Aug 10, 2015 23:01
В который раз сталкиваюсь с "духовной мифологией" в восточных телесных системах. Есть традиция переводить вполне себе методические тексты (по ушу, цигуну, йоге и т.п.) как художественные. То бишь с метафорами. "Наматывание свитков парчи", "энергетический шар в руках", "зрение ладонями"... Всё это - художественное описание определенных эффектов (ощущений, кинестетических образов), возникающих по ходу практики. Примерно как если бы западные тренеры художественно описывали усталость в мышцах после забега. Усталость тоже в какой-то мере поэтична, но нам же не придет в голову придавать ей волшебный, мистический, а то и сакральный смысл??
(Может, кому и придет, конечно... но все поймут, что это от излишнего духовно-спортивного усердия =)))
А вот касательно восточных "терминов" у адептов еще встречается некоторый почтительный трепет и священное дрожание рук. Например, третий глаз. С ним вообще вышла шутка: к теме подключились физиологи и сказали, что на месте предполагаемого сабжа (только чуть глубже, внутри черепа) находится эпифиз, у вида homo sapiens - это эндокринная железа, также известная как шишковидная, а вот у рыб, земноводных и рептилий - вполне себе светочувствительный орган (пинеальный и парапинеальный комплексы, при желании любопытствуем в Вики). АГА!!! - закричали адепты восточных практик, - ЭТО Ж-ЖЖЖ НЕСПРОСТА!!! Наверно при особой тренировке наш эпифиз тоже способен воспринимать свет!!! (Через кости черепа, ага). Древние ведь не ошибаются (много их было потому что), а они зачем-то расположили здесь Аджна-чакру и Верхнее киноварное поле!
Что мы имеем в итоге. Множество разновидностей медитации на точке в межбровье.
ЗАЧЕМ???
Нет, реально. У нас народ дотошный, медитировали. Проверили многажды на себе. Наставник, понаблюдав своих рьяно практикующих товарищей (он реаниматолог, кстати), осторожненько говорил нам так: "Я не знаю, чего конкретно можно добиться такими техниками, но знаю, что мои знакомые, кто ими увлекался, имели плохие приходы".
Совершенно не удивлюсь. Попробуйте (точнее, лучше не надо) надолго сосредоточить внимание на каком-нибудь крупном нервном сплетении (уже не говорю об области внутри черепа). Чрезвычайный дискомфорт. Это весьма грубое вмешательство сознания в то, во что ему вмешиваться совершенно не надо. Похожий эффект имеет место при панических атаках - когда человеку начинают мерещиться критические ощущения в теле (в сердце, легких, сосудах и прочем).
А у нас же вдобавок не любят читать нормальные методички (того же дедули Айенгара) и разбираться в тонкостях практик. У нас любят простые рецепты - сиди в лотосе и сосредотачивайся в межбровье. И кончик языка прижми к нёбу (а то вопросов много задаешь).
Лучше бы (ворчу) в сиддхасане (уже не говоря о лотосе) научились нормально сидеть - больше пользы. Тем, кто с детства сидит на стульях, это дело не так уж просто, много перетянутого в спине, тазобедренной области, ногах, а отрегулировать напряжение тазового дна и расслабление диафрагмы - это и вообще запредельная задача.
Но следить за мышцами кора и грудной клетки, естественно, не так захватывающе как третий глаз!
Что же это такое?
Друзья, это эффект. Не забивайте себе голову. Я тут совершенно случайно получила третий глаз, занимаясь весьма отдаленными от темы тренировками. Я не утверждаю, что именно этот эффект имели в виду индусы, китайцы и иже. Однако я совершенно уверена, что НИ ОДИН эффект не может быть самоцелью. Это просто побочка. Да, интересная (прикольно понаблюдать). Она сопровождает практики, но практики придуманы вовсе не ради нее. Хотя некоторые приятные эффекты, конечно, мотивируют.
(Например, "вздувание" мышц! Черт возьми... как всё детски в нашем фитнессе...)))
Ну да ладно, а то заинтриговала. Вот как я получила эффект "третьего глаза". Я продолжаю практиковать активные вытяжения. О техниках для рук я тут кое-что писала, но вытягивать в принципе можно всю мускулатуру. Весну-лето я попеременно практиковала с областью таза, ног, корпуса, межреберными мышцами (в сочетании с дыханием), плечами-шеей - и лицом. В лице колоссальное число мышц. Кроме того, с точки зрения китайской медицины, тут проходит изрядно меридианов (как и через пальцы рук). Мы привыкли рассматривать в основном мимические движения, и то - полезные для общения. Изредка встречаются упражнения для тонизации лица с т.з. косметологии. Но вот с т.з., гм, йоги! что-то в масскульте не встречала ))) А жаль. Кстати, у дедушки Айенгара лицевые техники как часть асан и мудр подробно излагаются. И у некоторых китайцев (но реже, в Поднебесной не любят раскрывать коммерческих тайн) - в русле цигуна. В общем, во всех традициях с лицом работают. Иными словами, наши умные предки, писавшие про третий глаз, с большой долей вероятности делали упражнения для лица.
Если посмотреть на карту мышц лица, обращают на себя внимания круговые мышцы глаз. Смешные, как будто очки! Как думаете, что будет, если прицельно с ними работать? Вот-вот. Некоторый зрительный эффект. Некоторый фальш-образ в зрительном поле, если закрыть глаза. Поначалу он повторяет контуры этих самых очков, а затем как будто сливается в один (геометрически) "глаз" со "зрачком" в центре. И если вы спросите меня - он вовсе не над межбровьем, а смещен в сторону ведущего глаза (у меня - вправо) и в "любимую" плоскость для фиксации взгляда (у меня как у абстрактика-кинестетика - вниз).
Какой в этом образе великий смысл??? Да никакого. Разве что... ну, он вроде верстового столба, отражает определенную ступень практики и определенный тонус мышц лица. Возможно, с прокачкой эффект будет как-то развиваться. Главным образом, в нем нет ничего мистического. Не больше, точнее, чем во всех остальных явлениях мира )) безусловно, чудесных ))
вытяжения,
мои практики,
анатомия,
живое зрение