апофатическое понимание Бога

Feb 09, 2016 09:11

Это в продолжение предыдущей темы. Если помедитировать (=поразмышлять) над таким пониманием Бога - оказываюсь в пустоте, без опоры, все системы координат теряют свою жёсткость, становятся под вопрос. В том числе все положения православного догматического богословия. И потому это апофатическое понимание Бога есть угроза для православного учения, вообще для православия. Но несмотря на это Вселенские Соборы не объявили его ересью. Видимо потому что понимали что очень много правды в таком понимании Бога. А разрушительное действие такого понимания нивелируется просто малым упоминанием о нём, вытеснением на задворки православного сознания и дискурса. Отрывок из Дионисий Ареопагит "О таинственном богословии":

Глава 5
О том, что вследствие Своей запредельности Бог как Причина умопостигаемого бытия не является чем-либо умопостигаемым

Обращаясь к той же теме, (дерзаю) утверждать следующее: Бог - это не душа и не ум, а поскольку сознание, мысль, воображение и представление у Него отсутствуют, то Он и не разум, и не мышление и ни уразуметь, ни определить Его - невозможно; Он ни число, ни мера, ни великое что-либо, ни малое, ни равенство, ни неравенство, ни подобие, ни неподобие; Он ни покоится, ни движется, ни дарует упокоение; не обладает могуществом и не является ни могуществом, ни светом; не обладает бытием и не является ни бытием, ни сущностью, ни вечностью, ни временем и объять Его мыслью - невозможно. Он ни знание, ни истина, ни царство, ни премудрость, ни единое, ни единство, ни божество, ни благость, ни дух - в том смысле как мы его представляем, ни сыновство, ни отцовство, ни вообще что-либо из того, что нами или другими (разумными) существами может быть познано. Он не есть ни что-либо не сущее, ни что-либо сущее, и ни сущее не может познать Его в Его бытии, ни Он не познает сущее и бытии сущего, поскольку для Него не существует ни слов, ни наименовании, ни знаний; Он ни тьма, ни свет, ни заблуждение, ни истина; по отношению к Нему совершенно невозможны ни положительные, ни отрицательные суждения, и когда мы что-либо отрицаем или утверждаем о Нем по аналогии с тем, что Им создано, мы, собственно, ничего не опровергаем и не определяем, поскольку совершенство единственной Причины всего сущего превосходит любое утверждение и любое отрицание, и, обобщая: превосходство над всем совокупностью сущего, Того, Кто запределен всему сущему, - беспредельно.

Дионисий Ареопагит, медитация

Previous post Next post
Up