Коллективизм - притягательное слово. Сразу вспоминаешь дружных мушкетёров с их лозунгом «Один за всех, и все за одного!». Смело, не считаясь с опасностями, бросаются они на помощь друг другу. Поэтому, когда я ругаю коллективизм, меня принимают за эгоиста и индивидуалиста, которому совершенно нет дела до других людей, и от которого не дождёшься помощи в трудную минуту. Упрёк в ругани коллективизма содержится и в последнем отзыве на мою книгу «Грани. Критика современного обществознания». Отзыв
здесь.
Я не против дружбы и солидарности. Я против того, чтобы одушевлять коллективы. Тех, кто их одушевляет, я называю коллективистами. И вот против этого коллективизма, против представления коллективов одушевлёнными существами с печалями и радостями я и выступаю. Мой индивидуализм, который лучше назвать гуманизмом, заключается в том, что только люди для меня одушевлённые существа, а не коллективы. Коллективы, какими бы огромными они ни были: народами, нациями и даже человечеством не обладают душой, не обладают способностью печалиться и радоваться. Этой способностью обладают только люди, а не коллективы.
Редкие мои оппоненты-коллективисты впрямую настаивают на одушевлённости коллективов. Они протаскивают свой коллективизм тихой сапой, утверждая, что люди должны подчинять свои интересы интересам коллектива. Я возражаю: у коллектива нет интересов, интересы есть только у людей, поэтому призывы коллективистов подчинять свои интересы интересам коллектива, это, на самом деле, призывы одних людей подчинять свои интересы другим людям. С какой стати одни люди должны что-то безвозмездно отдавать другим людям?
На этот мой вопрос коллективисты обычно включают свою шарманку о несводимости коллектива, которому они служат, к людям. Вот как это делал Карл Маркс: «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу»1. Эта поэтично звучащая бессмыслица уже второе столетие гипнотизирует людей, лишённых навыков логического мышления, превращает их в коллективистов.
Во-первых, общество состоит из индивидов, общающихся индивидов.
Во-вторых, связи и отношения, в которых индивиды находятся друг к другу, без индивидов - это как улыбка Чеширского кота в сказке про Алису. Не бывает общества без индивидов, как не бывает улыбки без улыбающегося.
Вера в интересы коллектива, интересы общества позволяет одним людям безнаказанно грабить других людей, прикрываясь интересами общества. Без такой веры пришлось бы грабить одних людей в интересах других людей, а это сложнее.
Коллективизм - инструмент грабителей, которые выдают себя за благодетелей, озабоченных несуществующими интересами общества.
1 Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 / Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т. 46, ч. 1, с. 214.