Продолжение.
-
Из истории провинциальных аттракционов. Часть 1. 1896-1897.
-
Из истории провинциальных аттракционов. Часть 2. 1897-1906.
-
Из истории провинциальных аттракционов. Часть 3. 1907-1908.
- Из истории провинциальных аттракционов. Часть 4. 1909г.
1910 год.
- 17 февраля (2 марта). Екатеринбург. «В клубе Кыштымского завода во время сеанса кинематографа для учеников школы произошел пожар вследствие короткого замыкания тока. Возникла паника. Устроители выбили окна и выбросили из них часть детей, благодаря чему пожар обошёлся без человеческих жертв». - Р. Я.: «Петербургская газета», 1910, 18 февраля.
05 марта (20 февраля). Газета "Утро России": Москва. Распоряжение о синематографах. По синематографам сделано распоряжение, чтобы отнюдь не допускались лекции и пояснения к демонстрируемым картинам. Это запрещение распространяется также и на синематографы, преследующие научные цели. - - Сайт
"Газетные старости".
- 15 (28) марта. Екатеринбургским кинотеатром «Лоранж» выпущен фильм В. Л. Метенкова «Виды Екатеринбурга во время масленицы». - Вишневский 1996, с. 67.
- Март. Екатеринбургский уездный комитет попечительства о народной трезвости ассигновал комиссии по устройству народных чтений деньги, на которые был приобретён проектор «Бр. Пате» № 2 с нужными принадлежностями. С 19 апреля в конторе В. Л. Метенкова началась демонстрация фильмов.- А. Д.: «Сине-фоно», 1911, № 10, с. 7-8.
- 18 (31) июля. «Антрепренёры столичных театров серьезно озабочены: распространившиеся за последнее время в неимоверном количестве кинематографы являются более чем серьезными конкурентами театрам и отбивают от последних массу публики… Несмотря на то, что кинематографы находятся чуть ли не в каждом доме, они всегда переполнены публикой. Расходы содержателей всяких „биографов“ сравнительно очень незначительны, и благодаря этому доходы, получаемые от кинематографов прямо колоссальны. Один из бывших аптекарских помощников, открывший не так давно это дело, имеет в настоящее время целое состояние. Это понятно, если принять во внимание страшно высокие цены летом даже в самых небольших кинематографах. Представление, занимая не более 1 часа, проходит в день 7-8 раз. И, в общем, каждое даже 2-ое место дает в день 3-4 рубля. Благодаря такому увлечению публики кинематографами Петербург и в особенности Москва превратились в центры по снабжению России и Сибири лентами кинематографических картин. Распространению этих лент в России положила начало французская фирма Пате, открывшая в Москве отделение. Вскоре в Петербурге и в Москве открылись отделения других граничных фирм, главным образом, французских и итальянских предпринимателей. Года же 2-3 тому назад в Москве открыла свои действия одна русская кинематографическая фабрика. Фабрика эта очень удачно оперирует до сих пор, постепенно расширяя свое предприятие. Она выпускает, главным образом, ленты, иллюстрирующие наиболее популярные драматические пьесы русских писателей, затем картины этнографического характера, виды Кавказа, Урала и т. д. Для инсценировки в распоряжении фирмы имеется до 60 артистов и артисток из разных московских театров». - Р. Я.: «Петербургская газета», 1910, 18 июля.
- 12 октября (29 сентября). Газета "Русское слово":Хроника.* Вчера один из петербургских скетинг-рингов оповестил публику, что в синематографе будет показываться сенсационная картина «Гибель Мациевича». Полиция, однако, распорядилась снять этот несвоевременный номер с программы. Сайт
"Газетные старости".
- 21 (08) октября. Газета "Утро России": «Поединок» Куприна. В «Русск. Инв.» напечатано: «В синематографах запретили показывать картину гибели Л.М.Мациевича. Запрещали и еще некоторые картины. Не мешало бы обратить внимание на то, что в московских синематографах показывают «Поединок» Куприна и, между прочим, картину суда общества офицеров. Офицеры изображены в карикатурном виде, и над картиной суда общества публика навзрыд хохочет. Неужели это допустимо?» - Сайт
"Газетные старости".
