Как в Екатеринбурге собрались строить 75-метровый храм прямо над линией метро

Apr 06, 2019 01:29

В Екате идёт непрекращающая движуха и бурление в связи с предполагаемым строительством главного храма Екатеринбургской Епархии - Собор во имя святой великомученицы Екатерины, т.е. святой, в честь которой назван город (но мы понимаем, в честь кого он в свое время был на самом деле назван).
Такого храма нет, был раньше и стоял на площади Труда, но его взорвали в 1930 году. Храм имел достаточно дружелюбную архитектуру, и, жалко, что его взорвали. Был бы - не было бы сейчас того трэша, который творится в городе в связи с предполагаемым его "восстановлением".


Поцитируем дальше местами статью в Википедии про храм.

В постсоветскую историю  в 1998 году на месте бывшего храма по проекту архитектора А. В. Долгова была построена каменная часовня с 5 куполами:[Часовня св. Екатерины и фонтан Каменный цветок]



18 марта 2010 года Екатеринбургская епархия при поддержке губернатора Свердловской области А. С. Мишарина объявила о намерении восстановить Екатерининский собор на площади Труда: часовню предполагается оставить как пристрой к зданию храма, при этом должны быть снесены фонтан и зеленые насаждения, и установлена каменная ограда по периметру храма, а под самим зданием организована подземная парковка. В этот же день стало известно, что главный архитектор Свердловской области Григорий Мазаев подал заявление об уходе в отставку.
Вопрос о строительстве на площади Труда вызвал раскол в обществе - многие екатеринбургские деятели культуры, науки, политики и предприниматели высказались как «за» так и «против» строительства на данной площади. Как показывают результаты опросов, подавляющее большинство интернет-аудитории Екатеринбурга против строительства - по данным разных опросов число противников колеблется от 70 % до 92 %.Недовольство части екатеринбуржцев вызвано тем, что решение о строительстве принимается без учёта общественного мнения, при этом под застройку берётся территория общего пользования - благоустроенный сквер, один из немногих «зелёных уголков» в плотно застроенном центре Екатеринбурга; помимо этого, в настоящее время в городе много церковных долгостроев. Также указывалось, что речь идет не о восстановлении храма, а, фактически, о постройке нового - сдвинутого в сторону, современными технологиями, по современным чертежам. Кроме того, за прошедшие десятилетия фонтан тоже уже стал частью истории города.
Сделанные накануне Пасхи заявления правящего епархиального архиерея Викентия (Мораря), воспринятые многими как публичные проклятия ещё больше накалили обстановку.
10 апреля 2010 года на площади Труда прошёл митинг горожан, возражающих против строительства храма на площади Труда; на митинге, в котором участвовало, по неофициальным данным, от 4 до 6 тысяч человек, была собрана 3591 подпись против строительства.
В январе 2015 года появился проект восстановления собора в перестроенном виде. Архитектор Александр Долгов (построивший часовню св. Екатерины) предложил разнести собор и колокольню, а пространство между ними связать галереей с памятником святой Екатерине. По этому проекту фонтан на площади предполагалось сохранить на прежнем месте.
В марте 2016 года в СМИ появилось сообщение о том, что епархия отказалась от планов восстановления собора на прежнем месте. Было выдвинута идея построить храм в районе Мельковской стрелки Городского пруда на насыпном острове, причём этот проект должен был внешне отличаться от прежнего храма: новый собор предложено было выстроить в русском стиле:[Храм на воде]




Представители либеральной общественности вновь организовали митинг против строительства храма, на что власти города отреагировали и проект был закрыт.
На самом деле проект храма на воде был закрыт не по этому. Геофизик УрО РАН Анатолий Юрков выступил решительно против, доказав, что если храм будет построен, то метро может затопить.
Приведу интересные для дальнейшего расследования выдержки из интервью:[Spoiler (click to open)]

