Nov 12, 2020 02:11
У меня сегодня день рождения, 68 лет, и я вот подумал две разных вещи.
Первая - это 2 концерт Брамса.
У меня есть в голове большой список того, что хотелось бы успеть понять, послушать и прочитать. Сейчас реализую один из самых трудных пунктов - прочитать Фауста по-немецки. Фантастический опыт.
И вот вторую неделю в шоке от попытки реализовать ещё один пункт - разобраться во 2 концерте Брамса.
Мой опыт игры на рояле - больше виртуальный, поскольку редко бывали периоды, когда было достаточно возможностей позаниматься, чтобы что-то доучить, так что я больше пишу о том, что, как видел тогда, нужно сделать, и как сделать, чем о реальных достижениях.
В один из таких периодов я выучил 1 концерт Брамса, и до сих пор очень его люблю, а вот второй как-то всегда оставался далеко от моего сознания. Я и не пытался понять и не слушал его особо - и без того было море увлекательных вещей, но однажды какой-то пианист не из великих очень вдруг открыл мне там море красоты, но какой-то скрытой.
И вот две недели назад я нашёл купленный ещё давно петерсовский клавир, и стал перед сном его изучать.
Это сразу был шок. Сложнейшие наложения ритмов и каскады многозвучных аккордов с размахом на всю клавиатуру плюс невероятно сложное гармоническое развитие.
Я попробовал посмотреть дальше, и 2 часть - Allegro Appassionato - сначала показалась попроще, да и интонации давно в ушах, однако через пару страниц опять началось... И в остальных частях фантастически сложная разработка исходных мотивов - сложная во всех отношениях: гармонически, фактурно, ритмически и как хотите.
Таки начну со второй - в ней разобраться немного проще, а первую оставлю на потом.
Я привык думать, что 3 Рахманинова, 2 Прокофьева и 2 Брамса - три самых трудных концерта. Теперь я знаю, что 2 Чайковского труднее их всех вместе взятых, но в нём море пустых нот - дребедени, имитирующей оркестр, исполнение которой на ф-но ничем не оправдано, и объясняется только полным непониманием Ильичом этого инструмента.
Однако теперь я считаю самым и гораздо более трудным именно 2 Брамса. 3 Рахманинова - это много нот и виртуозности, но он совершенно понятен и шокирующе красив, все эти ноты безумно приятно учить, и сможете вы их сыграть или нет - это только ваши личные проблемы.
2 Прокофьева куда труднее технически и гармонически, но трудности там, в основном, технические, хотя совершенно нетривиальны, и музыка вполне ясна, при всей своей экзотичности и фантастичности, а вот 2 Брамса - это какое-то бесконечно глубокое наслоение идей и перекличек между ними в рамках классической гармонии, а технические, то есть фактурные, трудности в нём носят совершенно иной характер - требуется абсолютное владение всеми видами, поскольку на небольшом пространстве следуют одна за другой все известные техники в предельно сложном выражении.
Век живи ))
Слушать записи великих не буду, пока сам не разберусь. Я никогда не считал себя гением, но никогда и не сталкивался с чем-нибудь таким, что не был бы в состоянии понять. Это - вызов.
Наверное, кому-то смешно читать эти рыдания дилетанта, но вот - такое случилось со мной )) Смеющихся прошу в студию - рассказать о своих отношениях с этим концертом.
Вторая тема - совсем другая.
Я не праздную свои дни рождения, но сегодня мы немного посидели с мамой,оторой 94 года.
Один из тостов я придумал - за наш Город и везение родителей, заключающееся в том, что они туда попали тогда. Везение совершенно фантастическое, для мамы как женщины - вдвойне: такой перекос после войны, а она вовремя вышла замуж, и так удачно, что хорошо прожили всю жизнь, в том числе - в бытовом смысле. И это не было результатом намеренных усилий или следования каким-то великим принципам, просто уникальная в истории ситуация: они ехали в глухую глушь без всяких обещаний и перспектив - на 4 курсе ЛЭТИ отцу как отличнику человек из органов предложил повышенную стипендию (реально сильно повышенную, он на неё мог поддерживать своих) в обмен на подписку, что поедет по распределению, куда пошлют. Это был тот бериевский набор лучших специалистов из всех вузов на атомный проект.
Мама вспомнила, что когда они приехали, у них был с собой только примус. Кстати, я никогда не видел примусов. И сказала, что у неё где-то хранится листок с планом распределения первой зарплаты: там купить отцу что-то типа штанов, то да и сё и - 200 граммов конфет «Балтика». Так и покупали первое время по 200 г конфет для неё - В МЕСЯЦ. Шоколадных она тогда вообще не видела и не знала, а зарплаты, оказывается, сначала были очень маленькие, и реально они не могли себе позволить больше, особенно при том, что у них не было абсолютно ничего насущного. Снабжение и жизнь наладились где-то к концу 50-х, а первые годы они ходили на работу параллельно колоннам заключённых, строивших завод, и жили не лучше - 2 семьи с будущим директором и другом через занавеску в комнате.
Это и было начало советского атомного проекта, я о нём больше напишу в следующем опусе.