- 28 октября (11 ноября). Екатеринбург. Состоялось первое народное чтение с кинематографом для рабочих Уткинского завода, проведенное Особой комиссией по устройству народных чтений при Уездном комитете попечительства о народной трезвости. В дальнейшем аналогичные лекции были проведены ещё на восьми заводах в окрестностях города; их посетило 2454 зрителя. - Р. Я.: Лурье С. Страничка истории // «Советское кино», 1927, № 7.
- Октябрь. Повсеместный запрет в столицах и в провинции зарубежных кинокартин на библейские сюжеты.
«В Москве „Коробейники“ разрешены к демонстрированию местной администрацией, но вот пристав Лефортовской части запрещает печатать описание картины „Коробейники“. Есть пословица: „Что ни город, то - норов“, а по-нашему теперь следует пользоваться пословицей: „Что ни город - то цензура“. Подобными распоряжениями обезличивается программа, и интерес к кинематографии может упасть. Необходимо спасаться. Необходимо хлопотать об общей для всей России цензуре картин, одновременно необходимо затронуть вопрос об упразднении иностранной цензуры для кинематографа, ибо фактически комитет не может ее контролировать, не имея демонстрационной комнаты». - Р. Я.: «Кине-журнал», 1910, № 18-19.
- 18 (05) ноября. Газета "Русское слово": АСТАПОВО, 4,ХI. Сегодня на вокзале появились новые лица: Илья Львович Толстой, супруга Андрея Львовича, г. Философов, новые корреспонденты, представители синематографа Пате. Последним железнодорожные жандармы запрещают делать снимки, ссылаясь на отсутствие соответствующего разрешения. Они обратились в Москву. Сайт
"Газетные старости".
- 26 (13) ноября. Газета "Утро России": Запрещение «Крейцеровой сонаты» Бетховена. ВОРОНЕЖ, 12 ноября. Во время музыкального вечера в зале общественного собрания полицмейстер запретил исполнение «Крейцеровой сонаты» Бетховена, хотя оно стояло на афише, разрешенной администрацией. Владельцам местных синематографов заранее объявлено запрещение демонстрировать ленты с картинами похорон Л.Н.Толстого.
- 3 (16) декабря. В Перми умер И.М.Журавлёв, строивший самый грандиозный кинотеатр в городе. - А. Д.: «Сине-фоно», 1911, № 7, с. 17.
- 26 декабря (8 января). В Уфе открылся «Восточный электротеатр Юлдуз» (владельцы - братья Каримовы, Александровская ул., собственный дом). «Картины в нем сопровождались звуковыми эффектами, всякое мигание и мерцание совершенно удалены. Фойе роскошно обставлено в восточном вкусе». - Р. Я.
- 29 (16) декабря. Газета "Утро России". «В сетях позора». Н.-НОВГОРОД, 15 декабря. В синематографах запрещено показывать картину «В сетях позора».- Сайт
"Газетные старости".
- 30 (17) декабря. Газета "Утро России": НИЖНИЙ-НОВГОРОД, 16 декабря. В синематографах установлена предварительная полицейская цензура картин. партии. - Сайт
"Газетные старости".
Примечания.- 4 (17) апреля. Администрация Москвы разрешила кинотеатрам демонстрировать фильмы до 12 часов ночи. - А. Д.: «Сине-фоно», 1910, № 14, с. 6.
1910 год. Екатеринбург.17 марта. Чуть ли не с каждым днем увеличивающееся в Екатеринбурге количество кинематографов вызвало к жизни новую отрасль производства. В непродолжительном времени владельцем магазина фотографических принадлежностей В.Л.Метенковым здесь открывается фабрика картин для кинематографа. Фабрикой будут производиться преимущественно картины с видами Урала, горнозаводской промышленности, сцены из местной жизни и т. д.
Первыми предполагается выпустить следующие картины:1) виды Екатеринбурга во время масленицы, 2) Кафедральная площадь, 3) магазины на Успенской улице, 4) роспуск учащихся, 5) катанье на Главном проспекте, 6) вид на пруд, 7) балаган на пруду и 8) уличные сцены. - Источник
О чем писали местные газеты в начале XX века. Газета «Уральский край». - Свердловский областной краеведческий музей.
7 сюжетов!