- Дело в том, что мы исследовали этот район на радоновую опасность и понимаем, что там достаточно сложная тектоническая обстановка - высокая концентрация радона, - объяснил он. - Наш бывший директор института жил на улице Мельковской, и его дом как раз обхватили стяжками, чтобы он не развалился - это случилось после строительства тоннеля метро. Многие жители, наверное, знают, что у них в домах трещины появились после прокладки линий метро. Суть в том, что когда проектировали метро, то никто не предполагал, что спустя несколько лет здесь задумают такое масштабное строительство.
- То есть после того, как возведут храм, или во время строительства, вода может хлынуть в метро?
- Такая опасность существует, но тут как природа распорядится. Есть опасность повреждения линий метро при насыпке острова и при строительстве этого храма. Опасность заключается в том, что при проектировании метро нагрузка на конструкции рассчитывалась исходя из 2-3-метрового слоя воды и нагрузки горных пород над линией метро. Сейчас получается, что мы ставим на линию метро или рядышком огромную многотонную, даже тысячетонную конструкцию… То есть естественно, что проектировщики не рассчитывали на эту нагрузку.
Когда шло строительство метро, то нарушили состояние равновесия, и произошла небольшая подвижка, но в результате этой подвижки частично западная стенка бункера Жукова, через который проходит разлом, была разрушена - образовались трещины, а вот в районе улицы Мельковской по домам пошли трещины, и пришлось их брать в металлические кольца, чтобы дома не разрушились дальше.
- Тоннель метро могут повредить при забивке свай?
- При забивке свай мы нарушаем ситуацию с проницаемостью, с пористостью горных пород, которые находятся в зоне строительства. Соответственно, мы меняем циркуляцию подземных вод, и, как она изменится, я не знаю. Может произойти такое, что, может быть, сразу, может, через год, может, через 5-10 лет она пойдёт таким образом, что может выйти в тоннель метро, и последствия будут не очень приятные. Забитие свай может привести к деформации горных пород, и, соответственно, может быть воздействие на тоннель метро.
Во-вторых, на острове возможно только свайное строительство, а их для такой конструкции нужно забивать очень глубоко, глубина метро в этом месте примерно 30-35 метров, а сваи придётся забивать примерно метров на 20. То есть при забивке свай до тоннеля они могут и не достать, но будет вибровоздействие на прочность конструкций.
- А, если объяснить с научной точки зрения, но простым языком, из-за чего может произойти затопление?
- Точка строительства этого храма находится в зоне пересечения двух разломов. Разломы - это структуры, по которым происходили перемещения горных пород, сейчас они определённым образом залечены, но тем не менее они существуют. И обычно эти зоны трассируются реками, то есть обычно по разломам текут реки. Разломы все в трещинах, и это проницаемая зона. Как раз в этом месте один разлом идёт по части течения реки Исеть - начиная от Макаровского моста, и второй разлом по Мельковке, и эти два разлома пересекаются в районе предполагаемого строительства.
- Что это значит?
- Наличие этих разломов приведёт к тому, что циркуляция этих вод может пройти по этим разломам, а у них сохранилась остаточная проницаемость. Организовав приток в эти зоны, мы получим циркуляцию подземных вод. Это просто предположение, но тем не менее оно существует.
- А просчитать эту вероятность как-то можно?
- Для того чтобы просчитать вероятность, нужно, чтобы всё построили, посмотреть, как изменилась пористость, проницаемость, как изменилась структура, только тогда можно будет подсчитать проценты и узнать вероятность. Уж если прокладка всего тоннеля вызвала подвижки, то, наверное, насыпной остров тоже вызовет какие-то изменения.
- Что необходимо сделать, чтобы было безопасно?
- Необходимо пересчитать прочность тоннеля в зависимости от новой нагрузки, которая будет. Второе - посмотреть, какое будет воздействие при забивке свай. Вполне возможно, что ударное воздействие может повредить тоннель метро.
- Если расчёты покажут, что всё хорошо и риска нет, возможно, ведь такое?
- Это идеальный вариант: проектировщики считают, что ничего плохого не случится, ставят свою подпись под проектной документацией, кто-то там наверху подтверждает - тоже подпись мэра или ещё кого-то, а через пять лет метро затапливает. Кого посадят? Тех, кто поставил подписи. Вопрос: рискнёт ли крупный чиновник поставить подпись?

