метод как оторвать сердце от мира

Feb 14, 2016 02:38

Почему мне нравятся лекции-проповеди Корепанова К.В.? Вот он разбирает например слова прп. Макария. Если бы я сам прочитал эти слова - то да, я бы нашёл в них мудрость, удовольствие и пользу получил бы от понимания и размышления над ними. Но комментарии Корепанова К.В. открывают мне больше чем непосредственно слова прп. Макария. Он мне его слова раскрывает так, как сам бы я их не раскрыл. Почему он так может? Видится три причины:
1. он умней меня. Ну хорошо, поучусь у умных.
2. он воспринимает слова прп. Макария в контексте всего святоотеческого богословия. Которое ему известно, а мне нет. И в комментарии получается уже не только сам прп. Макарий, но и вся святоотеческая мысль.
3. То есть комментарий равен мысль прп. Макария плюс вся святотеческая мысль. Но и это ещё не всё. Ещё плюс вся (ну или по-крайней мере многая) современные психология и философия, под которые заточен (настроен на них) ум современного человека. Он же тоже их хорошо знает, и они присутствуют в комментарии, и делают его более понятным и более убедительным для меня.
Вот ещё отрывок, из лекции-проповеди "Читаем Добротолюбие. Макарий Великий. Молитва как явление огненной силы":

По мысли прп. Макария, ум привязывается к Богу, а потом, привязавшись к Богу, он наполняет собой сердце. И вот когда ум, прилепившийся к Богу, наполняет собой сердце, тогда сердце пленяется духовными возвышенными помышлениями и отрывается от мира. Потому что важно именно сердце оторвать от мира. Ведь если мы не сделаем этого, то сердце само по-себе погружено в мир. Оно любит эти видимые, ощутимые приятности, удовольствия, проявления чувств, всё то что есть в этом мире, и другого ничего не знает. Только ум, прилепившийся к Богу, ум... молитвенных устремлений в течение дня совершаемых, или утреннее-вечернее правило, ночное бдение, а потом в течение дня человек просто помнит о Боге и ходит в присутствии Бога - он постепенно сердце отрывает, и сердце начинает чувствовать холодность, равнодушие ко всему мирскому. Оно остывает к мирской жизни и начинает вожделевать божественной жизни. И по-другому не бывает, по-другому не может быть, таково свойство человека - он прилепляется к тому о чём думает, к чему стремится его ум. Чем связан его ум, то передаётся как вожделение его сердцу, если ум воздействует на сердце. Это важнейший духовный закон.

И именно благодаря этому закону человек и может вырвать сердце своё из паутины этого мира, когда умом своим прилепится к Богу. То есть когда он будет внимательно произносить молитву, когда он будет внимательно читать слово Божье, когда он будет размышлять о предстоянии на Суде, о вечном воздаянии. Когда он будет размышлять, и этими мыслями как бы препарировать окружающую его действительность мечом, светом Священного Писания, понимая что вот это ложь, вот это грех, вот это лесть, вот это наваждение. И именно постепенно, особенно в молитвенных воззваниях, ум проникает, как бы спускается, наполняет собой сердце, и сердце начинает чувствовать то что ему в обычном состоянии не вызывает никаких чувств, никакого влечения, никакого вожделения.

Ну да, Царство Божие - ну и что? где оно? кто его видел? что там хорошего?. Ну исполнять заповеди Божьи - ну и что? какой в этом смысл? какая в этом радость? какое в этом наслаждение? Просто так это делать - ну да, человек может, если у него сильная воля, он может себя заставить делать то что вот нужно делать. Но очень редко и не всегда получать при этом радость. И получается некая раздвоенность. Он заставляет себя делать то что нужно, а сердце влечётся к другому. А Бог внимает сердцу.

Вот этот путь, показанный прп. Макарием [=памятование о Боге] - он очень важен, он очень хороший.

медитация, Корепанов

Previous post Next post
Up