С 4 мая в кинематографе «Комета» будут демонстрироваться картины «Операции профессора Дуаена», представляющие особый интерес в научном отношении. Между прочим, будут демонстрироваться: ампутация части членов человеческого тела, ампутация кругообразным способом верхней части правой ноги… вылущивание правого плеча при саркоме плечевой кости. Администрация «Кометы» слабонервных смотреть эти картины не рекомендует.
3 октября.
Художественный театр «Фата-Моргана» (Зал Обухова). С 3-го октября новая небывалая программа красочных картин, подробности в афишах и программах. Говорящая картина ВЕРА В ГРЯДУЩИЕ ДНИ, по Надсону. На днях будет демонстрироваться необычная сенсационная картина ГИБЕЛЬ КАПИТАНА МАЦИЕВИЧА на всероссийском празднике воздухоплавания, в присутствии многочисленной толпы зрителей. Источник
О чем писали местные газеты в начале XX века. Газета «Уральский край». - Свердловский областной краеведческий музей. Здесь же можно посмотреть заметку о Мациевиче.
1911 год.- 20 января (2 февраля). По распоряжению и.о. градоначальника Санкт-Петербурга генерал-майора Вендорфа закрыт синематограф г-на Адельсона в доме № 43 на Петергофском шоссе. Адельсон привлечен к уголовной ответственности за порнографические сеансы, на которые приезжали «учащаяся молодежь и проститутки». А. Д. «Сине-фоно», 1911, № 9, с. 13. - Вишневский 1996, с. 72.
Январь. В Перми работало 3 кинотеатра, в Бердянске - 2, Екатеринбурге - 5, в Елизаветграде - 3, в Ирбите - 2, в Камышлове - 2, в Купянске - 2 (на 7-8 тясяч населения!), в Шадринске - 2. А. Д.: «Сине-фоно», 1911, № 9, с. 16; № 10, с. 18-20.
- 27 февраля (12 марта) В Ташкенте вышел на экран цветной фильм С. М. Прокудина-Горского «Виды Урала и различных местностей России». Вишневский 1996, с. 99.
- 3 (16 марта) В Петербурге вышел на экран фильм А. К. Денисовского-Уральского «Урал и его богатства» - в связи с открытием выставки этого художника.
- 6 (19) апреля. Газета «Уфимский край» напечатала письмо Х. Каримова: «В анонсе, помещенном в вашей уважаемой газете, было сказано, что 6 апреля в театре „Юлдуз“ будет в числе других показана картина „В раю Магомета“. Что представляет собой эта картина - мне неизвестно, но во всяком случае самое название настолько затрагивает религиозные верования мусульман, что ей не должно быть места не только в театре, создателем которого является мусульманин, но и во всяком другом театре. Прошу возмущенных моей неосмотрительностью лиц великодушно простить меня». - Р. Я.: «Сине-фоно», 1911, № 15.
- Апрель. Г. И. Либкен открыл в Москве представительство своей фирмы (вернее, главную контору своей фирмы). А. Д.: «Сине-фоно», 1911, № 16, с. 9; Вся кинематография, с. 14-16. Владелец электрического колбасно-гастрономического завода, рыбокоптильни и гастрономического магазина в Ярославле (Власьевская ул., Духовская ул., собственные дома) Г. И. Либкен содержал кинематографическую прокатную контору с 1905 года. Р. Я.: «Кине-журнал», 1911, № 8.
- 2 (15) мая. Т/д «А. Ханжонков» выпустил историческую драму «Василиса Мелентьевна и царь Иван Васильевич Грозный» (реж. П. И. Чардынин). Фильм был в основном завершен еще в 1909 году, но запрещен тогда цензурой.- Вишневский 1945а, с. 13.
- 25 мая (7 июня). В пермском кинотеатре «Прогресс» произошел пожар. Сгорела проекционная будка.-
Дерябин Александр Степанович: «Сине-фоно», 1911, № 19, с. 16.
- Май. Журнал «Сине-фоно» сообщил: «Таганрог. Владелец электро-биографа Куликов подал в полицию для подписи анонс, извещавший почтенную публику, что вскоре у него пойдет монопольно картина „Максим Горький на острове Капри“». Помощник полицеймейстера Попов через весь анонс синим карандашом вывел: «Максим Горький не заслуживает внимания, чтобы демонстрироваться на экране среди выдающихся людей. Враг государственности». - А. Д.: «Сине-фоно», 1911, № 19, с. 111.