Ну и в интервью приведена схема предлагавшегося тогда места для храма, разлома и линии метро:[Схема разлома и метро]




Как видно, тоннель проходит достаточно далеко от второго по счету предполагаемого места строительства.

Ну чтож, обломали "храм на воде", будет вам "храм на драме" (рядом с Драмтеатром). Народное название достаточно точно отражает суть проекта, к сожалению.

В сентябре 2018 года градостроительный совет при свердловском губернаторе окончательно согласовал концепцию строительства собора Святой великомученицы Екатерины в Екатеринбурге. Большинством голосов было утверждено место строительства храма: на Октябрьской площади на набережной реки Исеть возле Театра Драмы к предстоящему 300-летию города. Основными инвесторами строительства выступили Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) и Русская медная компания (РМК). Затраты на строительство храма предполагают также благоустройство прилегающей территории.




Зацените архитектуру - храм и его размеры внушают шок и трепет. Типичная византийская величественная архитектура заставляет рабов божиих задуматься о бренности бытия и чтобы о другом, мирском, поменьше думали. Это Вам не бывший храм Екатерины от свободолюбивых купцов горнозаводского Урала.

17 марта 2019 года на месте будущего строительства состоялся молебен в честь церковного праздника День торжества православия, собравший порядка 8 тысяч горожан и гостей города, высказавшихся в поддержку храма. В мероприятии также участвовали актёры Михаил Галустян, Сергей Безруков, Михаил Пореченков, Алексей Чадов и другие. Как архитектор-градостроитель лидер рок-руппы «Наутилус Помпилиус» Вячеслав Бутусов поддержал строительство храма святой Екатерины на площадке перед театром драмы, а лидер группы «Чайф» Владимир Шахрин, в ответе на открытое письмо одного из противников строительства заявил, что территория, на котором будет проводиться строительство, станет только лучше, а то, что она представляет собой на момент строительства не представляет собой сквер ни по содержанию, ни по официальным документам.Такие уважаемые люди мимо проходили и вдруг оказались на митинге, т.е. на молебне. Причем многие из Москвы мимо проходили.

Тогда я и обратил внимание на этот проект. Вся моя френдлента вдруг запестрила сообщениями, как это замечательно, что будет построен храм. Типичная картина этих постов такая: в течение часа с момента размещения очередного флэшмоба или фото "ущербных" противников храма страница сообщений нового поста заполняется множеством комментов одного содержания по типу "Красота!", "Я за храм!", "Храму быть!", как будто надо отчитаться о количестве комментов за храм перед кем-то (блогеры zergulio, astori_18, voxpop_66, otevalm, zheka_ural, sazhin64, kirill_potapov). После на второй странице комментариев пишется, что вообще все за храм и смотрите, против то никого нет. Ближе к концу поста появляются противники или нейтральные, которые заблаговременно не были оповещены о появлении нового поста )). Да и каждый раз объяснять там что черное - это черное задолбаешься. Короче, если ты против храма, не важно по какой причине, то почувствуй себя идиотом и нехорошим человеком.

Когда увидел где собираются строить храм, меня передернуло - там же линия метро проходит!
Трассировку метро нашел на опенстритмэпс - линия метро показана пунктиром, место для "храма на драме" красным квадратом, старое место ("храм на воде")- фиолетовым, а историческое место расположения храма на площади Труда - синим):


Кстати, после того, как стал писать об этой проблеме в ЖЖ сторонников храма, линию метро на карте опенстритмэпс поправили, расположив ее справа от храма ))
Понятно, что от этого линия под землей не переедет. Осталось найти реальную трассировку.

