Трудности и методы оценки урбанизации

Jul 07, 2021 01:09

Решил написать аналитический пост про то, над чем работаю в последнее время (в свободное от работы время :) )

Как оценить урбанизацию? Ответ вроде простой - смотрим долю городского населения в общем населении страны или территории ( Read more... )

Россия, урбанизация, агломерации, координаты, Екатеринбург, урбан-ареалы, население

Leave a comment

Comments 25

sevabashirov July 7 2021, 07:52:57 UTC
И тут меня посетила идея оценивать УА во времени исходя из гравитационного критерия по численности населения населенных пунктов и удаленных микрорайонов городов, как оцениваю границы метрополитенских ареалов (МА), только степень еще необходимо эмпирически определитьПо этому поводу уже приводил тут соображения ( ... )

Reply

reissig July 7 2021, 13:25:13 UTC
Да, помню сей ход мысли.
Зависимость думаю находить эмпирически - для всех н.п. расстояние по прямой как среднее между минимальным что не входит и максимальным что входит. И по каждой агломерации насколько хватит запала - по автодорогам для н.п. более 5 т.ж.

Reply

sevabashirov July 7 2021, 13:33:01 UTC
Да, а в базе координат помимо н.п. по идее должны быть отдельно микрорайоны крупных городов, особенно удаленные от центра. Да и в принципе районы, даже в монолитном ядре, желательно. И тут логично обратиться к адресной базе ЦИКа.

Reply

reissig July 7 2021, 13:48:00 UTC
А есть вообще у кого-нибудь скачанная база УИК с адресами и количеством избирателей? А то каждый раз лезть в каждый УИК на сайте ЦИК муторно

Reply


doncunita2 July 7 2021, 12:29:34 UTC
Всё-таки, в большинстве случаев н.п. с городским статусом - это реальный город, а н.п. с сельским статусом - это реальное село. Исключения бывают, но редко. То же Кудрово уже получило статус города. А кубанские станицы, не смотря на размер, это - н.п. сельского типа с преобладанием сельской экономики.
Так что, официальные данные (за небольшим исключением) вполне отражают реальную картину.

Reply

reissig July 7 2021, 13:45:56 UTC
Возьмем тот же Краснодарский край. Каневская станица больше по населению, чем 10 городов в крае (это без учета того, что она слилась со Стародеревянковской, вместе с ней будет 57 тысяч населения и опередит еще 4 города). С другой стороны, город Хадыженск меньше по населению, чем 12 станиц в крае. И таких регионов с размытыми границами между городом и селом подавляющее большинство.

Reply

doncunita2 July 7 2021, 16:08:55 UTC
Так ведь город/село определяется не количеством населения, а структурой занятости. Там, где большая часть производства - это промышленность - город, там, где - сельское хозяйство - село.
Поэтому Каневская - село, а Верхоянск - город.
А есть ещё городские посёлки (пгт), население которых тоже считается городским. И не важно, сколько его, важно, где оно занято - в промышленности, или в сельском хозяйстве.

Reply

reissig July 7 2021, 16:47:19 UTC
Со структурой занятости еще больше неясного. Те же города сверху и снизу списка по населению Краснодарского края ничем от Каневской не отличаются. Как доказать, что у них другая структура занятости и откуда брать информацию?
Тем более по сравнению с СССР большинство заводов позакрывали, да и сельское хозяйство в большом упадке (за исключением юга России).
Считаю что критерий занятости в сх очень субъективен и давно устарел.

Reply


nkps July 7 2021, 18:45:25 UTC
Думаю, надо задать вопрос зачем оценивать урбанизацию. И исходя из ответа отделять те данные, неполнотой или неточностью которых можно пренебречь, от тех, на которые направить вычислительные усилия.

Reply

statistic_rus July 7 2021, 20:29:32 UTC
1) демографический прогноз и прогноз численности населения крупнейших агломераций
СКР в сельской местности > СКР в городской > СКР мегаполисов

2) доля населения проживающего в урбанареалах выше определенной численности и на небольшом расстоянии от них важнее урбанизации (хотя что же такое урбанизация, если определяющий критерий частное жилье/многоквартирные дома, то это уже немного другое)

Reply


statistic_rus July 7 2021, 20:23:03 UTC
1) за рубежом часто выделяют три категории: городское, сельское и пригородное население
У нас так бы тоже было бы не плохо, ибо что это за сельское население в пригородах мегаполисов такое?

2) Да и вообще не понятно, что творится со статусом населенного пункта в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) - являются ли официально Троицк, Пушкин и Балаклава городами?
Вродь как ОКТМО у нас потихоньку берет верх над ОКАТО. Политика Москвы в этом отношении, такова что внутри субъекта "ГФЗ Москва" остается только один населенный пункт - г. Москва. Правда тут мне не понятно: сейчас у Москвы выделяют сельское население, получается, его выделять перестанут?

3) Альтернатива - расстояние по прямой с введением поправочного коэффициента к расстоянием в автодорогам (что-то типа 1,15, возможно придумается какая-то его градация).
Если прям заморачиваться, то сложные случаи(противоположный берег Волги у г. Самары) нужно отдельно рассматривать.

4) 5 методов оценки населения городавобщем-то все имеют право на жизнь - главное ( ... )

Reply

reissig July 8 2021, 11:57:28 UTC
1) есть примеры как они это делают?, очень интересно ( ... )

Reply

statistic_rus July 8 2021, 14:48:53 UTC
1) не смотрел, но мне запомнился запрос от иностранного исследователя про выделение городских, сельских и пригородных территорий, и какие ученые у нас подобными вещами занимаются. Автора не помню, но как выйду из отпуска - поищу, напомни только)
2) Росстат, по крайней мере Колпино, Зеленоград, Балаклаву и т.п. как отдельные города не выделяет
3) Так в сильно изрезанном высокогорье и агломераций крупных не будет
5-6) Ты бы как Уфу поделил?Зависит от наличия данных (тех же пасс потоков) и того насколько удобно их дробить/агрегировать так, как мне нужно. В идеале - чем дробнее, тем лучше, но с удобной возможностью объединения. Если пасс потоки - то привязал бы ко всем основным перекресткам/кварталам или остановкам общественного транспорта. [хотя это я уже немного отклоняюсь от вопроса ( ... )

Reply


nikola_rus July 9 2021, 21:15:46 UTC
Даже просто в википедию даже существующие сейчас все населённые пункты не забиты.

Мне кажется за неподъёмную задачу берётесь

Reply

reissig July 9 2021, 22:14:05 UTC
Попробую, если что найду пути обхода. Но базу 2002 года интегрирую с 2010 и координатами. Большая заморочка с поиском координат, особо Республика Тыва порадовала, но решаемо.

Reply


Leave a comment

Up