Археологический музей Ираклиона (о.Крит) обладает обширной коллекцией древних артефактов.
Множество разнообразных уникальных экспонатов отличают этот музей, он уникален даже на фоне любого музея в Греции. Здесь есть некоторое количество условно-стандартных памятников античности, встроенных в основную линию искусствоведческого дискурса и кочующих по учебникам и монографиям. Главное направление и бОльшая часть экспозиции - это так называемая "Минойская цивилизация", а после нее - переход "от дорийцев к римлянам".
Однако есть в этом музее неожиданно-оригинальные артефакты, не укладывающиеся в традиционную схему "прогресса" в изобразительном искусстве. Вот всего лишь несколько примеров скульптур, найденных в раскопках на Крите:
Согласно экспертной датировке, указанной на этикетке к этому экспонату, это 2й век нашей эры, римский период истории Крита. Но на типичного римлянина этот человек совершенно не похож.
Вот как смотрится эта голова в экспозиции, в ряду мраморных портретов той же датировки:
В этом портрете молодого человека не типично все: начиная от трактовки волос и прически, пропорций и черт лица, заканчивая абсолютно современным и очень нам знакомым выражением на лице.
Еще одна неожиданная тема - всадник в шлеме и плаще, попирающий змея.
При первом взгляде на эту керамическую пластину мы видим типичное изображение св. Георгия: здесь все нам знакомо - и контуры фигуры коня, и изгибы змея под его копытами...
И подобных керамических всадников в экспозиции музея - две витрины:
Обратите внимание на этикетку под этими экспонатами - датировка от музейных экспертов - 3-2 век до нашей эры!!! Это не св. Георгий Победоносец! Это значит что его типическая иконография уходит вглубь вековь, сохраняя найденные контуры вплоть до деталей!
И наконец еще один экспонат, который меня абсолютно поразил - это бронзовая фигура в человеческий рост, датируемая 1 в. до нашей эры.
Такой типичный "гражданин Кале" от Родена: естественность и свобода движения, и при этом потрясающе точно переданная внутренняя сосредоточенность героя.
Его детально прорисованные сандальи - единственное, что характеризует эпоху создания этого шедевра.
На мой взгляд, во всем остальном этот портрет значительно опередил свое время.
Или это свидетельство того, что мы об эллинистическом искусстве знаем слишком мало - ?