Порох пропаганды

Oct 01, 2018 02:19





Издревле так повелось, что одним из самых извилистых и тернистых периодов и вех в истории человечества, сопровождающихся чередой суровых испытаний, смут, войн, а также сломом систем и даже исчезновением целых государств, являлось и является по сей день - начало нового столетия.

Старт отдельно взятой, конкретной эпохи, так или иначе, был сопряжен не только с междоусобными распрями и вооруженными противостояниями (различающимися лишь по масштабу и степени вовлеченности государств с их народонаселением), скорее, они выступали прямым следствием технического прогресса, который твердой поступью приходил на смену архаике. Возьмем, к примеру, 19 век, который еще принято именовать - «железным». Поэт-современник писал о нем: «век шествует путем своим железным». Этот исторический этап ознаменовался целой россыпью научных открытий и прорывов, способствовавших техническому скачку (переходу на новый технологический уклад): начиная от чудодейственных свойств пара, которые приняли потом вполне реальные очертания поршневой паровой машины, обретения электричества, и, заканчивая двигателем внутреннего сгорания, а также металлопрокатом, коий стал составной (неотъемлемой) частью промышленного производства, в т.ч. военного назначения.





Последствия этой стремительной индустриализации, ставшие предвестником «войны моторов», нам сегодня хорошо известны. И дело тут даже не в борьбе идеологий и строев, которые, в конечном счете, столкнулись между собой. Ведь коммунизм на всей планете так и не наступил, и, боюсь, не наступит. Человечество так устроено. Экспансия, вот что движет теми, кто сидит на вершине, являясь его поводырём. Совершенствуя лишь системы вооружения и методы воздействия на массы. И в этой связи, каждому времени свойственен свой, особый арсенал таких средств нападения и защиты.



Таким образом, в наш век, который зовется веком высоких информационных технологий (включая нанотехнологии) на первый план выступает вовсе не суперкомпьютер с аддитивными навыками, а самым смертоносным орудием является, отнюдь не высокоточные ракеты (различной модификации и начинки), полоний и «новичок» или даже бактериологическое оружие.



В условиях давно идущей сегодня третьей мировой, информационной войны, самое действенное, совершенное оружие - это пропаганда.



Базовым элементом которой, своего рода её порохом, является информация. Информацией можно торговать, владея ей (определенного, специфического свойства) можно стать, по истине, могущественным политическим деятелем (без преувеличения, в мировом масштабе), также она может и убить, как своего носителя, так и передаточное и конечное звено, наконец, она способна побудить к войне, а еще, стать предтечей, прологом к будущей победе.

image Click to view



Но вернемся к основному предмету обсуждения, источнику целенаправленного (умышленного) распространения информации - пропаганде. Итак, что же такое пропаганда, какие виды её существуют, как она действует, и почему сегодня она стала, по сути, именем нарицательным, а проще говоря - ругательством?!

Пропаганда (от лат. propaganda - подлежащее распространению) -популяризация и распространение политических, философских, религиозных, научных, художественных или иных идей в обществе, посредством устной речи, средств массовой информации, визуальных или иных средств воздействия на общественное сознание.

Виды пропаганды. Для их описания, воспользуюсь классификацией и отдельными авторскими характеристиками, приведёнными Владимиром Яковлевым в его ранее опубликованном материале. Поскольку, мы, если кто не забыл, находимся в состоянии войны, поэтому и перечень используемых методов пропаганды будет самый, что ни на есть, боевой.



Метод «гнилой селёдки»: суть его сводится к следующему, подбирается заведомо ложное обвинение. Причем, самое важное, чтобы оно было максимально грязным и скандальным, порочащим объект вброса. Например:  мелкое воровство, или, скажем, растление детей, или убийство, желательно из жажды наживы.

Цель «гнилой селедки» заключается не в том, чтобы обвинение доказать. А в том, чтобы вызвать широкий общественный резонанс, желательно публичный. Несправедливости и НЕоправданности. Как такое возможно, в голове не укладывается?!

Человеческая психика устроена так, что, как только обвинение становится предметом публичного обсуждения, неизбежно возникают его «сторонники» и «противники», «знатоки» и «эксперты», оголтелые «обвинители» и ярые «защитники» обвиняемого.