- Июнь. В Канске работало 2 кинотеатра, в Кургане - 2, в Ново-Николаевске - 2, в Омске - 7, в Петропавловске - 1, в Челябинске - 3. - А. Д.: «Сине-фоно», 1911, № 19, с. 16.
- 30 августа (12 сентября). Вышел на экран фильм Т/д «Продафильм» «Добыча асбеста на Урале» (возможно, съемки В. Л. Метенкова). Вишневский 1996, с. 103.
- В Санкт-Петербурге издан «Список кинематографических картин, которые могут быть допущены к публичному демонстрированию» - официальный список разрешенных цензурой фильмов за 1907-1911 гг., перепечатанный из списков, публиковавшихся в газете «Правительственный вестник». -Вишневский 2001, с. 308.
Представленные без ссылок материалы взяты из
Энциклопедии кино RuData - 1911.
1912 год.«Пройдитесь вечером по улицам столиц, больших губернских городов, уездных городишек, больших сел и посадов,- писал в 1912 году А. Серафимович в статье «Машинное надвигается»,- и везде на улицах с одиноко мерцающими керосиновыми фонарями вы встретите одно и то же: вход, освещенный фонариками, и у входа толпу ждущих очереди - кинематограф».
Из ярмарочного аттракциона кино превращается в самостоятельную форму отдыха и развлечения; его посещают не только городские низы, как было совсем недавно, но и мелкая буржуазия, и учащаяся молодежь, и значительная часть интеллигенции.
«Загляните в зрительную залу,- продолжает Серафимович,- вас поразит состав публики: здесь все - студенты и жандармы, писатели и проститутки, офицеры и курсистки, всякого рода интеллигенты в очках, с бородкой, и рабочие, приказчики, торговцы, дамы света, модистки, чиновники, словом, - в с е...»
Н.А. Лебедев. Очерки истории кино СССР. Немое кино: 1918 - 1934 годы.
- Вторая декада января. «Варшавский окружной суд приговорил вчера К. Мешковского, З. Борковского и Вик. Флама по 1001 ст. Уголовного Уложения к 100 руб. штрафа за устройство в феврале 1910 г. в кинематографе по ул. Новый Свят „пикантных“ представлений для взрослых».
«Вследствие того, что различные куплетисты и рассказчики, выступающие в антрактах в электротеатрах, позволяют себе с подмостков говорить непристойности и сальности, и на выходки этих „артистов“ было много жалоб, ярославский полийцмейстер воспретил дирекциям электротеатров утраивать аттракционные номера. Разрешаются в антрактах только музыкальные и вокальные номера».
«Действующая во Владикавказе комиссия по цензурованию картин, демонстрируемых в синематографах, решила пополнить себя представителями от местного гарнизона и кадетского корпуса. Кроме того, найдено необходимым просматривать каждую перемену картин до первого сеанса в числе не менее трех членов комиссии». - Р. Я.: «Сине-фоно», 1912, № 8.
