«Застой - 2». Выход из застоя - в освобождении правых

Apr 29, 2021 12:10


Фонд «Либеральная миссия» опубликовал сборник статей российских экономистов. Авторы сборника: Сергей Алексашенко, Олег Буклемишев, Олег Вьюгин, Владимир Гимпельсон , Борис Грозовский (bgroz), Евсей Гурвич, Сергей Гуриев, Рубен Ениколопов, Олег Ицхоки, Наталия Орлова, Кирилл Рогов, Константин Сонин (ksonin), под редакцией Кирилла Рогова.

Меня попросили прокомментировать этот сборник. Иначе я вряд ли его прочитал.

Сборник называется «Застой - 2: последствия, риски и альтернативы для российской экономики». Своим названием сборник сравнивает современный застой, который отмечен низкими темпами роста ВВП на протяжении более десяти лет, с застоем 1976-1984 годов, за которым последовала перестройка и крушение СССР. К сожалению, дальше названия сборника сравнение этих двух застоев не продолжено.

Идейная причина первого застоя - коммунизм. Поэтому выход из первого застоя был найден в отказе от коммунизма, от обобществления ресурсов, в легализации частной жизни. Идейная причина второго застоя в сборнике обозначена смутно: политическая конфронтация, закрытость экономики… Но когда речь о конфронтации ложной политике - то это правильная конфронтация. Слово же «экономика» по отношению к стране само способствует закрытости, изоляции. И первым шагом к преодолению закрытости должно стать избавление от этого слова по отношению к стране, которая собирается выходить из застоя.

Что касается застоя-2, то для выхода из него нужно столь же чётко противопоставить важные движущие идеи, как и по первому застою: идею, которая ведёт к застою, vs идеи, которая из него выведет. Авторы сборника не сделали такого противопоставления. А это этатизм, верховенство государства, его социальность, патернализм, с одной стороны, и освобождение правых от власти государства, с другой стороны. Поскольку первая, властная идея хорошо известна, то я остановлюсь на второй идее, на идее освобождения правых от власти государства. Идея освобождения - это отказ рассматривать страну как экономику, хозяйство, которое нуждается в Хозяине - государстве. В стране миллионы хозяйств, и в каждом из них люди преследуют свои цели, а не одну общую цель. Нужно сделать так, чтобы эти миллионы добровольно сотрудничали, договариваясь и выполняя договорённости, не мешая друг другу в достижении своих целей.

Я исхожу из того, что над взрослыми дееспособными людьми, которые не нарушают прав (мы будем называть таких людей правыми) власть не нужна. Более того, власть над ними - преступная, противоправная власть. В понимании прав мы исходим из межевой теории, в которой права - это размежёванные ценные ресурсы. В этой теории нет равноправия, поскольку люди распоряжаются разным количеством ценных ресурсов, но требование не покушаться на чужое распространяется на всех, включая государство. Все, кто покушаются на чужое, включая государство - преступники.

Все современные государства в той мере, в которой они властвуют над правыми, покушаясь на их ресурсы, преступные государства. Освобождение правых от власти государства - это совершенно новый проект, в котором государство партнёр правых, а не власть над ними. Правая власть - это власть правых над преступниками, а государство законодательно регламентирует эту власть.

Как освободить правых? Во-первых, надо осознать, что такие люди - правые - есть. Во-вторых, надо дать им возможность заявить о своём правом статусе. Как это может происходить? Скажем, правый подаёт заявление в налоговую инспекцию по месту жительства. В этом заявлении он требует от государства считать его правым и перейти в отношении с ним на договорные отношения вместо властных, налоговых.

Если заявитель действительно правый, то есть взрослый дееспособный человек без судимости и на нём нет просроченных долгов, то налоговая инспекция снимает его с налогового учёта и выдаёт ему счёт государственных услуг. Этот счёт - предмет торга. Заявитель может отказаться от государственных услуг, которыми он не пользуется. Например, он может отказаться от всех или от некоторых видов государственного социального страхования. Или от государственных бесплатных больниц, школ, вузов. Или от обязательного страхования гражданской ответственности. Или от езды по бесплатным государственным дорогам. Счёт отличается от налогов тем, что зависит от объёма оказанных услуг: не получаешь от государства услуг - не платишь по счёту.

Но если заявитель на словах отказывается от государственных услуг, но продолжает бесплатно пользоваться ими, то это - воровство, правонарушение, преступление, из-за которого заявитель теряет статус правого и опять становится подчинённым государству налогоплательщиком.

Здесь могут возникнуть сложности с оплатой оборонных услуг. Думаю, что правые не поскупятся на оборону страны, государство которой освободит их от своей власти. Правое государство надо ценить и финансировать, чтобы преступные государства не навязали ему свою преступную волю, что лучше получается, когда государство хорошо вооружено. Чем больше будет правых государств, тем меньше они будут нуждаться в оружии и в армии для противостояния уменьшающемуся количеству преступных государств.