Но вне зависимости от своих взглядов все участники дискуссии снова и снова произносят имя обвиняемого в связке с грязным и скандальным обвинением, втирая, таким образом, все больше «гнилой селедки» в его «одежду», пока, наконец, этот «запах» не начинает следовать за ним везде. А вопрос «убил-украл-совратил или все-таки нет» становится главным при упоминании его имени. Одним словом, виновен или нет, субъект становится носителем клейма, смыть которое (в сознании людей) не представляется возможным. Есть хорошая поговорка на эту тему: «добрая слава лежит, а дурная бежит».



Метод «перевернутой пирамиды»: этот метод является важным дополнением к «гнилой селёдке». Перевернутая пирамида - это специфический, как правило, дозированный способ подачи информации. Сперва, авторами приводится яркий, кричащий заголовок, желательно скандальный, по аналогии с предыдущим методом. Расчет идет на то, что обыватель отфиксирует его в своем сознании, как базовое представление о событии. Следующий ярус пирамиды, в том случае, если читатель все же будет дальше вникать в текст, также наполнен негативом, следовательно - мнение сформировано. Ну, и, наконец, третий ярус, до которого, как правило, дело не доходит, он подается весьма в демократичных тонах. Примеры тому, самые броские заголовки в нашей прессе, которые призваны, сходу сформировать наше оценочное суждение, положим, нашумевшее дело Скрипалей (по крайней мере, первые серии этого «шпионского эндшпиля»).



Метод «40 на 60»: придуманный еще отцом нацисткой пропаганды, Йозефом Геббельсом. Он заключается в создании СМИ, которые 60 процентов своей информации дают в интересах противника. Зато, заработав, таким образом, его доверие, оставшиеся 40 процентов используют для чрезвычайно эффективной, благодаря этому доверию, дезинформации. Во время Второй мировой войны существовала радиостанция, которую слушал антифашистский мир. Считалось, что она британская. И только после войны выяснилось, что на самом деле это была радиостанция Геббельса, работавшая по разработанному им принципу «40 на 60».



Также к детищам Геббельса принято относить и метод «БОЛЬШОЙ лжи»: суть его заключается в том, что придумывается и запускается в СМИ самая гнусная и чудовищная ложь, в которую просто невозможно поверить.

Фокус в том, что хорошо продуманная и правильно скомпилированная «большая ложь» вызывает у слушателя или зрителя глубокую эмоциональную травму (вплоть до психологической), которая затем надолго определяет его взгляды в отношении «предмета нападок» вопреки любым доводам логики и рассудка.

Особенно хорошо работают в этом смысле, вымышленные описания изощренных издевательств или надругательств над детьми, женщинами или людьми преклонного возраста. Например, «акт сексуального насилия» осуществлённого боевым офицером (командиром) над ребенком, да простит меня, уважаемый Игорь Иванович. 



Метод «абсолютной очевидности»:  рассчитан, что называется, на игру в долгую. Вместо того, чтобы что-то доказывать, вы подаете то, в чем хотите убедить аудиторию, как нечто очевидное, само собой разумеющееся и потому, безусловно поддерживаемое преобладающим большинством населения.

Несмотря на свою внешнюю простоту, этот метод невероятно эффективен, поскольку человеческая психика автоматически реагирует на мнение большинства, стремясь присоединиться к нему.

Единственное, важно помнить, что большинство обязательно должно быть преобладающим, а его поддержка абсолютной и безусловной - в ином случае, эффекта присоединения не возникает.

Однако если эти условия соблюдаются, то число сторонников «позиции большинства» начинает постепенно, но верно расти, а с течением времени увеличивается уже в геометрической прогрессии - в основном за счет представителей низких социальных слоев, которые наиболее подвержены «эффекту присоединения». Одним из классических способов поддержки метода «абсолютной очевидности» является, например, публикация результатов разного рода социологических опросов, демонстрирующих абсолютное общественное единство по тому или иному вопросу. Методики такой пропаганды, естественно, не требуют, чтобы эти отчеты имели хоть какое-то отношение к реальности.