- 21 июля (3 августа). Газета «Голос Москвы» писала: «Публика синематографов явно предпочитает те пьесы, где режут кого-нибудь, душат или жгут на медленном огне. Раз в программе стоит такая пьеса, сбор обеспечен. Содержатели синематографов хорошо усвоили эти вкусы и идут им навстречу. Они конкурируют друг с другом в преподнесении зрителям таких пьес, от которых у самого крепкого человека волосы стали бы дыбом. В старину любители подобных эмоций ходили смотреть на публичные казни; теперь они лишены этого удовольствия и идут в электрический театр. Недавно в Москве блестящий сбор сделала картина „Падение с Эйфелевой башни изобретателя парашюта и его разбитие (!) насмерть“. Главною приманкой здесь послужило то, что картина, как гласили афиши, снята в Париже с натуры. И публике занятно: ведь это почти то же, что видеть наяву мучительную смерть живого человека. Но рекорд побила (или лучше сказать, побьет) другая картина: здесь инквизиторская изобретательность автора дошла до такого предела, дальше которого, должно быть, никому не удастся пойти. Одна из московских синематографических контор готовит к юбилею Отечественной войны целый ряд пьес из эпохи 1812 года. В одной из этих пьес есть, между прочим, картина, изображающая нападение волков на французов великой армии. Вот как приготовили эту дьявольскую сцену. Сделали две куклы в натуральную величину, одели их во французские мундиры и посадили в снегу у потухшего костра за Ходынским полем. Внутренность кукол набили мясом и коровьими кишками. У Дурова взяли на подержание двух волков и напустили их на кукол. Голодные звери почувствовали запах крови, бросились на добычу, зачавкали окровавленными пастями, начали растаскивать, волочить по снегу окровавленные кишки. Во время этого дикого пиршества неожиданно для устроителей сцена приобрела чересчур уж реальный вид: волки освирепели, оскалили зубы, ощетинились; началась безобразная свалка над распластанными, истерзанными и залитыми кровью манекенами… Мне говорил очевидец этого зрелища, что даже крепкие нервы с трудом его выдерживали: тошнило, казалось, что вот-вот упадешь в обморок! Эту картину удалось видеть во время снимания немногим случайным зрителям. Зимою ее увидит вся Москва. И, конечно, недостатка в зрителях не будет: предприниматели хорошо знают вкусы публики». -
Янгиров, Рашит Марванович.
- 24 августа (6 сентября). Газета «Голос Москвы» писала: «В среде московского духовенства поднят вопрос о применении в церквах кинематографа. В церквах ведутся собеседования на темы из священной истории; кинематограф может наглядно иллюстрировать эти чтения… „Не могу допустить даже мысли о том, - сказал нашему сотруднику протоиерей о. Сергий Успенский, - чтобы в церкви был установлен кинематограф. Там, где совершается великое таинство, не место для зрелищ… Кинематограф вводит в храм толпу, которая будет думать в нем не о Боге, не о молитве, а о развлечении“… Подобного мнения держатся и многие другие опрошенные нашим сотрудником священники. Лишь один, фамилию которого, по его просьбе, не называем, сказал: „По-моему, идея применения в церквах кинематографа очень ценна… События из священной истории или описания святых мест, иллюстрированные на экране, могут лишь усилить благоговейное настроение“…» - Р. Я.
- 8 (21) сентября. Т/д «А. Ханжонков» преобразован в АО «А. Ханжонков и Ко» согласно высочайшему повелению от 25 февраля. На момент реорганизации предприятие имело 10 отделений (Петербург, Москва, Харьков, Одесса, Ростов-на-Дону, Екатеринослав, Саратов, Самара и Екатеринбург). «В истекшем и текущем годах Общество вошло в договорные отношения со многими министерствами и другими общественными организациями (Добровольный флот, Переселенческое управление и пр.) для производства специально требуемых ими картин».- Р. Я.: РГИА СПб., ф. 23, оп. 12, д. 1120; «Кине-журнал», 1912, № 17. - А. Д.: «Сине-фоно», 1912, № 24, с. 25; Ханжонков, с. 63.
Представленные без ссылок материалы взяты из
Энциклопедии кино RuData - 1911.
1913 год.
- 8 (12) февраля. Томская газета «Утро Сибири» сообщила, что местный кинотеатр «Иллюзион-Глобус» провел среди зрителей анкету, «руководствуясь сообразоваться с мнениями и вкусами посетителей», чтобы «пойти навстречу потребности общества в недорогом и не отнимающем времени зрелище, счастливо сочетающем приятное с полезным». Впоследствии журнал «Сине-фоно» (1913, № 14, с. 29) опубликовал результаты этой анкеты. Предпочтения томских зрителей в основном совпали с общероссийскими: на первом месте по популярности шли драмы, затем документальные фильмы и комедии. Зарубежные актеры оказались более популярными, чем российские; кинофирмы по степени привлекательности распределились так: на первом месте «Пате», затем, «Нордиск», «А. Ханжонков и Ко», «Витаграф», «Гомон», «Чинес». - В. В. в
Энциклопедии кино RuData.
