Уроженцы острова Крит особенно гордятся двумя выдающимися соотечественниками - художниками Доменико Теотокопулосом, именуемым
Эль Греко, и Михаилом Дамаскиносом.
Конечно, известны и другие мастера Критской школы, как, например
Феофан Критский, но они всю жизнь оставались верны избранному пути, а для настоящей славы этого не достаточно.
Другое дело Эль Греко - он радикально поменял не только художественную манеру, но и веру, и неоднократно - гражданство. Михаил Дамаскин, в отличие от Эль Греко, попытался удержаться в православной традиции, но его неумолимо влекло новое искусство "Итальянского Возрождения". Как пишет
английская Wiki "Его работы находятся в традиционном византийском стиле, но с большим влиянием Венецианской живописи, главным образом Ренессанса".
Само слово "Возрождение" предполагает возврат к чему-то прежнему, подлинному, временно забытому или утраченному. Михаил, как и сегодняшние ревнители, тоже, вероятно, стремился к "истокам" настоящей живописи.
Михаил Дамаскин (греч. Μιχαήλ Δαμασκηνός; 1530/1535 - 1592/1593) родился в Ираклионе, в 1574 году уехал в Венецию (согласно русской Википедии - "для совершенствования своих навыков"). Венецианская республика в то время владела островом Крит, поэтому выбор художника был очевиден без вариантов.
На родину он вернулся через 10 лет - художником, уже вполне сформировавшимся под влиянием знаменитых итальянских мастеров - Тинторетто и Паоло Веронезе.
Чем же проявилось влияние Веронезе в работах Михаила Дамаскина?
Во-первых в композиции - многофигурные праздники и аллегории организованы в подобие барочных апофеозов.
Для сравнения - Веронезе "Триумф Венеции" и Дамаскинос "Четыре святых воина":
Композиция Веронезе повторена почти буквально. В нижнем регистре - воины на конях, которых Михаил развернул в плоскость доски, в соответствии с византийской традицией.
Однако в следующей работе - иконе Поклонения волхвов - он не удержался и воткнул таки круп коня "а ля Веронезе" на передний план - в самый центр нижнего регистра композиции (хотя по смыслу сюжета он там абсолютно не нужен, а по форме - явно вываливается из плоскости и диссонирует с традиционной иконописной стилистикой большинства фигур).
Второе принципиальное отличие новой иконописи Михаила Дамаскина - это пресловутый "крутящий момент", который теперь продвинутые мастера круга Г.Кордиса называют "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНой СИСТЕМой КАНОНИЧЕСКОЙ ИКОНЫ".
Этот прием - влияние зрелого Ренессанса, который потребовал увеличения и проработки глубины изображения.
Эта глубина итальянскими мастерами убедительно показывалась при помощи ракурсов и разворотов корпуса по отношению к голове и ногам фигуры.
Иконопись до "Итало-Критской" школы развивалась в средневековой традиции изображения в плоскости картины.В эту традиционную плоскость Михаил Дамаскин внес фигуры с "крутящим" движением - персонаж смотрит в одну сторону, плечи развернуты в другую, а нижняя часть фигуры перекручивается еще раз.
Вот эксперименты с "кручением формы" Веронезе (вариантов этой композиции несколько штук в разных музеях мира):
Даже у него этот "крутящий момент" выглядит нарочито экспрессивно.
А вот результат переосмысления идей Веронезе Михаилом Дамаскиным (не копирования, не подумайте плохого:))) - здесь сразу видна динамика и экспрессия! Но ... утрачена логика формы и естественность, которая так убедительна в традиционной византийской иконе.
При этом техника письма у Михаила Дамаскина абсолютна традиционна.
Вся "новизна" - в композиционных деталях (именно в деталях обычно что-то скрывается).