Получается, что 75-метровый храм планируется строить прямо над линией метро, идущей дальше под городским прудом. Ну это ничего так, в порядке вещей, 75 метров с толстыми стенами + массивный фундамент (погуглил - от 6 до 12 метров по разным методикам оценки, все зависит еще от грунта, а он на правом берегу Исети не айс) со сваями до тоннелей и дальше не передавят и не деформируют тоннели метро? Верхняя часть тоннелей находится в 30 метрах от земли (глубина заложения соседних станций метро пл. 1905 года и Динамо - 35 и 40 метров соответственно, считается от конька рельса + 5,5 метров высота тоннелей). С божьей милостью все будет хорошо?
Можно возразить, что под храмом проходит метро глубокого заложения, а строительство зданий при условии согласования с метрополитеном, специализованными проектными организациями (Уралгипротранс) не запрещено - да, действительно это так, но вот 25-этажки прямо над тоннелями не встречал. И не было согласования с Уралгипротрансом, а про "согласование" метрополитена поговрим отдельно. Да и не сильно глубокое тут заложение, еще отягощено тем, что дальше проходит под городским прудом и с плохой геологией (об этом - ниже). В позднесоветское время в вечорке постоянно писали о том, как сложно проходить (щитом) под городским прудом.

Вся документация по проекту представлена на сайте Администрации Екатеринбурга: https://обсуждения.екатеринбург.рф/discus/64

Поизучал немного.
Коммерсы строят храм там где захотела РПЦ и пришлось согласиться администрации города. Срок - до 2022 года. Взамен получают под многоэтажную застройку квартал, ограниченный улицами Валека - Февр. Революции - Ельцина - пешеходная дорога, отделяющая от здания обладминистрации. Очень лакомый кусочек. Вложенные средства в храм они отобьют за счет реализации квартир. Это бизнес, а не то, что многие подумали. Подозреваю, что за землю они ничего не заплатят.[Вид на обладминистрацию с места будущего ЖК]




стр. 2 графических материалов - видим границу горного отвода 1й линии метрополитена. Пока без храма, а его контуры на этой схеме можно увидеть за 4 страницы до конца:



75-метровый храм вписали максимально возможных размеров, по красным линиям, лишив пешеходов тротуаров (стандартная практика, чтобы все проходили через прихрамовую территорию). Это прежде всего бросается в глаза защитникам сквера и раздражает население. Дальше, справа от храма есть венткиоск метрополитена, в радиусе 25 метров до него строить ничего нельзя. Стены храма касаются этой окружности, но ступени, парапеты успешно залезли.
Файл общественных слушаний, проходивших в новогодние праздники с 21.12.2018 по 18.01.2019 г. 17й вопрос - нашелся 1 человек, который написал, что строительство храма осуществляется над линией метрополитена:[Spoiler (click to open)]




Ну т.е. ответ в стиле: не грузите всякой фигней, вообще-то строится главный храм Екатеринбургской Епархии. Важна самоидентификация и получено разрешение СанЭпиН. Про разрешение метрополитена не написано ничего.
Да и вообще, против храма могут быть только городские сумашедшие или "агенты Госдепа". Стоит ли удивляться, что общественные слушания среди допущенных к ним лиц завершились полным нокаутом противников храма: 3107 из 3309 участников высказались за храм без каких-либо замечаний. Были также учтены такие пожелания обсуждавших как установка лавочек, посадка деревьев (вопрос 11) и ликвидация скейтпарка (вопрос 16) - места сбора молодежи (ну Вы поняли...)
Том 1, стр. 14. Геология.[Геология]




Т.е. ближе к пруду массив габбро контактирует с вулканногенно-осадочными породами. Скальные грунты трещиноваты и неровны, их кровля залегает на глубине от 1 до 9 метров. Выводы чуть позже.
Ну и, наконец, главное. Том 1, 4й документ в приложениях. Письмо ЕМУП "Екатеринбургский метрополитен" за подписью и.о. главного инженера от 01.10.18 № 2449 в адрес начальника ПТО ООО "Храм Святой Екатерины":[Spoiler (click to open)]




