Что не так с "экономической наукой" (теорией)?

Aug 24, 2023 19:38



Во-первых, в её названии плеоназм: одновременно "номос" и "наука" ("теория"), а это излишество, что должно быть очевидно настоящим учёным. Ведь не называют астрономы свою науку "астрономической наукой". Просто - астрономией. Не называют и агрономы свою науку "агрономической наукой". Просто - агрономией. Так и с "экономической наукой" (теорией). Просто - экономия или экономика.

Во-вторых, и в названии предмета этой науки (а его тоже принято называть "экономикой") плеоназм. "Номос" или «логос» в названии предмета науки - излишество.  "Номос" или «логос» уместны в названии науки. А в названии предмета науки - это дурной тон. Дурной тон называть окружающую среду экологией, душу - психологией, метод - методологией, технику - технологией.

В-третьих,  и это главное, эта "наука" создаёт иллюзию, что в стране есть хозяйство: народное хозяйство или национальная экономика - и что этим хозяйством (экономикой) должно управлять государство. Если не управлять народным хозяйством (национальной экономикой), то хотя бы регулировать его (её). Эта иллюзия создаёт неправую власть, которая вмешивается в частное и не решает публичные задачи, важнейшая из которых - прекращение вражды между государствами



Экономическая наука не только не противостоит опасным социальным проектам. Она подталкивает к ним. Она не смогла защитить нас от коммунизма, и реализация этого проекта привела к многомиллионным жертвам. Она не защищает нас и от социального государства. Она не показывает как построить правую власть, власть исключительно над преступниками, где правые - люди, которые не нарушают прав, свободны от какой бы то ни было власти. Она укрепляет границы между государствами, усиливая вражду между ними.

Я далеко не первый пишу об опасности слов  «экономика», «хозяйство» по отношению к объектам, которые не являются хозяйством. Об этом писал Хайек в «Пагубной самонадеянности. Ошибки социализма»  (Пер. с англ. - М., 1992, с. 193-194).

Хайек вспомнил архиепископа Уотли, который в 1838 году предложил называть науку, изучающую рынок, «каталлактикой». «Каталлактика» происходит от греческих слов, которые означают не только обмен, но и приём в сообщество, а также превращение из врага в друга. А сам рынок, как предмет изучения, Хайек предлагал назвать «каталлаксией». Нет в предложениях Хайека никакой экономики ни для обозначения предмета науки, ни для самой науки. Хайек был убеждён, что новые названия, которые уже приняли на вооружение некоторые из его молодых коллег, будет способствовать большей ясности в дискуссиях. Но надежды Хайека не оправдались. Экономисты не отказываются от провоцирующих названий своей науки и её предмета и от экономической политики. Начинания Хайека нуждаются в продолжении.

Но «каталлактика» представляется слишком узким словом для названия науки, изучающей общение людей. Ведь общение не сводится к рынку, как полагают, например, некоторые либертарианцы (анкапы), которые даже власть предлагают сделать рыночной услугой. Важнейший феномен общения - это межа, грань, граница, которая разделяет ценные возможности между людьми, превращая их в права. Поэтому я и мои единомышленники предлагаем назвать науку об общении людей межевой теорией права или терминомией, имея в виду, что термин по-латыни - это предел, межа, граница.

экономика, терминомия

Previous post Next post
Up