И, наконец, добавлю от себя, старый добрый метод «Отвлечения на негодный объект»: за основу берется пугало, которым стращают народ, чтобы отвлечь «коллективное бессознательное» от насущных проблем, как своих собственных, так и страны в целом, и в нашем случае, этим «антиподом-страшилкой» выступает Украина. Вот свежий, характерный пример.

image Click to view



Хочу особо подчеркнуть, что все эти методы работают и поныне, и пусть вас не смущает, что некоторые из них взяты на вооружение еще со времен фашистской Германии, ничего нового все равно не придумали, главным здесь является то, что их стали применять не только, по обыкновению против вооруженных сил противника, но и гражданской аудитории и надо признать, весьма эффективно.



Как действует пропаганда

В основе психологического воздействия пропаганды на подсознание человека лежат принципы Нейролингвистического программирования (НЛП). Смысл подхода заключается в следующем: путем монотонных, систематических речевых итераций (используя определенные языковые конструкции) стремление навязать индивиду «правильный» образ мыслей и стратегию поведения, необходимых манипулятору.

В данном случае, возьмем классический пример «зомбоящика», призванный сформировать у человека картинку в отношении отдельно взятого, важного политического или социально-значимого события, но, таким образом, чтобы этот человек думал, что это он сам пришел к такому мнению/выводу, без посторонней помощи. Или наоборот, посеять в нем сомнение - червоточину, если его изначальные суждения в корне отличаются от тех, которые необходимо навязать манипулятору.

Живой пример: в пору активной фазы боевых действий на Донбассе в 2014 году, ополченцы, которые находились в осаждённом Славянске, имевшие доступ к телевизору, рассказывали, как работала, так называемая «украинская пропаганда». Последовательно, излагая одну и туже «сакральную  мысль» (время от времени, меняя порядок слов), с регулярной периодичностью, в строго определенные часовые интервалы, пользуясь всем арсеналом психотехник, в т.ч. и грамотно подобранным видеорядом, шло повествование об успехах и высоких смыслах той войны с точки зрения украинской самостийности. Некоторые наши бойцы и даже командиры, на мгновение, даже засомневались в собственной правоте.



Суггестивные методы, в миру - гипноз. Во время эфирного вещания - ввод человека по ту сторону экрана в состояние легкого транса, путем жестикуляций и специальных речевых фраз. Например, замечательная передача Дмитрия Киселева «Вести недели». Заглавная фраза, приветствие: «Это вести недели - смотрите сейчас!», и обратите внимание (!) на характерное движение его рук.

image Click to view



Кстати, супруга Дмитрия Константиновича профессиональный психолог.

В общем, можно еще долго и обстоятельно размышлять на эту тему, понятие «пропаганда» имеет множество личин и оттенков, которые способны вызвать у здорового человека когнитивный диссонанс.



Приведу личный пример её воздействия на себя любимого. Снова возвращаюсь в 2014 год. На этот раз победоносный для нас март месяц, когда Крым вернулся в родную гавань. Отчетливо помню, как в патриотическом угаре «Крымнаша», впервые забрел на сайт, скажем так, с отличной от официальной точкой зрения на эти события (не украинский). До сих пор остался неприятный привкус того состояния. Стало, вдруг дурно от того, что там опубликовано, на аргументацию внимания не обратил от слова совсем (как оказалось впоследствии, часть аргументов приведенных там, мягко говоря, имеет право на жизнь). Несколько дней чувствовал недомогание и эмоциональный спад. Одним словом, это не миф, что информацией можно в буквальном смысле отравиться, как едой.



А посему, призываю всех выключать эмоции, а вместе с ними «шайтан коробку», главный рассадник дешевой, плохо слепленной пропаганды.

Читайте книги, в особенности художественную литературу и классику, и не забывайте скользить по волнам интернета, только, пожалуйста, посещайте проверенные сайты и листайте блоги с хорошей репутацией авторов. А уж выбор в их пользу, исходя из собственных предпочтений, каждый сделает для себя сам.

Но помните: кто владеет информацией и умеет её правильно подать и использовать, тот сегодня владеет миром! А пропаганда, в моем представлении - это своего рода искусство, только в нашем случае с явным негативным оттенком.



https://zen.yandex.ru/media/id/5b7175bc96783100a94fa6ec/poroh-propagandy-5bb15a89f4620d00a9a047d5?from=editor






Украина, пропаганда, внутренняя политика

Previous post Next post
Up