Выдержки:
"Планируемое к строительству здание находится в границах горного отвода линии метрополитена, над сооружениями тоннеля. В связи с этим необходимо выполнить следующие условия:
1. Расчетом определить зоны влияния сооружения Храма на сооружения метрополитена, а также представить расчет несущей способности конструкций метрополитена от объекта нового строительства.
2. Выполнить специализированной организацией проект мониторинга технического состояния сооружений метрополитена, попадающих в зону застройки, на весь период строительства, а также в течении одного года после окончания работ (ГОСТ Р 57208 - 2016 "Тоннели и метрополитены").
Расчеты и проект согласовать с генеральным проектировщиком метрополитена ОАО "Уралгипротранс" и ЕМУП "Метрополитен"
Условия согласования метрополитена ... (3 письма, в материалах их нет) остаются обязательными для исполнения."
Понятно, если что случится, отвечать подписавшему. Поэтому если не предоставят то, что требует, ответственность переложат на других (неустановленных) лиц.
Далее на метрополитен явно надавливают, и 15.11.18 на письме появляется штамп "Согласовано" и приписка из 2 пунктов:
1. Проект планировки согласован
2. Условия, изложенные в письме от 01.10.18 № 2449 выполнить на стадии проектирования и строительства.
Т.е. по факту метрополитен строительство храма не согласовал. И правильно, не хочет быть стрелочником.
Только храм построят, а проблема останется.
Вот так у нас храмы строят. Нагнали общественность, бузотёров-комиков чтобы заболтать проблему. И, действительно, заболтали. Только риск возникновения ЧС резко повысили. Зато стрелочников теперь сложно будет найти.

Короче, всю эту тему, по мере изучения, размещал в комментах ЖЖ "захрамников" в качестве контртезы на массовое (в ЖЖ) ликование сторонников. Самая стандартная реакция - игнорирование, менее распространенная - там метро быть не может и все согласовано. Но Людмила otevalm этой темой озадачилась (за что ей большое спасибо!) и получила комментарий от Анатолия Константиновича Юркова - того самого ученого, после заключения которого отказались от строительства храма-на-воде:

Добрый день! Уважаемая Людмила. Что я могу сказать с учетом мнения автора письма, которое Вы мне переслали! с моей точки зрения новое место строительства храма уже не обладает той реальной потенциальной угрозой для метро и города по сравнению строительством на акватории городского пруда. В геологическом отношении площадка находится в зоне контакта габбрового массива и вулканогенно-осадочных пород. Выполненные изыскания дадут точный ответ на став горных пород в месте строительной площадки. Если площадка попадет в зону развития вулканогенно-осадочных пород, то очевидно при строительстве придется использовать свайные конструкции. Это обстоятельство, как и в любом другом случае,необходимость всестороннего мониторинга за объектами метро в те сроки, которые указаны в требованиях руководства метрополитена и проектировщика. По техническим проблемам больше мне нечего сказать.
Основная проблема, опять же с моей точки зрения, лежит в сфере социальных отношений. А в этом плане опорный край Державы и третий интеллектуальный центр России потихонечку скатывается к средневековому мракобесию.
С уважением! Анатолий Юрков.
Такое впечатление, что он недостаточно отразил, что храм строится прямо над тоннелями (храм на воде хотели построить далеко от тоннелей, но на разломе). Правда Людмила до того, как я на сайте Горадминистрации раскопал документы по проекту, поспешила разместить успокаивающий пост, что с метро все хорошо:

В личной беседе Анатолий Константинович сказал, что планируемое возведение Храма не расположено непосредственно над пролегающим под городским прудом тоннелем, а находится рядом и строительные работы не окажут разрушительного воздействия на линию метро.

Осталось теперь разобраться хотя бы в первом приближении с этими породами по геологическим картам Екатеринбурга:[Место строительства храма на геологической карте Екатеринбурга]


[Место строительства храма на карте разломов и радоноопасных зон]




Что же получается? А получается, что на мой взгляд, с точки зрения геологии, по этим картам место для строительства храма выбрано очень плохое, наверно даже хуже, чем место для храма-на-воде. Во-первых, место расположено на вулканногенно-осадочных породах, а значит, потребуется использование свайных конструкций. Для такого огромного храма - метров 20 наверно, не меньше. По второй карте получается, что храм будет стоять на 2 разломах как на разъезжающихся (или сходящихся) лыжах: один разлом идет вдоль кромки Городского пруда, второй - вдоль улицы Ельцина. Разломы сходятся у театра драмы. Далее - это радоноопасная зона, т.е. высока вероятность образования трещин на зданиях, через которые идут разломы, проходящие через место строительства. Конечно, все это поправимо, но только если бы под площадкой строительства не проходили тоннели метро. При ударном воздействии от забивания свай высока вероятность просачивания в разломы воды, которая может в самый неподходящий момент, на этапе строительства или после, хлынуть в тоннели метро.