Кроме свободы от налогов, правый свободен от всевозможных разрешений и регистраций. Достаточно быть правым, чтобы ехать в любое место мира. Государство будет озабочено лишь тем, чтобы правого пустили туда, куда ему хочется, предъявляя претензии государствам, которые не уважают правых и устраивают им препоны. Правому можно всё, кроме правонарушений, которые лишают его статуса правого. Если правый захотел стать предпринимателем, то ему не надо регистрироваться и получать лицензии. Занимайся, чем хочешь, особенно когда общаешься с другими правыми. Для общения с теми, кто не получил правого статуса, нужно проявлять осторожность. С ними - как с малыми детьми: им нельзя продавать наркотики, алкоголь, оружие.

Да, наркотиками можно злоупотребить, но правым разрешено злоупотреблять своими правами, в отличие от детей, сумасшедших и преступников. Единственное, что нельзя правым - нарушать права. А злоупотребление своим правом не есть его нарушение.

Правые могут эмитировать альтернативные деньги. Они могут покупать драгоценные металлы и чеканить из них монеты со своим профилем или профилем любимого человека. Это могут быть и виртуальные монеты, за высокую ценность которых отвечают конкретные люди. Не исключено, что монеты из драгоценных металлов или виртуальные монеты станут мировыми деньгами. Можно эмитировать банкноты, которые будут обмениваться на монеты. Можно эмитировать безналичные деньги, которые будут меняться на банкноты. Лишь бы эмитенты выполняли свои обещания. Невыполнение обещания - правонарушение, преступление, из-за которого лишаешься статуса правого. При таких понятных деньгах, за которые отвечают конкретные правые люди, возможно, все забудут о мутной криптовалюте.

Если ты правый, то делай, что хочешь, ни у кого не спрашивая разрешения - выше тебя нет никого, у государства нет над тобой власти. Но советуйся со специалистами, чтоб по незнанию не наломать дров, не нарушить чьи-то права и не потерять статус правого. Правый, нарушивший чьи-либо права, престаёт быть правым, пока не возместит убытки потерпевшим.

Чтобы государство вновь не стало властвовать над правыми, необходимо, чтобы всякая попытка властвовать над правым рассматривалась как преступление, а государственный человек, пытающийся применить власть к правому, признавался преступником и лишался государственной должности, потому что преступникам не место в правом государстве. Со временем все государственные должности будут заняты правыми.

Освобождение правых эволюционным, а не революционным путём - тема достойная обсуждения. Это новая политическая идея. Полагаю, что в этом направлении надо хотя бы начать думать, иначе будет бег по кругу старых идей с воспроизводством старых проблем, в том числе опасными для существования цивилизации.

У правых с государством не властные, а партнёрские отношения. Над всеми остальными, кроме правых, государство сохраняет привычную власть и привычную заботу. Поначалу правыми рискнут стать лишь единицы. Но по мере налаживания отношений государства с правыми счёт правых пойдет на миллионы. Многие государственные организации станут частными. Они будут страховать, лечить, учить, развлекать, строить дороги, бороться с преступниками, требовать с них возмещение убытков, принуждать к работе, если у преступников недостаточно имущества для расчёта с кредиторами. Некоторые государственные организации, которые раньше заботились о росте экономики (народного хозяйства) страны и регионов, придётся распустить, потому что не будет больше народного хозяйства, а о росте хозяйств правых будут заботиться сами правые.

Государство будет принимать законы. Это будут законы, карающие за неуважение к межам. Они будут наказывать преступников, тех, кто покушается на чужое, преступает межи. Они будут устанавливать власть правых над преступниками, тем большую власть, чем опаснее преступления. Суды, по большей части, будут частными, но судить они будут по государственным законам. Исполнительная власть тоже будет по большей части частной. Это будет власть исключительно над преступниками. Руководствоваться она будет государственными законами и судебными решениями.

При освобождении правых к нам в Россию потянутся очень многие богатые правые, утомлённые чрезмерной заботой своих государств. Россия станет примером для всего мира и укором для тех государств, которые властвуют над правыми как над малыми детьми, психически больными или преступниками.
Во времена первого застоя идея освобождения от коммунизма считалась смелой идеей, но мы её осуществили. Авторы сборника верно отметили высокое качество человеческого капитала в нашей стране. С такими людьми можно даже государство сделать не начальником, а партнёром правых людей, единственная задача которого - законодательная регламентация власти правых над преступниками. А всё остальное люди сделают, руководствуясь правыми законами.

экономика, правые, правое государство, власть

Previous post Next post
Up