- 30 марта (12 апреля). Как сообщил «Сине-фоно», в Перми к этому времени работало 3 кинотеатра, в Екатеринбурге - 5, в Ирбите - 2, в Камышлове - 2, в Шадринске - 2, в Кунгуре - 1, в Красноуфимске - 1. В Оханске, Осе, Соликамске, Чердыни, Верхотурье постоянных кинотеатров не было, фильмы показывались заезжими гастролерами. В то же время на крупных заводах - таких как Мотовилиха - также работали постоянные кинотеатры. -
А.Дерябин: «Сине-фоно», 1913, № 14, с. 27.
- 5 (18) апреля. В аудитории московского Политехнического музея состоялся диспут на тему «Синематограф или театр (Кто победит?)», устроенный редакцией журнала «Маски». В диспуте приняли участие Н.Я.Абрамович, М.М.Бонч-Томашевский, А.С.Вознесенский, Максимилиан Волошин, Сергей Глаголь, В.Е.Ермилов, Ф.Ф.Комиссаржевский, В.Г.Сахновский. -
А.Дерябин: «Сине-фоно», 1913, № 14, с. 26; № 15, с. 11-13.
1 (14) мая. В Екатеринбурге открылось отделение фирмы «Бр. Пате» (заведующий - М.А.Антошевский) !!! -
А.Дерябин: «Сине-фоно», 1913, № 16, с. 26.
- Май. «…Кинематограф… удостоился специального рассмотрения в IV Государственной Думе. 82 депутата подписали законодательное преположение „Об установлении особого налога на ввозимые из-за границы и выделываемые в России кинематографические ленты“». Было предложено «установление особого налога на ввозимые из-за границы и выделываемые в России кинематографические ленты, размер которого определялся бы четырьмя копейками с каждого аршина». Кроме того, депутаты «полагали бы нужным предоставить в законодательном порядке городским и земским учреждениям право регулировать в известных пределах плату, взимаемую предпринимателями за посещение кинематографов». Однако в октября 1913 года Совет министров обе идеи депутатов отклонил. - Листов 1995, с. 19: РГИА, ф. 1276, оп. 9, д. 206, л. 1-2 об. (Как я понял из сборника «Россия. Революция. Кинематограф» : К 100-летию мирового кино. Найти я его пока не смог.)
- 8 (21) июня. «Сине-фоно» в редакционной статье сообщил о законопроекте, предложенном одним из депутатов Госдумы. Предлагалось взимать за демонстрацию зарубежных фильмов специальный налог и направлять вырученные средства на развитие отечественного кинематографа. Инициатива эта встретила дружное сопротивление прокатчиков. -
А.Дерябин: «Сине-фоно», 1913, № 19.
- 20 июля (2 августа). По сообщению «Сине-фоно», Г.И.Либкен организовал собственное производство, причем режиссёрской частью должен заведовать Н.М.Ларин, а главным оператором приглашен Ян Доред (в журнале указан как Торед). Первой постановкой новой фабрики стала «Дочь купца Башкирова» («Драма на Волге»). -
А.Дерябин: «Сине-фоно», 1913, № 22, с. 24; Вся кинематография, с. 14-16.
- 27 июля - 8 сентября (9-21 сентября). Публикация в «Кине-журнале» первых статей В.В.Маяковского о кино - «Театр, кинематограф и футуризм», «Уничтожение кинематографом „театра“ как признак возрождения театрального искусства» и «Отношение сегодняшнего театра и кинематографа к искусству». По предположению некоторых исследователей, до конца года и до середины сентября следующего года поэт под разными псевдонимами опубликовал в том же издании ещё 24 текста, посвященных экрану. - Р. Я.: «Кине-журнал», М., 1913, № 14, 16, 17; Милявский Б., Дуганов Р., Радзишевский В. Неизвестные статьи Владимира Маяковского. // «Вопросы литературы», 1970, № 8.
- 11 (24) сентября. В Минске запрещены к показу заграничные фильмы «Конгресс сионистов» и «Упражнения еврейских соколов».
А. Д.: «Сине-фоно», 1913, № 27, с. 39.
- 12 (25) сентября. Фирмой «Бр. Пате» выпущен фильм «Дело Бейлиса», впоследствии запрещенный во многих городах России.
Вишневский 1996, с. 168.
- Сентябрь. В Екатеринбурге вышел первый номер журнала «Разумный кинематограф и наглядные пособия» (ред.-изд. Н. П. Тихонов). Было издано всего четыре номера (один из них - двойной) этого единственного до революции журнала, специально посвященного научному кинематографу.- Вишневский 2001, с. 321.