Найдется ли высокое должностное лицо, которое гарантирует, что тоннели метро не пострадают от стройки храма, что их не затопит, что не надо будет делать дорогостоящих работ по восстановлению линии метро?
Почему для этого храма подбираются самые неудачные и я бы сказал, наглые решения? Например, на площади Труда хотели не просто возродить храм, а сделать подземный гараж для нужд высокопреосвященных персон. Неудачнее места для храма чем сейчас, наверно нет, но и прошлое поражало своей наглостью. Зачем 75 метров??? Эти 75 метров все равно до рядом стоящих небоскребов не достанут. Чем меньше высота храма, тем кратнее снижается риск возникновения ЧС. Потом эти "святые" люди обвиняют народ, что он против храма. Например, господин Михеев вещает, что Екатеринбург проклятый город, что на народ действует дурное наследие Ельцина, занимаемся русофобией и разрушением России. По-моему, он полюса попутал. То ли дело, в его родной бетонной деревне Ховрино на месте местного бомжатника возник храм с золотыми куполами...
Народ не против храмов как таковых, народ против той наглости, с которой эти храмы насаждаются поперек законов физики, геологии и здравого смысла. Да потому что разрушаются облагороженные места отдыха горожан. Чего стоит только эта имитация общественных обсуждений, где на вопрос про линию метро под храмом просто умолчали.
Но даже в застроенном центре, где полно храмов, можно найти место для храма. Например, на пустыре Белинского-Фурманова. Или далеко ходить не надо - почему бы уважаемым инвесторам вместо многоквартирного дома напротив обладминистрации не построить столь желаемый ими храм? Там тоннелей метро нет и геология, хоть и рядом, но уже другая, лучшая.

Длинный пост получился. Но для меня было важно донести проблематику строительства храма и серьезного риска ЧС. Если дойдет до нужных адресатов - хорошо, если нет - все равно нужно, чтобы хоть где-то в открытых источниках был озвучен этот риск.

UPD. Дополнение от разбирающегося в теме человека, не захотевшего раскрываться (за содействие спасибо tressa_de_foks):

"Храм на воде действительно попадал на разлом под толстым слоем ила, забивать туда сваи - ну, так... Трясучка по всем окрестностям пошла бы.

Письмо в УГТ тогда приходило, просили согласования, УГТ ответил, что надо считать влияние на метро. Всё затихло, храмину перенесли на Драму, тихо-мирно состряпали проект и отправили в экспертизу. Экспертиза проект без расчётов влияния завернула, и вот весной в УГТ снова обратились. Кажется, пост по ссылке ещё раньше был написан)

К сожалению, под Драмой залегает мощный слой скалы, и по расчётам эта громада проходит. Метрострой тоже согласовал, но с учётом проведения мониторинга, чтобы отслеживались малейшие подвижки грунта. Так уже делали на других объектах.

Геология у нас по региону совершенно безумная. В пяти метрах в сторону от мощного слоя торфа можно запросто наткнуться на скалу. В районе рек это ещё сильнее проявляется, и если со дна нельзя выгребать ил, как предлагалось в одном из прежних вариантов, чтоб река не прорвалась в метро, то на берегу этим уже не отбрехаться (

В объект уже вбуханы большие деньги, это уже не просто фантазии. Сомневаюсь, что в этот раз место строительства перенесут (". (с)

"Уточню: оказывается, расчёты ещё не завершены. Как по мне, это очень похоже на реальность, когда проект ещё не прошёл экспертизу, но рабочка уже в разгаре, и стройка идёт, не соблюдая ПОС, патамушта сроки. Как же я ненавижу этот бардак..."

вредительство, метро, Екатеринбург, храм

Previous post Next post
Up