Михаил Дамаскин - "выражение волнообразности и кручения формы".

May 14, 2018 23:47

Уроженцы острова Крит особенно гордятся двумя выдающимися соотечественниками - художниками Доменико Теотокопулосом, именуемым Эль Греко, и Михаилом Дамаскиносом.
Конечно, известны и другие  мастера Критской школы, как, например Феофан Критский, но они всю жизнь оставались верны избранному пути, а для настоящей славы этого не достаточно ( Read more... )

Иконы, Греция, форма и стиль

Leave a comment

mmekourdukova May 14 2018, 20:10:49 UTC
Меня у Дамаскиноса раздражает вовсе не "кручение" - которого у него, впрочем, немного.

А отсутствие вкуса, отсутствие единства стиля, механическая смесь французского с нижегородским, механический пэтчворк из застывших кусков поствизантийского маньеризма - и недопереваренных кусков европейского барокко, там и здесь понатыренных и утащенных в норку.

И зуб даю, что сам-то Дамаскинос никаких теорий о "кручении" не вынашивал, он просто хотел красить "получше", попередовитее.

Reply

renardetraisin May 14 2018, 20:28:15 UTC
Ну как обычно - хотелось "как лучше":))
А кручение - оно у Веронезе - М.Д., конешно, только использовал, ничего не выдумывая, брал готовые цитаты и вставлял копи/пастом в икону.

Отсутствие вкуса - это именно то, что заставляет наших ревнителей писать о "перцептивном" КАНОНЕ:)))

Reply

mmekourdukova May 14 2018, 20:33:48 UTC
Как обычно - у тех, кто безнадежно отстал и нагоняет аврально, не пережевывая, абы схватить.

...Ну как там дела с "богословием кручения", удалось ли заставить призадуматься?

Reply

renardetraisin May 14 2018, 20:37:05 UTC
Я пока жду от Солдатова отклика, но ему, конешно, некогда в это вникать.

Reply

mmekourdukova May 14 2018, 20:43:55 UTC
Т.е. он за неделю так и не собралсо ничего сказать? фигассе профессиональная солидарность.

Reply

renardetraisin May 14 2018, 20:47:35 UTC
Нет, он кратко сказал, что механистичность этих "канонических" схем окончательно убьет в иконе все живое. Но читать тексты ему решительно не досуг:))

Reply

mmekourdukova May 14 2018, 20:53:00 UTC
Как будто там надо всё читать. Там же с двух страниц всё понятно. И в первую очередь то, что схемы эти - НЕ канонические.

Reply

renardetraisin May 14 2018, 21:07:55 UTC
А если читать - то там перловка знатная!)))
Все чужие книжки - плохие, современных иконописцев хороших нет ни одного, один автор - молодец, все про икону правильно понимает!!!

Reply

lesnnik May 16 2018, 08:08:45 UTC
Здравствуйте! С удовольствием и пользой нашел, и читаю Ваш жж. Спасибо.

Интересно, как Вы думаете: отсутствие вкуса может как-то прививаться обратно копированием (во всех смыслах, т.е. с погружением) "перцептивного" КАНОНА о котором пишут ревнители? Мне кажется, не сводится у них ВСЕ к таким крайностям, как "левкаспрорезьминерал"? Есть же там и верные, нужные мысли.
У меня складывается впечатление, что подобные крайности из них как-то искусственно вывели, "выжали". Ну не "вычитываются" они в прямом чтении "классиков". Возможно я заблуждаюсь и говорю здесь очень субъективно? Вы, все же, профессионально и давно работаете с этим.
Что Вы думаете о современном "Богословии иконы"?

Reply

renardetraisin May 16 2018, 19:22:57 UTC
Нет, на мой взгляд, не сводится ВСЕ к таким крайностям, как "левкаспрорезьминерал"!)) Есть, разумеется, и верные, нужные мысли.

Я лично с большим уважением и интересом особо слежу за творчеством двух замечательных художников-иконописцев: Александра Солдатова и Ирины Зарон. Они оба по-разному, но очень тонко и глубоко размышляют на тему церковного искусства, и не просто размышляют, но воплощают эти мысли в настоящих шедеврах.

"Богословие иконы" - как современный дискурс, меня пугает.
Там лучше благоговейно помалкивать(на моем уровне:))
Я только практическую сторону иконного дела рассматриваю - с точки зрения стратегии развития.

Reply

lesnnik May 16 2018, 20:57:38 UTC
Как Вы деликатно и тонко.. и хочется с Вами согласиться. :) Все правильно. Спасибо! Ваши слова, как пластырь!

За ссылки отдельная благодарность. Читаю с удовольствием. И, знаете, есть какое-то глубинное согласие с Вашими словами и оценками. Это со мной теперь редко бывает, все спорюсь, спорюсь.. что-то пытаюсь доказать и понимаю, что мы как приемники настроенные на разные волны, скорее всего, просто не слышим друг друга. И говорить в этом положении ничего бы не нужно, а нужно другое. Да вот несет.. :)
Спасибо Вам за жж!

Reply

renardetraisin May 17 2018, 07:23:20 UTC
Спасибо и Вам за со-чувствие!)))

Reply

renardetraisin May 16 2018, 19:27:21 UTC

Leave a comment

Up