желанность товара, радость, которую товар приносит обладателю, не предполагает никакого равенства в обмене. Именно эта ценность-радость, которая зависит от оценивающего субъекта, интересует продавца и покупателя.
Когда Маркс заговаривает о ценности, которая уравнивает товары в обмене и которую русские марксисты перевели как стоимость, то он подменяет ценность-радость ценностью-стоимостью, предназначенной лишь для одной цели: показать паразитизм капиталистов. Марксистская ценность-стоимость определяется исключительно трудом. И чем больше труда затрачено на производство товара, тем выше его ценность-стоимость. Трудовая теории ценности-стоимости верна по определению, как верна всякая тавтология. Если ценность-стоимость - это труд, то труд, конечно, определяется трудом.
Ценность-радость, конечно же, не определяется трудом. Ложность трудовой теории ценности-радости не сразу видна, потому что ценность-радость коррелирует с ценностью-стоимостью. Но корреляция и причинно-следственная связь - разные вещи. Товар не потому высоко ценится-радует, что он много стоит, не потому, что в него вложено много труда. Наоборот, в товар, который высоко ценится-радует, люди готовы вкладывать много труда.
Маркс совершенно неосновательно сводил неравноценный обмен к уравнению и искал нечто объективное, что могло уравнять разные товары в обмене. Это ложный поиск. Ценность субъективна. А та объективная ценность-стоимость, которую придумал гениальный путаник Маркс, - бесплодная конструкция, оксюморон, пригодный лишь для того, чтобы морочить голову. Этот морок Марксу удался, и он не развеян до сих пор.
ценность,
стоимость,
Маркс