- 13 (26) октября. В пермской духовной семинарии состоялась беседа доктора П. Н. Серебренникова с воспитанниками на тему об алкоголизме. Доктор сообщил, что за 7 лет существования казенной винной монополии (1895-1902) Пермская губерния пропила 271 934 483 руб., причем ежегодно только одна Пермь пропивала 1 млн. руб., а завод Мотовилиха - 500 тыс. руб. В то же время за 1912 год жители области потратили на кино 36 735 руб., на цирк - 22 028 руб., на «драму» - 18 515 руб. 80 коп., на благотворительные спектакли - 40 192 руб. 95 коп., на концерты заезжих артистов - 12 618 руб. 45 коп., на оперу - 24 093 руб. 74 коп., на оперетту - 8 408 руб. 30 коп. (всего на культурные мероприятия - 170 965 руб.). «Лектор заявил, что борьба с пьянством возможна только путем широкой пропаганды противоалкогольной литературы, устройством разумных развлечений: кинематографов, чтений, концертов, спектаклей и т. д.». -
А.Дерябин: «Сине-фоно», 1913, № 4, с. 37.
- 19 октября (1 ноября). «Комиссия по направлению законодательных предположений признала желательными законодательные предположения об установлении налога на вывозимые за границу и выделываемые в России кинематографические ленты, выразив пожелание, чтобы правительство выработало законопроект об установлении особой кинематографической цензуры в видах недопущения противных нравственности картин и порядке допущения детей на кинематографические представления». - Р. Я.: «Архангельск», 1913, 22 октября.
- 19 ноября (2 декабря). Ярославль. Т-во «Волга» Г. И. Либкена выпустило свой первый фильм - «сенсационную драму по материалам уголовного процесса» «Дочь купца Башкирова» (реж. Н. П. Ларин). Вишневский 1945а, с. 27. (Мое предположение, что екатеринбуржцы могли видели эту драму. Имея собственный кинотеатр в городе, Либкен должен был обкатать его на екатеринбургской публике. - Р.Б.)
- 31 октября (13 ноября). Состоялось первое в России представление кинетофона Эдисона в петербургском кинотеатре «Soliel». Права на монопольную эксплуатацию аппарата в России были приобретены актером Александрийского театра А. М. Давыдовым и П. А. Конюховым. «Для постановки картин Кинетофона нами (Давыдовым и Конюховым. - Р. Я.) в ближайшем будущем устраивается свой специальный театр в С.-Петербурге. Картины для Кинетофона будут ставиться в нем в постановке и в исполнении лучших русских драматических и оперных артистов, а записи будут делаться лучшими техниками Америки».
Из отзывов прессы: «С точки зрения технического совершенства еще не все достигнуто Эдисоном, но тем не менее и теперь получается известная иллюзия говорящих и поющих картин на экране… Особенно удачно были воспроизведены: игра на духовых инструментах, на ксилофоне, а также свист и лай собак». - Р. Я.: РГИА СПб., ф. 472, оп. 49, д. 1284; «Варшавский дневник», Варшава, 1913, 7 декабря.
- 6 (19) декабря. Начальник Управления по делам печати А.А.Татищев писал директору Департамента полиции С. П. Белецкому: «… имею честь препроводить при сем по принадлежности по распоряжению Вашего Превосходительства прошение потомственного почётного гражданина М. Е. Башкирова о воспрещении повсеместного демонстрирования кинематографической картины под названием „Дочь купца Башкирова (волжская быль)“, ввиду того, что на Волге существует лишь один купеческий род Башкировых и содержание картины оскорбляет честь и доброе имя просителя и его родственников. К сему считаю долгом присовокупить, что я с своей стороны признавал бы указанное ходатайство Башкирова заслуживающим удовлетворения». Это ходатайство было удовлетворено: дальнейшее демонстрирование фильма под этим названием было запрещено, и он показывался под названиями «Драма на Волге» и «Дочь купца». - Р. Я.: РГИА СПб., ф. 776, оп. 22, д. 33.
...
Продолжение: -
Из истории провинциальных аттракционов. Часть 5. 1914.